среда, 17 июля 2019 г.

Хамди Улукайя на TED: Антиучебник для генерального директора

Эта публикация появилась благодаря вчерашнему диалогу с клиентом в рамках консультационного сета июля 2019. Вопрос «реанимировать или нет одно из региональных предприятий» для моего визави упирался в пресловутый мем «о безнадёжности простого российского человека». Идею о том, что «нашему работяге ничего не нужно, кроме денег, а вот у них там – да, там дело другое», эксплуатируют не только люди без опыта работы за рубежом. Это очень удобное исходное, им не гнушаются даже нынешние активисты движения за повышение в России производительности труда. Если бы мой клиент не чувствовал, что здесь что-то не так, если бы верил в безальтернативность японского менеджмента как примера для подражания, он бы не просил о консультации. Но наша встреча состоялась и, как обычно, между двумя её частями был перерыв в 10 минут. В течение этого времени я готовлю ответы на вопросы, выработанные вместе в первые 25 минут, а клиент смотрит какой-нибудь ролик или заметку, которую я заранее выбрала для него интуитивно на основании общих представлений о предстоящей беседе.

Когда я вернулась «в студию» с вариантами решений, то встретила взгляд, я бы сказала... позитивно-растерянный. Такой обычно выдаёт человека, вдруг захваченного какими-то собственными размышлениями (как говорится, «мысль пошла»). Минут через пять он перебил меня словами: «Кажется я знаю, что надо делать». Вот так ударно мы вчера поработали в паре с Хамди Улукайя...

понедельник, 8 июля 2019 г.

На что смотрят клиенты-работодатели, изучая ваши соцсети

Вскрыть и изучить извне чей-либо FB-аккаунт в наши дни не проблема. Труднее из разрозненных и порой противоречивых сведений собрать достоверный портрет-прогноз кандидата. Компаниям не нужны сюрпризы ни на старте изменений, ни, тем более, в их процессе. Поэтому вас изучают. Делают это не только HR-ы и не так, как HR-ы. Тем, кто планирует свою карьеру, несколько замечаний из личного опыта.

За других CEO не скажу, но мои клиенты понимают, что «познание объекта – есть процесс отражения его способностями субъекта»*, поэтому заказывают один и тот же анализ разным специалистам. Опасаясь «суждений по себе», они интересуются, каким инструментом пользуется аналитик? Ко мне они обращаются, допуская, что мой инструмент – социогеномика – сможет «прочитать между строк». Им не нужен портрет кандидата «как есть» (тут и психолог справится), им нужен прогноз «как будет».

понедельник, 15 апреля 2019 г.

Интервью о лидерстве для портала «Алгоритм» (г. Барнаул, Алтайский край, Россия, 13.09.2018)

Елена Маркушина – инженер-управленец, организационный эволюционист, один из первых российских практиков в сфере управления развитием компаний. Издатель первого в России сайта «Управление изменениями в компании» (2001 г.). Стаж управления на предприятиях реального сектора, в том числе директором по развитию, более 15 лет. Основатель профсообщества Лидеров Перемен Kinsmark, куратор проектов в т.ч. Высшей Школы Корпоративных Реформаторов. Методолог системного Управлении Изменениями (орг-импрувмента), разработчик учебных программ. Автор статей, спикер конференций, преподаватель управления изменениями, наставник руководителей и лидеров перемен. Амбассадор в России книги М. Шина «Дао Белой Вороны: Управление изменениями, нацеленное на развитие».

А.В. — Александр Вагенлейтер, Е.М. — Елена Маркушина.

А.В. Елена Геннадьевна, давайте представим, что мы с Вами идём по коридорам какого-нибудь бизнес-форума и видим, что заседает секция «Лидерство по-русски». Вы бы туда заглянули?

Е.М. Если бы точно знала, что тема будет освещаться не так, как «бизнес по-русски», то — конечно, почему бы нет. Ожидания — вещь краеугольная. Они формируются по мере понимания того, в какой системе координат составлено сообщение. Будем с вами как студенты Гарварда — выбирать, у кого слушать курс стратегии: у теоретика Портера или у практика Якокки.

А.В. Ну, в данный момент я заглядываю к Вам со своими читателями как к руководителю профессионального сообщества Лидеров Перемен. Такие наши ожидания. Или мы чего-то не прочли в «программе»?

Е.М. С этой темой ко мне, конечно, лучше заглядывать как к методологу управления изменениями. Тем более что эта работа предполагает симбиоз теории и практики. Мало ли кто чем руководит, важно — понимает ли он предмет разговора, и как именно он его понимает.

Однако Вы правы, поскольку интервью ориентировано на аудиторию более или менее подготовленную, — стоит задать координаты. Я буду исходить из того, что рассуждения вокруг да около темы для читателя настолько же скучны, насколько скучен и узкопрофессиональный разговор. Так что попробуем держаться «золотой середины» и ориентироваться на тех, кто что-то слышал об управлении изменениями, знает о существовании двух подходов — любительского и профессионального, двух школ — гуманитарной и технической, двух коннотаций change-management — консультантской и практической, двух точек зрения — зависимой и независимой, и догадывается о том, что лидерства тоже бывают разные.

пятница, 12 апреля 2019 г.

80 малоизвестных фактов о Японии

Источник фото
"Как устроена жизнь в Японии". Эта тема не теряет актуальность в среде российских менеджеров. Оно и понятно — развивать свою страну и при этом зарабатывать гораздо труднее, чем продавать сказки о далёких краях или идеи пророков из чужого Отечества. 

Сегодня принято снисходительно отноcиться к продавцам советов всех мастей, однако так называемый "инфобиз" или "продавцы воздуха" не возникли из ничего, их появлению предшествовали долгие годы потребления россиянами рассказов о том, как устроены компании, в которых они никогда не работали, в странах, в которых они никогда не жили. Да и сами рассказчики не работали и не жили (роль продавца веры и личный опыт — вещи несовместные). По сути семинары по японскому, американскому и любому другому нероссийскому менеджемнту мало чем отличаются от общения мессионеров с аборигенами. На них одни продают символы веры, а другие покупают их в обмен на способность к независимому мышлению. Если человек лично сам не жил долгие годы в стране и не работал в компании, о которой рассказывает, то он или наивный пересказчик или опысный болтун, отвлекающий слушателя от его реальности и отучающий его думать. Но, кроме этого, здесь есть едва заметный для неспециалистов* политический подтекст.

Точка зрения сообщества Kinsmark созвучна с мнением профессора Гарварда Эзры Вогеля и патриарха нашего дела Шоджи Шибы [1]. Российские консультанты так ничего и не поняли о Японии. Они не продают российским менеджерам японскую мудрость поиска собственного пути, они продают им отставание от Японии. Причина названа выше: принуждение думать своей головой не приносит ни клиентов, ни денег; сказки же, напротив, создали целую армию небедствующих консультантов.

Заимствование опыта требует зрелого взгляда и критического мышления. Мышления прежде всего! Однако в рамках деструктивной парадигмы Россия не должна думать самостоятельно или опираться на собственную память, — она должна только каяться и догонять. А поскольку (по тем же понятиям) первого никогда не будет достаточно, а второе недостижимо, то у кого-то всегда будет бутерброд с икрой. Должны ли мы придавать анафеме МММ, "бизнес-молодость" и байка-торговлю или нужно предоставить им выполнять свою миссию воспитания homo-idioticus — вопрос не закрыт...

Несмотря на то что для резидентов Kinsmark тема давно неактуальна, а профи орг-импрувмента знают о Синдроме Туриста, повторяю на блоге заметку с сайта Kinsmark для тех, кто не может её там найти. Её написал пользователь big_mac для открытого блога, а наши коллеги, проживающие в Японии, дали свои дополнения в скобках. Внизу ссылки на интересные статьи и фильмы.

четверг, 4 апреля 2019 г.

Почему организационное развитие нельзя поставить с первого раза

Источник фото MensHealth

Основная мысль обращения одного из участников вебинара по управлению переменами (руководителя производственно-торговой компании) была такой: «Мы попробовали – и не получилось. Что вы там говорили про три подхода к этой штанге?».

Действительно говорила, и неоднократно. С первого раза поставить работу в области управления развитием организации ещё никому не удавалось. Не потому, что это чертовски сложно, а потому что именно так и должно быть. Чтобы понять, почему так происходит и правильно сориентировать СЕО, HR и всех причастных к оценке работы руководителей, необходимо определиться с предметом и правильно выбрать систему координат...


Организационное развитие, о котором я буду говорить ниже, это вовсе не то оргразвитие, о котором рассказывают будущим HRам в профильных институциях. Это не корпоративная психология, это управленческая инженерия - системный подход к организации, основанный на лучших достижениях как зарубежной, так и российской технико-экономической школы (кто не уверен, что вторые были, может открыть для себя российскую школы НОТ, ТРИЗ, Тектологию и более поздние СНОПП, эконометрику и т.д.). Это организационное развитие имеет базой предмет "управление изменениями" и особенно в той её части, что содержит модель достижения культурного совершенства организации. Это именно то организационное развитие, что трепетно радеет за достижение баланса с другой моделью - моделью достижения операционного совершенства бизнеса (кайдзен). Это то, оргразвитие, что рассматривает психологию как одну из точек зрения на проблемы организации, вместе, но не вместо и не в отстранённости от бизнес-целей его языка и эффективности.

Допустим, компания переросла себя в качестве предпринимательской структуры, в ней родилась организация. Как я разъясняла в более ранних материалах, это напрямую связано с процессом эволюции делового человека, того самого, кто эту компанию создал и который однажды должен перейти из ранга "предприниматель" в руководители (см. статью "Почему увольняют Джобсов", журнал "Business Excellence",№№ 12/2013, 1, 2, 3 /2014 г., Москва). Если рождение организации состоялось и оно осознано управлением, то вызовы новой корпоративной жизни рано или поздно потребуют ответов. Мы с коллегами по Kinsmark не зря трудились 17 лет: многие руководители признают за профессией "менеджер по развитию организации" право на жизнь, некоторые открывают в компаниях вакансии "Директор по организационному развитию", многие читают наши материалы, заочно разбираясь в новых категориях. И наконец, новый директор по развитию выходит на работу, а по прошествии нескольких месяцев с неё уходит. Руководство огорчено, если не разочаровано, виноватый назначен, так что остаётся вопрос "что делать?". И ответ очень простой: разобраться, как в целом компании достигают устойчивой рабочей фазы в деле управления развитием организации.

Пять причин, почему "штанга" не даётся с первого раза.

1. Неверная самооценка стартового состояния предприятия. То есть компания может во факту являться предпринимательской структурой со всеми вытекающими из этого последствиями для культуры и практики управления. Только с началом сотрудничества с импрувером выясняется, что в компании не поставлен генеральный менеджмент. А между тем, управление развитием организации – одна из его функций, которая  делегируется сверху вниз. Что же СЕО будет делегировать, если не знает ни что это, ни где это, ни зачем? К тому же, должность CEO и профессиональный статус CEO – вещи разные.

2. Сопротивление HR или СОDO появился в компании чудом, например, пока HRG в отпуске. До этого в компании произошла культурная блокада, по сути – изоляция управляющего центра от всех каналов, по которым в компанию может проникнуть маврокс. Виновником такой изоляции является так называемый «злокачественный HR». Из-за совсем другого видения отделом персонала того, чем должен заниматься Директор по оргразвитию, начинается межфункциональный конфликт.



3. Компания не готова к переменам ресурсно. Не прошло обучение, у управленцев верхнего и среднего уровня, не сформировалось общего понимания Триады Роста. Персонал так загружен текучкой, что у людей просто нет ресурса времени на преобразования. Нет фондов для технического перевооружения, на замену устаревшего ПО, на бюджет подразделения развития и т.д. Нет мотивации на среднем уровне управления (когда импрувмент продвигается сверху) или топы поддерживают перемены, идущие снизу, только на словах.
4. Культурный шок и трудности перевода. Характерно для CODO, реализующих Сценарий Безоружного. В компании быстро нарастает недоверие к CODO, который привносит слишком много нового и не всегда утруждает себя объяснениями. В компании практикуется подмена понятий. Например, CODO оформляют директором по качеству, его протесты игнорируют, обещая объединения полномочий менеджера по СМК и CODO; на деле же ничего, кроме задач качества, развивающему не поручают. То, что CODO в культурно-поведенческом смысле должен быть «не такой как мы все» – это понимают, точнее, думают, что понимают заранее. Но оказываются не готовым принять лидерство CODO в реальности
5. И самое главное, что и определило название для данного правила - столкновение квалиа. Первая встреча нереального мира, основанного на умозаключениях о будущем, с реальностью – это всегда столкновение и шок. Для отдельного человека (его мозга) тут важно здоровье механизма достройки реальности. Чем он более развит, тем адекватней воображаемое будущее, построенное на данных из настоящего (ожидания) и тем меньше такой человек разочаровывается на первом свидании с девушкой из Интернета, на очной встрече с известным гуру, на многолюдном событии, которое посетил впервые.
Если ожидания формируют несколько человек (как в случае с нанимателями нового CODO), то погрешности ожиданий огромны в силу как недостатка входных данных (кто такой CODO, в чём его работа, что такое org-импрумвент и т.д.), так взаимоусиления ожиданий в группе от двух и более человек.
Сложности изменений, их тяжесть и длительность существуют только в воображении руководителей, пригласивших профессионала на работу. Говоря образно, компания как тот начинающий штангист – не понимает, что такое 100 кг, пока не попробует поднять хотя бы 20. Квалиа мечтающего, сталкиваясь с реальностью, всегда перекладывает вину за разочарование на других. Поэтому первый CODO по сути оказывается виноват лишь в том, что он первый. Опыт делает нас великодушнее. Даже если второй CODO окажется слабее своего предшественника, на его здоровую голову с больной будет переложено меньше.
На входе предупреждать руководство о трудностях перемен бессмысленно. Эти слова CODO для работодателей пусты, ведь ещё нет квалиа, сформированного предыдущим оптом. Чтобы процесс «падения штанги» был отрефлексирован боссом вовремя, CODO в первый день работы «ставит шкуру на кон» (см. у Шина и Талеба). Подача заявление об уходе с открытой датой – это не бравада, а признак профессионализма.

Не бывает компаний, готовых к переменам, до их начала. Чтобы управленцы ни заявляли на старте – это только лозунги. Свой цикл постановки профессионального управления изменениями компания проходит «по головам» своих CODO. Путь от немотивированного оптимизма через отрицание и информированный оптимизм к рабочему плато, она проходит в среднем за три попытки. Попыток нужно тем меньше, чем образованней топ-менеджмент и чем бОльшим профессионалом был первый CODO в истории компании.

воскресенье, 31 марта 2019 г.

10 минут о переменах 12 - Что мешает внедрению Бережливого Производства

Выпуск №12 видео-проекта "10 минут о переменах" был записан в апреле 2018 г. Резиденты Сообщества Kinsmark его уже видели, но чтобы не смущать тех, кто ещё хочет высказаться, мы решили открыть общий доступ к видео только сейчас. "Отвечая на вопрос "что мешает компаниям внедрять Бережливое Производство" руководитель УК Kinsmark Елена Маркушина объясняет, где скрывается корень проблем внедрения Lean. Вам встретятся знакомые термины (орг-импрувмент, RCL, TPS, KPI, CRM, SbA и т.д.), а также "другая точка зрения" на проблему. Вы узнаете о нашем исследовании 2016 года и попробуете пройти тест на знание японской культуры".

четверг, 21 марта 2019 г.

«Завод» на обочине. О фильме Юрия Быкова

Посмотрела «Завод» Юрия Быкова. Профессиональный интерес и 7 лет заводской жизни (
рабочий опыт на заводе «Ленинец» в Питере и инженерный на «Ижорских Заводах») продержали меня у экрана 1 час 47 минут. Резюме  смотреть. Не то чтобы «бросить все дела и смотреть», а просто смотреть.

На этом можно было бы и остановиться, если бы не тот самый опыт, возраст, память и моё особое отношение к кино. И, пожалуй, пол, поскольку версия о том, что это «чисто пацанский фильм с бандитами и стрелялками» не лишена оснований. Если бы не всё это, то возможно я бы нашла в картине поводы не только для огорчений, но и для удовольствия.

пятница, 15 февраля 2019 г.

Бережливая Гаврилиада – или – 16 стульев для Lean-овца

Благодарю моего партнёра по поэтическому фехтованию док. физ.-мат. наук,

профессора СПбГУ В. Б. Меласа за поток.

1
Гаврила был примерным мужем.
И щедрым, что там говорить,
Пока под поводом досужим
Не захотел он Lean внедрить.
2
«Страдал Гаврила от гангрены»1
Пока, гуляя по цехам,
Он видел, как «плохие гены»²
Тут производят всякий хлам.

четверг, 14 февраля 2019 г.

Почему прав Андрей Ткачёв

Ах, какой кейс по лидерству в переменах! Боже мой! Низкий поклон Андрею Юрьевичу и "всем участникам событий".

Тема общения Лидера Перемен с "глухими" не столько деликатная, сколько не модная. За всё время существования этого блога для профессионалов перемен мною была написана только одна заметка, называлась она "Говорите громче. В компании спящего вы всё равно ничего не измените". Если вы интересуетесь лидерством и импрувментом по-настоящему (а не по модному), то вот вам повод для размышлений.

Для тех, кто не заметили курсив фразой выше, подчёркиваю ещё раз. Для того чтобы не просто понять, а хотя бы воспринять данный пример как кейс, вам потребуется важное качество — непокорность мышления, его устойчивость к "залипанию" на форме, блокирующему способность видеть содержание. Именно этим (кроме прочего) профессионалы перемен отличаются от любителей. Чем сложнее форма, тем ценнее ваше умение зреть в корень, и тем скорее вы "соответствуете служебному положению" (это я директорам по оргразвитию говорю). Если вы оказались тут случайно, то рискуете уколоться об эту самую форму, мол, "ой,  — попы!", "ой, церковников приплела!", "ой, мои атеистическое чувства хотят оскорбить". Если так — не тратьте время. 

понедельник, 21 января 2019 г.

Как проверить, «трудолюбивый» у собеседника мозг, или «ленивый»?

На картинке торт...
Как проверить, «трудолюбивый» у собеседника мозг, или «ленивый»? Такой вопрос прилетел вместе со ссылкой на подкасты Сергея Савельева (привожу ниже). Спасибо, Евгений, едва не пропустила обновление страницы, на которую сама же и подписана... Отвечаю.

Действительно, подобного рода проверка нужна, например, для определения сложности предлагаемых к обсуждению вопросов или для принятия решения о развитии отношений. Но прежде, чем искать сложные методы, обратимся к простой наблюдательности.

Наверняка вы замечали, как те же люди, кто не могут предложить ничего сами, активно включаются в обсуждение чужих идей, критикуя, но не развивая их. С «точки зрения» мозга, оценивать готовое менее затратно, чем трудиться над выработкой собственного варианта решения.

пятница, 11 января 2019 г.

Церебральный сортинг и менеджеры в попытках его игнорировать

Диалог с нерезидентом Гильдии по поводу проблем внедрения Lean Production побудил поделиться здесь некоторыми соображениями. Начну почти что с вечного...

1. Трудным для менеджеров остаётся осознание того факта, что проблемы применимости методов разрешаются в соседней, а не в той же области знаний, в которой предложены эти методы.

2. Очередной раз не стала обижать нового человека (превращать коллегиальное общение в обучающий семинар), просто послушала... Жаль, конечно, что пробелы в подготовке исключают возможность диалога по самой сути вопроса, но если уж трудный поиск ответов самоценен, то не нужно ему мешать... Снова подметила эту особенность, отличающую резидентов сообщества Kinsmark от нерезидентов что в 1989-м, что в 2009-м, а теперь и в 19-м — умение искать ответы ради правды, а не ради самоуспокоения.

вторник, 18 декабря 2018 г.

Кино и конкуренция

Патриотические мечтания вслух... Вообразите. Летите вы каким-нибудь межконтинентальным Боингом, и в бортовом телевизоре из семи языков один — русский. И в коллекции фильмов — тадаммм! —российский фильм. А лучше 2 (один мультик). Пусть будут те же 3 китайских, 2 японских , 3 французских и прочий голливуд, но и целый один (!) российский. Никто не стал бы смотреть? Ещё как бы стал. У пассажиров авиакомпании Japan Airlines "9 рота" вызвала бы интерес как минимум по той же причине, по которой у пассажиров итальянской "Neos" — фильм "Легенда №17". Эдакий изощрённый троллинг человеков: ряда № 17 в самолёте нет, а фильм есть. Да ещё русский...

Удивительно, но достижения подобных KPI не включают в свои планы никакие наши министерства и ведомства (включает, но молчит? это вряд ли). Остаётся надеяться на то, что, как и в случае с внезапным появлением у России мощной Армии, кто-то ведёт целенаправленную и хорошо засекреченную работу, пока те, кому полагается её делать по долгу службы, играют роли Сердюкова и Васильевой...

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.