Источник фото |
Материал связан со страницами:
ДиректоRU
Импрувмент
Кодекс консалтера
Управление изменениями
Управление персоналом
Настоящие лидеры перемен
Агенты перемен
ДиректоRU
Импрувмент
Кодекс консалтера
Управление изменениями
Управление персоналом
Настоящие лидеры перемен
Агенты перемен
Допустимо ли в офисе говорить на повышенных тонах? Не то, что в офисе, такое в принципе недопустимо в отношениях между людьми! Так-то оно так. Да только иногда выбор в пользу приличий для Агента перемен не такой уж и очевидный.
Когда в 2009 году я впервые съездила в итальянскую деловую экспедицию (позднее они стали у нас регулярными), я открыла для себя не знакомое доселе явление – крик без агрессии. Двое или трое итальянцев спорили, используя острые выражения, размахивая руками у разгорячённых лиц (своих и оппонента). Казалось, они вот-вот подерутся, но нет: покричали – разошлись. Женщина шумела на мужчину или мужчина на женщину, пытаясь что-то объяснить. Как мне сказали, это не то, что я подумала, это другое... В такими моменты мне вспоминался один из любимых кейсов конца 90-х – австралийский девелоперский гигант Leand Lease. Я узнала о проектной культуре этой компании из серии публикаций Полли Лаббар из Fast Company. Одна из статей сохранилась в архиве Гильдии Kinsmark. Вот цитата из неё.
Как узнал архитектор Эрик Куне во время работы над проектом торгового центра Bluewater, на собраниях ОГП не бывает ничего святого. «Споры по поводу проекта Bluewater стали легендой. Люди с самыми разными мировоззрениями приходили на эти собрания и яростно отстаивали свои убеждения. Никто не хотел уступать. Нельзя создать ничего нового, не задев гордости людей, которые уверены, что нет ничего лучше сделанного ими».
Все дело в том, что людей здесь ценят не за звания, не за должность и не за случайный успех. Их ценят за идеи. И за способность осуществить эти идеи в горячке работы над проектом. Это невероятно окрыляет – и в то же время, вынуждает бороться. Люби либо наслаждаются работой в Lend Lease, либо совершенно не выносят её.
А что же лидеры перемен? Они редко бывают шахматистами-манипуляторами, напротив – чаще всего они подкупают коллег своей искренностью и радением за судьбу компании. Но прощают им «нестандартное поведение» не там, где можно всё, а там, где понимают, что того требует нестандартная ситуация.
Как известно, чтобы реализовать перемены, нужно вывести систему из состояния равновесия, покоя, в котором она застряла с нелучшими для себя последствиями. Но до перемен еще дожить надо. Прежде надо, чтобы тебя услышали. Иногда в прямом смысле.
Глухота – самый распространенный метод сопротивления переменам. Иногда и не знаешь что хуже: когда тебя услышали по-своему или когда не услышали вовсе. Когда агент перемен вполне конкретен, а мысль, которую он старается донести, вовсе не из разряда проходных, глухота может проявиться внезапно, как обострение давно спящего недуга, и поразить именно тех, кого дело касается напрямую.
Возможно, вне офиса (на детской площадке, на пляже, в купе поезда или где-то еще) вам встречались мамаши, гневно комментирующие поступки своих отпрысков: «Ну вот пока не наорешь на него, никакой реакции!». Однажды я наблюдала, как маленькая девочка, ковыряясь в песочнице, упорно игнорировала спокойные просьбы своей матери. Одна и та же фраза была сказана той раз десять и только доброжелательно, тихо и уверенно, даже предостережения о последствиях прозвучали спокойно. Девочка смотрела на мать, слушала ее, но… не слышала. И только когда то же самое прозвучало почти криком – девочка стала, наконец, орудовать совочком осторожнее. У меня есть подозрение, что перед лицом перемен многие из нас становятся детьми, так что знаменитый театральный принцип «чем громче, тем тише» не всегда эффективен.
В своей книге «Трудный выбор» бывшая CEO Hewlett-Packard Карли Фиорина писала, что она предпочитает высокий тон шепчущему лицемерию. Я была удивлена, узнав, что темпераментную речь она не считает признаком слабости руководителя. [Я нечасто встречаю согласие с моей личной позицией, поэтому порадовалась тому, что в этом мы с Карли Клейтон сходимся.] Речь не идет о грубости, ненормативной лексике, переходе на личности или что-то в этом роде, но цену крепкому слову я знаю и оттачиваю технику его применения.
Фиорина вспоминает о периоде работы в компании, где, как ей показалось сначала, всем заправляли неотесанные грубияны. Вскоре она заметила, что в такой манере общения менеджеров не было злости, недоброжелательства, яда, желания в чем-то ущемить собеседника. Многие вещи были и решались проще. Работать там было и просто, и непросто одновременно, стрессам там не давали накапливаться. Затем Карли перешла в другую компанию, где культура была иной, и главной ценностью было «уважительное отношение к товарищу». Реверансы, улыбки, намеки, умалчивания, подозрительность, мнимая дипломатичность и бог знает что еще скоро проявили портрет компании-лицемера. Карли пишет, что не думала, что когда-нибудь будет скучать по тем временам, когда общение было пусть громким, но честным.
На самом деле, предтечей больших проблем компании, связанных с сопротивлением переменам, является... тишина. Да вот, представьте себе.
Многие люди внутри и вне наших офисов живут, как будто спят. Они не могут ответить на вопрос, почему ходят на эту работу, какую жизнь они могли бы прожить, и какую выбрали, всячески дорожат своим сном и тщательно избегают «курсов по пробуждению». Перемены эти люди переживают в своих фантазиях, перемешивая их с играми в решимость, с долгими разговорами о планах, которым не суждено сбыться… Очень может быть, что люди, к которым вы обращаетесь, так тщательно подбирая выражения, вас не слышат именно потому, что спят. Повысить тон не в стремлении обидеть, а с намерением разбудить – вот задача. [Ну не щипать же их!]
Я часто наблюдаю, как ревностно директора по персоналу охраняют среду обитания от лишних рычащих, шипящих, гремящих, топающих, хохочущих и прочих звуков. Когда я прихожу в новую компанию, то первое, что стараюсь отметить – уровень тишины. У каждой организации понятия о «тихо» и «громко» свои, однако, если вокруг слишком тихо – будьте уверены: первое, что компании удаётся лучше всего, это – сон.
Повысить тон, чтобы привлечь внимание, вызвать реакцию, растормошить, может даже кого-то по-дружески щелкнуть по носу – навык весьма полезный для Агента перемен. А иначе сонное царство просто будет в оцепенении ждать, когда этот эпизод сна останется позади. Главное для RCL* – не злоупотреблять.
Повышенный тон, когда он – метод, исключительное поведение и должен применяться крайне редко, например, в ситуации, когда на карту поставлено будущее – или-или. Нужно понимать, что после первого же демарша обратной дороги «к образу интеллигентного человека» для Real Change Leader уже не будет. Всем станет очевидно, что вы способны вот так разговаривать. Россия – не Италия, да и там в деловой коммуникации такой случай считается из ряда вон. Задремавших снова вам придётся будить какими-то иными способами, например «дружественными уколами» в корпоративной прессе.
Ничего никогда не менявший в чужой компании читатель скажет, что я пишу очевидные глупости, но этой заметки не было бы вовсе, если бы не письма от RCL. Они оказываются в таких ситуациях, в которых не помогут ни игры в волейбол ни корпоративные праздники. Стоит им только приблизиться к теме изменений – всё, снова глубокий сон и «абонент временно недоступен».
Но если шуметь на совещаниях и в рабочих группах вы вздумаете часто, то, мало того, что быстро сведёте на нет эффект от первого случая, так ещё и поможете недоброжелателям навесить на вас ярлык профнепригодного. В коллективе произойдет адаптация к вашему новому образу и всё – полный провал. Знаете, какие будильники будят хуже всего? Те, которые с жутким звоном врываются в сон. Хлоп по выключателю – и дальше спим крепко и сладко.
Однажды после совещания ко мне подошел главный акционер компании и сказал: «А ты молодец. Давно пора было нам жару задать, а то как спящие красавцы. Я вот завтра в филиал поеду, я их там прищучу! Тут рабочая группа сложилась отличная, и там пора создать». Здравые профессионалы поймут ваши мотивы, но таковых не всегда большинство.
Не бойтесь стражей культуры тишины и лицемерия из отделов кадров. Как бы вы ни говорили – тихо или громко, люди чувствуют, что движет вами. Ну а в выборе «французского» вас непременно обвинят (а как же! злой вы человек, грубый). А вот и нет. Попросите коллег не путать мексиканский темперамент с кухонной полемикой. Агенты перемен люди любящие. Любящие страстно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий