среда, 29 июля 2009 г.

Теория лжи на практике

Вероника Кустопалова из Санкт-Петербурга спрашивает: "Когда я смотрю очередную серию "Теории лжи" (Lie to me), то каждый раз думаю над тем, каким образом можно применить подход команды Лайтмана к оценке персонала. У Вас есть опыт применения подобных техник?".

Уважаемая Вероника. Чтобы максимально точно ответить на Ваш вопрос, нужно разделить эти два предложения в Вашем письме. Их смыслы не стоит смешивать.

Начну со второго. Знания из физиогномики применяются в практике управления изменениями достаточно широко, но именно знания, так как физиономические реакции (а именно о них в Вашем сообщении речь) – следствие, а не причина. Практика прогнозирования реакции на изменения фокусируется на определении мотивов, а физиогномика может применяться для уточнения/проверки правильности их диагностики. Но как дополнительный, а не основной набор факторов. И инструмент этот, хоть и захватывающий, но не точный, его применение не является единственно достаточным.

Сам же фильм, по моему мнению, не может оцениваться выше, нежели успешный (со всеми сопутствующими эпитетами) телепродукт, шоу. Как и многие другие кино-продукты в Америке, этот создан по типу слоеного пирога, где для каждого зрителя вкусен слой по его уровню подготовки, вкуса и интеллекта. И уж конечно, мало что из него может быть принято за чистую монету. Хотя есть и полезные эпизоды.


Мне приходилось слышать мнение, что сериал "Lie to me " – "фильм о применении достижений физиогномики в следственных действиях". Эта точка рассмотрения заставляет видеть научную подоплёку там, где её нет. Фильм, по моему мнению, несет несколько иное сообщение. Он о том, что современный мир, в котором ложь возведена в ранг искусства (рекламы, имиджа, NLP и т.п.), не так безнадёжен; правда – оборотная сторона лжи, и ее можно увидеть; искусству обмана есть границы, установленные природой, а Наука всегда на стороне правды.

Коллекция фото типичных эмоциональных проявлений – это обобщающий образ, а не пример для подражания. Заключение о том, что человек с такой-то гримасой испытывал в момент ее фиксации чувства, которые ему приписывают (ученый или учебник), не выдерживает никакой критики.

Наша мимика имеет плавный характер. Мы не меняем выражение лица так, как если бы это была смена стоп-кадров различной длительности. Чтобы пройти от одной точки лицевой статики до другой, мышцы работают. И если вы вырвете из визуального контекста несколько стоп-кадров, то можете быть весьма удивлены. Да вы и сами были удивлены, когда удаляли свои «неудачные» фото из персональных коллекций...

Из одного видео я сделала два кадра с портретом одного и того же человека. Шаг фиксации 12 секунд. Я показала их собеседнику без комментариев, но с вопросом: "Что вы видите?". Он обнаружил на первой фотографии гнев (напряженные брови, подбородок, веки, раздувающиеся ноздри, и др.), на второй – искреннее сожаление и грусть (влажные глаза, брови домиком, носогубы и др.). Все точно как по учебнику. НО! Ни первого, ни второго человек на фото не испытывал. Это кадры до и после того, как он чихнул.

Мнение: Анатолий Вассерман считает, что именно поверхностность мешает отличить правду от лжи.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.