Основная мысль обращения
одного из участников вебинара по
управлению переменами (руководителя
производственно-торговой компании)
была такой: «Мы попробовали – и не
получилось. Что вы там говорили про три
подхода к этой штанге?».
Действительно говорила,
и неоднократно. С первого раза поставить
работу в области управления развитием
организации ещё никому не удавалось.
Не потому, что это чертовски сложно, а
потому что именно так и должно быть. Чтобы
понять, почему так происходит и правильно
сориентировать СЕО, HR и всех причастных
к оценке работы руководителей, необходимо
определиться с предметом и правильно
выбрать систему координат...
Организационное развитие, о котором я буду говорить ниже, это вовсе не то оргразвитие, о котором рассказывают будущим HRам в профильных институциях. Это не корпоративная психология, это управленческая инженерия - системный подход к организации, основанный на лучших достижениях как зарубежной, так и российской технико-экономической школы (
кто не уверен, что вторые были, может открыть для себя российскую школы НОТ, ТРИЗ, Тектологию и более поздние СНОПП, эконометрику и т.д.). Это организационное развитие имеет базой предмет "управление изменениями" и особенно в той её части, что содержит модель достижения культурного совершенства организации. Это именно то организационное развитие, что трепетно радеет за достижение баланса с другой моделью - моделью достижения операционного совершенства бизнеса (кайдзен). Это то, оргразвитие, что рассматривает психологию
как одну из точек зрения на проблемы организации, вместе, но не вместо и не в отстранённости от бизнес-целей его языка и эффективности.
Допустим, компания переросла себя в качестве предпринимательской структуры, в ней родилась организация. Как я разъясняла в более ранних материалах, это напрямую связано с процессом эволю
ции делового человека, того самого, кто эту компанию создал и который однажды должен перейти из ранга "предприниматель" в руководители (см. статью "Почему увольняют Джобсов", журнал "Business Excellence",№№ 12/2013, 1, 2, 3 /2014 г., Москва). Если рождение организации состоялось и оно осознано управлением, то вызовы новой корпоративной жизни рано или поздно потребуют ответов. Мы с коллегами по Kinsmark не зря трудились 17 лет: многие руководители признают за профессией "менеджер по развитию организации" право на жизнь, некоторые открывают в компаниях вакансии "Директор по организационному развитию", многие читают наши материалы, заочно разбираясь в новых категориях. И наконец, новый директор по развитию выходит на работу, а по прошествии нескольких месяцев с неё уходит. Руководство огорчено, если не разочаровано, виноватый назначен, так что остаётся вопрос "что делать?". И ответ очень простой: разобраться, как в целом компании достигают устойчивой рабочей фазы в деле управления развитием организации.
Пять причин, почему "штанга" не даётся с первого раза.
1. Неверная самооценка
стартового состояния предприятия. То
есть компания может во факту являться
предпринимательской структурой со
всеми вытекающими из этого последствиями
для культуры и практики управления.
Только с началом сотрудничества с
импрувером выясняется, что в компании
не поставлен генеральный менеджмент.
А между тем, управление развитием
организации – одна из его функций,
которая делегируется сверху вниз.
Что же СЕО будет делегировать, если не
знает ни что это, ни где это, ни зачем? К
тому же, должность CEO и профессиональный
статус CEO – вещи разные.
2. Сопротивление HR или
СОDO появился в компании чудом, например,
пока HRG в отпуске. До этого в компании
произошла культурная блокада, по сути
– изоляция управляющего центра от всех
каналов, по которым в компанию может
проникнуть маврокс. Виновником такой
изоляции является так называемый
«злокачественный HR». Из-за совсем другого
видения отделом персонала того, чем
должен заниматься Директор по оргразвитию,
начинается межфункциональный конфликт.
3. Компания не готова к переменам ресурсно. Не прошло обучение, у управленцев верхнего и среднего уровня, не сформировалось общего понимания Триады Роста. Персонал так загружен текучкой, что у людей просто нет ресурса времени на преобразования. Нет фондов для технического перевооружения, на замену устаревшего ПО, на бюджет подразделения развития и т.д. Нет мотивации на среднем уровне управления (когда импрувмент продвигается сверху) или топы поддерживают перемены, идущие снизу, только на словах.
4. Культурный шок и трудности перевода. Характерно для CODO, реализующих Сценарий Безоружного. В компании быстро нарастает недоверие к CODO, который привносит слишком много нового и не всегда утруждает себя объяснениями. В компании практикуется подмена понятий. Например, CODO оформляют директором по качеству, его протесты игнорируют, обещая объединения полномочий менеджера по СМК и CODO; на деле же ничего, кроме задач качества, развивающему не поручают. То, что CODO в культурно-поведенческом смысле должен быть «не такой как мы все» – это понимают, точнее, думают, что понимают заранее. Но оказываются не готовым принять лидерство CODO в реальности
5. И самое главное, что и определило название для данного правила - столкновение квалиа. Первая встреча нереального мира, основанного на умозаключениях о будущем, с реальностью – это всегда столкновение и шок. Для отдельного человека (его мозга) тут важно здоровье механизма достройки реальности. Чем он более развит, тем адекватней воображаемое будущее, построенное на данных из настоящего (ожидания) и тем меньше такой человек разочаровывается на первом свидании с девушкой из Интернета, на очной встрече с известным гуру, на многолюдном событии, которое посетил впервые. Если ожидания формируют несколько человек (как в случае с нанимателями нового CODO), то погрешности ожиданий огромны в силу как недостатка входных данных (кто такой CODO, в чём его работа, что такое org-импрумвент и т.д.), так взаимоусиления ожиданий в группе от двух и более человек.
Сложности изменений, их тяжесть и длительность существуют только в воображении руководителей, пригласивших профессионала на работу. Говоря образно, компания как тот начинающий штангист – не понимает, что такое 100 кг, пока не попробует поднять хотя бы 20. Квалиа мечтающего, сталкиваясь с реальностью, всегда перекладывает вину за разочарование на других. Поэтому первый CODO по сути оказывается виноват лишь в том, что он первый. Опыт делает нас великодушнее. Даже если второй CODO окажется слабее своего предшественника, на его здоровую голову с больной будет переложено меньше. На входе предупреждать руководство о трудностях перемен бессмысленно. Эти слова CODO для работодателей пусты, ведь ещё нет квалиа, сформированного предыдущим оптом. Чтобы процесс «падения штанги» был отрефлексирован боссом вовремя, CODO в первый день работы «ставит шкуру на кон» (см. у Шина и Талеба). Подача заявление об уходе с открытой датой – это не бравада, а признак профессионализма.
Не бывает компаний, готовых к переменам, до их начала. Чтобы управленцы ни заявляли на старте – это только лозунги. Свой цикл постановки профессионального управления изменениями компания проходит «по головам» своих CODO. Путь от немотивированного оптимизма через отрицание и информированный оптимизм к рабочему плато, она проходит в среднем за три попытки. Попыток нужно тем меньше, чем образованней топ-менеджмент и чем бОльшим профессионалом был первый CODO в истории компании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий