Вскрыть и изучить извне чей-либо FB-аккаунт в наши дни не проблема. Труднее из разрозненных и порой противоречивых сведений собрать достоверный портрет-прогноз кандидата. Компаниям не нужны сюрпризы ни на старте изменений, ни, тем более, в их процессе. Поэтому вас изучают. Делают это не только HR-ы и не так, как HR-ы. Тем, кто планирует свою карьеру, несколько замечаний из личного опыта.
За других CEO не скажу, но мои клиенты понимают, что «познание объекта – есть процесс отражения его способностями субъекта»*, поэтому заказывают один и тот же анализ разным специалистам. Опасаясь «суждений по себе», они интересуются, каким инструментом пользуется аналитик? Ко мне они обращаются, допуская, что мой инструмент – социогеномика – сможет «прочитать между строк». Им не нужен портрет кандидата «как есть» (тут и психолог справится), им нужен прогноз «как будет».
Вот какие рекомендации
я могу дать резидентам Гильдии, подписчикам
и просто пользователям соцсетей.В основном массе клиенты не владеют социогеномикой даже в объёме Первой Компоненты Триады Роста, однако знают, что это такое, и потому переспрашивают: «Вы на основании кода смотрите, да?». На самом деле, смотрю я на основании версии о персональном (врождённом) социально-ролевом коде человека, но для заказчика главное, что это не мои личные тараканы что-то анализируют, а «градусник показывает». Выводы разных аналитиков сравниваются, и поскольку у меня пока осечек не было, клиенты склоняются к тому, чтобы овладеть моим инструментом и применять его самостоятельно – и слава богу. Научу всех желающих (почти всех).
Во-первых, надо понимать, что одну и ту же информацию из вашего профиля, комментов и переписки разные аналитики интерпретирует по-разному. Чем слабее инструмент анализа, тем чаще срабатывает принцип «всё, что может быть понято неправильно, и будет понято неправильно».
Профессионализм уже давно не является единственным и достаточным условием найма. В «дополнительных опциях» появились новеллы.
Мои так и в
ТЗ пишут: «нужна пара профессионализм и автономность» или «нужен нечервивый персик». Не торопитесь
реагировать на последнее нервным
смешком. Есть любопытная теория о
людях-кокосах и людях-персиках, знакомая
в основном руководителям, международных
компаний.
«Такую классификацию придумали эксперты-культурологи Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хампден-Тернер. В персиковых культурах, подобных США или Бразилии, люди склонны быть дружелюбными (мягкими) с новыми знакомыми. Они часто улыбаются прохожим, быстро переходят на обращение по имени, делятся информацией о себе и задают личные вопросы людям, которых едва знают. Но после недолгой дружеской беседы с персиком вы можете внезапно наткнуться на твердую косточку, где персик защищает свое истинное «я», и отношения резко прекращаются.
В кокосовых культурах, например в России или в Германии, люди первоначально более закрыты по отношению к тем, с кем не связаны узами дружбы. Они редко улыбаются прохожим, не спрашивают малознакомых людей о личном, не предлагают личные сведения тем, с кем не близки. Но со временем, когда кокос вас узнает, он становится теплее и дружественнее. И, хотя отношения строятся медленно, они обычно продолжаются намного дольше». См. подробнее у Эрин Мейер.
«Червивый», – значит
в той или иной степени заражённый идеей
разрушения целого изнутри. Это не обязательно
активист протестного движения в России,
гораздо чаще хотят выявить улыбчивых
шептунов, которые конечно же не скажут
на собеседовании, что они за разделение страны на части и обесценивание всего того хорошего что
было когда-то и создаётся в России
сегодня. К влиянию политики на политику
корпоративную это не имеет никакого
отношения. Мои заказчики вполне толерантны
к самым разным мнениям, но они хотят,
чтобы различие взглядов касалось методов
работы, стратегии и всего прочего, что
касается бизнеса. Некоторые заказчики
имеют опыт развития предприятий с
командой, неоднородной именно по этому
признаку, и заметили, что большинство
«червивых персиков»:
- комуникабельны, улыбчивы, но никудышные работники;
- они критикуют ради критики и всегда в оппозиции к начальству только потому, что оно – власть;
- там, где нет пирамиды – во фракталах или временных плоских структурах – им скучно (свергать некого);
- не могут жить без манипуляций и отвлекают людей от работы;
- часто считают сослуживцев глупее себя, не потому что те не разбираются в чём-либо по работе, а именно из-за различий в политических убеждениях;
- считают себя «людьми искусства» в том смысле, что призваны только указывать на проблемы (все же слепые вокруг), а как вы их будете решать – не их дело;
- не способны заметить улучшения, а значит отдел развития будет терять энергию и время на бесполезный в таком случае внутренний PR;
- они не верят в своих, чужое у них всегда лучше отечественного. (Такой руководитель, как вы понимаете, вольно или невольно отучает окружающих думать самостоятельно);
- не способны оценить работу топ-менеджмента, вырывают из её контекста только то, что обслуживает их психологические наклонности.И т.д.
Большинство моих ищет или руководителя подразделения в штат, или эксперта на проект консалтинга. Давать рабочие места
«червивым персикам» они не хотят именно
на своих предприятиях, но считают такие
качества вполне подходящими для СМИ, подбирающих в штат журналистов или блогеров.
Личный бренд
Наверняка в других компаниях всё
по-другому, но в тех, кто обращаются ко
мне, плев...ь хотели на личный бренд. Видимо, чтение старого доброго сайта «Управление изменениями в компании» (в августе отмечаем его совершеннолетие), материалов Kinsmark и этого блога, а также многолетнее общение на тему управления развитием провели такой искусственный отбор среди потенциальных клиентов. Мои запрашивают у рекрутёров информацию по кандидатам с «плохим» IQ, «сомнительной» репутацией и всякого рода «чёрными метками».
Лет пять тому назад я спросила президента группы компаний Х «а каковы отзывы об этом кандидате на рынке». «Я не собираю сплетни» – ответил он. Начала было возражать, но мне объяснили. Этого одного частного мнения было достаточно, чтобы заметить, насколько традиционный поиск руководителей отличается от поиска Развивающих. Они различаются так же, как подбор матросов для прогулочного катера в тихой гавани и подбор матросов же для кругосветки. Мои подбирают людей под вероятный шторм перемен.
Лет пять тому назад я спросила президента группы компаний Х «а каковы отзывы об этом кандидате на рынке». «Я не собираю сплетни» – ответил он. Начала было возражать, но мне объяснили. Этого одного частного мнения было достаточно, чтобы заметить, насколько традиционный поиск руководителей отличается от поиска Развивающих. Они различаются так же, как подбор матросов для прогулочного катера в тихой гавани и подбор матросов же для кругосветки. Мои подбирают людей под вероятный шторм перемен.
Репутация в отрасли не равна личном
бренду, не равна подлинной ценности
специалиста, не равна его известности
в какой-либо тусовке. У эффективных лидеров
перемен так и вовсе не бывает хорошей
репутации. «Он пришёл к нам, поставил
всех на уши, мы мучительно менялись и
вышли на отличные показатели благодаря
ему» – такого вы нигде не прочтёте.
Мессадж наиболее позитивных откликов
будет скорее следующим: «Мы прошли
трудный путь сами, а этот – ой, не
напоминайте о нём». Люди не склонны
любить того, кто стал проводником их
изменений, хвалить его вовне или даже
помнить, поэтому для профессиональных
развивающих из числа маркетологов,
финансистов, директоров по развитию
вполне естественно отсутствие пачки
хвалебных отзывов.
Но вернёмся
на FB.
Хотя мои клиенты в массе своей в соцсетях не активны, они проявляют отличную осведомлённость о том, «как там оно всё устроено в фэйсбуке».
Друзья и лайки
Количество
френдов и подписчиков не имеет значения. Целенаправленно ли человек занимался своим высоким показателем, или это стало следствием его
минутного хайпа на ТВ, – не важно. Напомню, представления об элементах
личного бренда у моих заказчиков иное.
Два негативных момента, на которые хочу
обратить ваше внимание.
- Персональная страница с большим числом подписчиков и лайков – не лучшее решение. Именно к страницам привязаны на FB инструменты продвижения. Платите за ротацию каждого статуса или страницы целиком, и через полгода вы – звезда. Ничего не имею против таких страниц и самобрендинга, просто сообщаю, что есть такие работодатели, для которых это не плюс к репутации, а жирный минус. Они просто не верят таким страницам. Для них «раскрученное имя» не равно «ценный специалист».
- Количество лайков под публикациями тоже не особо ценится, что логично, если учесть, что заказчикам всё равно, что о вас думают другие. Настороженность вызывает стабильно высокое (примерно одинаковое) число лайков под вашими статусами. Тут рассуждают так. Даже верный мембер фан-клуба может устать. Сегодня он тебя лайкает, потом ты надоел, и он пошёл лайкать другого (а так чтобы сегодня лайкать одного, а завтра стабильно пятерых – маловероятно из-за того, что персональный ресурс лайков среднего пользователя конечен и относительно стабилен). Учитывается и такая обыденность, как лайки друг другу внутри клуба, компании друзей или в иерархии. Делают поправку на «лайки под влиянием», то есть, например, студент не может не поставить лайк посту препода или рядовой не может не лайкнуть пост лидера партии. Человек просто заинтересованный в другом, ставит лайки только пока другой ему нужен. Так называемый «эффект ореола» даёт высокое количество реакций (это когда реагируют не на самого человека, а стоящий за ним бренд, скажем «Государственная Дума», «Сколково», «1-й Канал» и т.п.). Как заказчики выделяют лайки в поддержку дела или мнения незнакомца, не в курсе, таких запросов не было.
Большой минус, если вы
набрали 4999 друзей, а потом опубликовали
статус вроде «я подхожу к порогу и
начинаю чистить список неактивных,
удалитесь сами, кому я не интересен».
Мои даже отдельной строкой указывают
в ТЗ просьбу искать такие статусы. Одна HR-дама говорила
мне, что уравнивая себя с медийной
звездой (такие шаги знаменитостей оправданы),
кандидат выдаёт своё стремление к
быстрой известности. Возможно, психолог
права, и всё это – заигрывание с нашим врождённым инстинктом доминирования. Заметьте,
к слову, как осведомлённо скромен в
данном вопросе сам Сергей Вячеславович Савельев.
CEO говорят интереснее. Им
нужны люди, которые думают ДО, а не ПОСЛЕ.
Они ищут разборчивых на этапе сватовства,
а не на этапе развода. Если человек
пускает «в свой дом» кого попало, мол,
потом разберёмся, вам это «потом
разберёмся» ёкнется в работе ещё ни раз. «Давайте с клиента деньги возьмём,
а потом придумаем, как ему отгрузить»
мои слышать больше не хотят. Опытные. Кто-то возразит: «А вот и нет! Многие
стартапы взлетели только благодаря
такому авантюризму». Да не вопрос – забирайте всех таких
кандидатов. Просто мои уже всё это
проходили, установка «потом разберёмся»
часто означает «начнём мы, а выкручиваться
будешь ты лично».
Активность в комментариях
Нужно понимать, что
ищут вас ради дела люди дела. Поэтому. Когда вы оставляете море комментов даже
в тематических профессиональных группах,
это не «гуд». Возможно, вы успеваете
заглядывать в смартфон на бегу и так
далее, но работодатель судит резче.
Он считает, что вам не чем заняться в
течение рабочего дня, или что вы постоянно
отвлекаетесь от той работы, на которой
заняты сейчас. Вы не горите делом, ваша
энергия уходит в пустые дебаты. Чтобы
составить ваш полный портрет, достаточно
совсем небольшого количества комментариев.
Вот слышу сейчас: «Ой, да ладно, – два
слова, и ей всё ясно». Это психологам
всё ясно, я анализирую прежде всего не то, как вы высказались, а саму речевую конструкцию (у каждого
социогеномного архетипа она имеет свои особенности). Иногда мои
выводы опровергают выводы психологов.
И «хамить», и «дерзить» и прочее можно
очень по-разному. Минутная слабость в
сети уставшего хорошего человека,
поверьте, отличима от проявлений плохого
характера.
Меня удивило как-то, что клиент негативно трактовал присутствие у кандидата в ленте следов
чужого троллинга. Не готова дать оценку
такому суждению, но вопрос клиента
интересный: «Почему человек у «своём
доме» не убирается? Для чего нужен этот информ.
мусор? Чтобы показать, какой он терпимый
к разным точкам зрения?».
Словом, то, в чём вас поощряет FB, часто не то, чего от вас ждёт потенциальный работодатель.
Позитивно воспринимается наличие у вас фильтров, группировки
друзей по интересам или иным признакам.
В FB работа со списками практически не
реализована. Даже участников отдельного
списка вы просмотреть не можете.
Работодатель рассуждает так: «Ага, тут
сервиса никакого, а чел всё равно всё
структурировал – молодец». Если вы
публикуете статусы для разных групп
друзей, то для него это означает, что вы и в компании сможете для разных целевых групп
формулировать разные сообщения. Это важный навык для RCL производственных предприятий.
Фото
То, что фото-заставка вашего аккаунта – это ваша самопрезентация. как формула «я – это», уже писала, повторяться не буду. Напомню только, что человек с чистой совестью не прячет глаза за чёрными очками и не отворачивается от камеры так, чтобы глаз не было видно. И если не хотите, чтобы вас читали как «я – пустое место» или «я – чёрная дыра», не поленитесь, выберите заставку.
Кое-кто рекомендует
быть осторожным с отпускными фото. Если
на собеседовании, мол, вы говорите, что
весь прошлый май были заняты на проекте,
а фото в FB показывают,
что весь май вы провели на Канарах –
лжец, лжец... Ну, если, вместо того чтобы прямо спросить, наниматель торопится уличить вас во лжи, то это минус ему, а не вам.
Во-первых, отпускные и прочие фото в сетях далеко не все публикуют сразу же. Кто-то отбирает, обрабатывает и только потом (через недели или месяцы) постит. Отметка «находится здесь» не всегда соответствует моменту, – пользователи с опытом это знают. Во-вторых, если для работодателя «быть занятым на проекте» означает исключительно пребывание на предприятии клиента, то – аларм! XXI век на дворе, блокчейн и нанотехнологии, а работодатель не в курсе, как это работать удалённо?
Поэтому на собеседованиях лучше уточнять, что часть работы была сделана удалённо, и вы отлично справились ещё и потому, что отлично ДО этого отдохнули.
Фото
в трусах... Мне везёт с клиентами,
по всей видимости. Никого из них
демонстрация кандидатом фото своего накаченного тела на пляже
не испугала. Признаки визионизма или
нарцисизма успешно отлавливают психологи. Например, если человек ежедневно постит фото-подборки, и в каждой присутствует его морда лица, они это заметят. От меня же клиенты ждут «доказательств
лидерства». Ну, или полного его отсутствия.
Как вы знаете (наверняка
не первый раз на моём блоге), речь о
врождённом лидерстве, а не о списке
занимаемых где-либо первых позиций.
Только один фактор назову для примера.
Может ли человек
поставить свой лайк под сообщением, уже
имеющим их 1,5 тысячи? Да конечно. Нравится
– ставь. Но мои обучены, увы. Они знают,
что лидеры никогда не ходят за толпой
постоянно. Лидер подлинный начинает с
анализа самого предмета, а не с того,
сколько там уже народу отлайкалось.
Нелидера же будет просто колбасить от
того, что в общем-то интересный предмет
или сообщение плохо раскручены. Ему не
придёт в голову приложить свою руку к
повышению известности хорошего, он
будет просить его автора потратиться
на рекламу, и вот тогда-то, он, мол, придёт
и всё вам отлайкает. Думаете,
редкое явление? Вовсе нет. Мы в Гильдии
Лидеров Перемен Kinsmark такое наблюдаем постоянно.
Наша скромность в рекламе очень облегчает
нам задачу определения «своих». Лидер
по природе может случайно нас найти, но
точно неслучайно с нами останется.
Для моих курсистов
оговорюсь: у обладателей SGL «принадлежность к группе»** атрофирована, там вообще другие
взаимоотношения с социумом, как вы
помните. Настоящий лидер западает на
новенького, на маврокс. Он никогда не
скажет «у меня друзей три тыщи, и никто
о таком не слышал». Тут перед умением
FB выявлять ху-из-ху снимаю шляпу.
Тематика
постов
У вас
разнообразная жизнь? Тогда почему вы
постите только фото любимого кота? Наниматели
не телепаты. Для них вы – ограниченный.
Представьте себе.
К моему
удовольствию некоторые мои клиенты
читали Барбару Эренрайх, а потому
опасаются виртуальных позитивистов.
Они понимают, что у людей, «продающих»
в Сети «дивный новый мир»*** (с акцентом на «дивный», а не на, «новый» по Хаксли) есть своя
целевая аудитория. Более того, они
считают, что слава богу, что кто-то постит красивую жизнь, или красивые
отношения, или красивые курорты. Немало
людей нуждаются в таком контенте. Но.
Мои не нуждаются в таких сотрудниках.
Хотя нет, в
2014-м у меня была заказчица, которая
искала торгового представителя для
своего продукта. Для такого случая – да, позитивизм
и селфимания очень хорошие качества.
Но это был один случай, а так всё
производственно-торговые компании,
предпринимательскую стадию уже прошедшие
(или в процессе). Так вот, они считают,
что дешёвая FB-слава
вызывает зависимость. Если в течение
рабочего дня ничего впечатляющего в
сеть не запостить, то грусть-тоска.
Сбежит сотрудник – ищи нового. И второе,
что упоминают (вероятно уже опытные),
что у такого кандидата и проф. самооценка
завышена, и он считает самого себя уже
подарком человечеству. В таких аккаунтах
приходится копаться часами, чтобы в
ворохе слепящих глаза красот рассмотреть,
что же чел на самом деле умеет делать.
Несущие свет
и дельные советы, но не наладившие жизнь
собственную, психологами выявляются
на раз. Я у них работу не отнимаю.
Знакомые из HR-отделов
тут добавляют, что позитивизм (не путать с позитивным отношением к миру, жизни,
людям и т.д.) предполагает самоизоляцию
от негативной информации. Я не знакома
лично с достаточным числом позитивистов,
не имела возможности наблюдать реальное
социальное поведение, но клиенты всё
равно в ТЗ просят «про позитивизм, если
он есть, подчеркните пожалуйста». Мне в таких
случаях приходится делать анализ на
наличие «шестёрки» в тройке социогеномных доминант.
Если в ленте
«подозреваемого» читается полная
эмоциональная глухота к трагическим
событиям, задевающим общественное
чувство сострадания, то это сигнал. Каждый скорбит
по-своему – так я думаю и никого не осуждаю. Моя
задача – проследить закономерности. Если
человек прекрасно владеет русским,
но на протяжении нескольких лет ни
одним словом не продемонстрировал способность сопереживать, я вынуждена ставить
крестик. Обратную картину, когда статусы – это только боль, трэш и
плач Ярославны, психологи отмечают сами.
Если вы не хотите прослыть человеком, предпочитающим выезжать на чужих плечах, – не превращайте свою ленту в парад анекдотов, не вами придуманных, или в дайджест расшаренных вами чужих постов. Метку нелюбителя думать своей головой легко заработать, размещая афоризмы или картинки с умными изречениями знаменитостей. От этого другим вы не кажитесь умнее. Как раз наоборот... Управление – интеллектуальная деятельность, дайте вашему потенциальному работодателю заметить, что вы на неё способны. Вы сами.
Ошибки
грамматические и не только
Мои совершенно
лояльны к опискам, но просят обращать
их внимание на «тся» и «ться», «не» с
глаголами и прочие школярские штуки, если они повторяются регулярно. К слову,
подлинные лидеры не обладают абсолютной
грамотностью.
Ошибки
рассуждений, отсутствие логики, сарказм,
спорные проявления чувства юмора меня просят
отмечать отдельно. К
многобуквам относятся по-разному,
приветствуют подробную самопрезентацию
в разделе «О себе» профиля. На моё замечание, что никто этих закладок не читает, возражают: «Ничего-ничего. Человек должен
проделать свою работу, а не гадать, заметят её другие или нет».
Но больше
всего мои любят примеры из мессенджера.
«Безбожный человек или просто негодяй»
в открытых комментах умный, деловой,
белый и пушистый, но в личной переписке...
Один клиент так просто и написал: «Мне
важно знать об этом пижоне в Армани, а
не сс..т ли он в лифте» (в переносном смысле, разумеется). Отмыться от хамского поведения в личной переписке у вас уже
не получится, так как клиенты ведут свои
«чёрные списки», и что там и как, – я без
понятия. К счастью, в чужих письмах
копаются HR-ы
из безопасности или агентств, а мне подобное становится известным, только если мои выводы совпадают с выводами других аналитиков. Клиенты делятся удивлениями со мной – я чем
могу делюсь с вами.
Если всё так сложно, то может быть лучше вообще не иметь аккаунта в соцсети? Если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, зачем он вам нужен, то лучше не иметь. Инстаграм, например, погубил не одну женскую репутацию не только на рынке невест, но и на рынке труда. Мои клиенты к отсутствию кандидата в сетях относятся ровно. По крайней мере, не считают это признаком низкой социализации, отсталости, не умения делиться информацией с другими и так далее. Если у вас нет времени на соцсети из-за того, что вы ещё не все книги перечитали или не все фильмы пересмотрели, вечерами учитесь, занимаетесь спортом, любимым хобби или играете с детьми, то готовьтесь рассказать обо всём этом лично. Возможно, у вас самого это получится лучше, чем у соцсети.
Если всё так сложно, то может быть лучше вообще не иметь аккаунта в соцсети? Если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, зачем он вам нужен, то лучше не иметь. Инстаграм, например, погубил не одну женскую репутацию не только на рынке невест, но и на рынке труда. Мои клиенты к отсутствию кандидата в сетях относятся ровно. По крайней мере, не считают это признаком низкой социализации, отсталости, не умения делиться информацией с другими и так далее. Если у вас нет времени на соцсети из-за того, что вы ещё не все книги перечитали или не все фильмы пересмотрели, вечерами учитесь, занимаетесь спортом, любимым хобби или играете с детьми, то готовьтесь рассказать обо всём этом лично. Возможно, у вас самого это получится лучше, чем у соцсети.
***
* М. К. Мамардашвили.
** «принадлежность к группе» – ступень пирамиды потребностей по А. Маслоу.
*** в смысле новых ценностей поколения инстаграма с его селфи, яркими картинками, умиротворяющими пейзажи и «терапевтическими» надписями. Скорее всего к ним скоро присоединятся и адепты цифровизации.
** «принадлежность к группе» – ступень пирамиды потребностей по А. Маслоу.
*** в смысле новых ценностей поколения инстаграма с его селфи, яркими картинками, умиротворяющими пейзажи и «терапевтическими» надписями. Скорее всего к ним скоро присоединятся и адепты цифровизации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий