Тема общения Лидера Перемен с "глухими" не столько деликатная, сколько не модная. За всё время существования этого блога для профессионалов перемен мною была написана только одна заметка, называлась она "Говорите громче. В компании спящего вы всё равно ничего не измените". Если вы интересуетесь лидерством и импрувментом по-настоящему (а не по модному), то вот вам повод для размышлений.
Для тех, кто не заметили курсив фразой выше, подчёркиваю ещё раз. Для того чтобы не просто понять, а хотя бы воспринять данный пример как кейс, вам потребуется важное качество — непокорность мышления, его устойчивость к "залипанию" на форме, блокирующему способность видеть содержание. Именно этим (кроме прочего) профессионалы перемен отличаются от любителей. Чем сложнее форма, тем ценнее ваше умение зреть в корень, и тем скорее вы "соответствуете служебному положению" (это я директорам по оргразвитию говорю). Если вы оказались тут случайно, то рискуете уколоться об эту самую форму, мол, "ой, — попы!", "ой, церковников приплела!", "ой, мои атеистическое чувства хотят оскорбить". Если так — не тратьте время.
Действующие лица: Андрей Юрьевич Ткачёв; возмущённая общественность по обе стороны от Церкви, официальные лица (в т.ч. председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, В. Р. Легойда).
Что произошло: прот. Андрей Ткачёв в своей программе на канале "Царьград" ответил на вопрос прихожанки. Отвечал он, конечно, не ей лично, а тем, для кого Церковь, по сути и без явного осознания этого, — это Центр оказания услуг, а вера — лишь путь следования ритуалам. Ответил на вопрос отец Андрей "по всей строгости"... Запись пока можно найти на youtube.
Отец Андрей получает премию за книгу "Страна Чудес" |
Фразу "только ленивый не бросил камень в отца Андрея" нужно заменить на "только лидеры перемен и профессионалы Change Management вне зависимости от того, верующие они люди или нет, не бросили камень в отца Андрея". И даже более того: если у кого из нас и были раньше сомнения в том, что отец Андрей — натура лидерская, то теперь таких сомнений не осталось. Наш человек!
Кто такой протоирей Андрей Ткачёв, говорить долго не буду — смотри Википедию, youtube, телеканал "Спас", полки книжных магазинов, свободные места в зале Политфака, и прочее и прочее. Чтобы у вас не возникло сомнений в том, что это стоит сделать, добавлю.
Многие миряне и священнослужители мечтали бы о той искренности, с какой тысячи тысяч откликаются на его прямую речь. Никому ещё до отца Андрея не удавалось, как говорится, завоевать сердца молодёжи. Вы посмотрите на зал в студии программы "Встреча" — какие лица! Старшее поколение уже едва ли не смирилось с мыслью, что таких лиц уже не увидит. Иными словами, никому до отца Андрея так не удавалось просветительство. Его с интересом слушают атеисты и верующие, богатые и бедные. Его тексты как быстродействующие лекарства: послушал — и хорошо тебе стало, ясно, чисто, спокойно, понятно. Так что, быть выпоротым в прямом эфире Ткачёвым — это, доложу я вам, честь для русского человека. И я не шучу сейчас.
Многим ли нравится популярность отца Андрея? Да как обычно. И подумать страшно, скольким не нравится. Шипят по углам, фарисействуют. Он же, как настоящий Воин Света, запросто может спуститься к бесноватым и потроллить их Хозяина. Вот и ждут, только повод им дай. А он и дал.
И вот что я имею сказать, глядя со своей профессиональной колокольни.
Категорически согласна с о.Андреем и по содержанию, и по форме. И именно из-за поддержки по форме высказываюсь. Я её не оправдываю, а объясняю "что это было".
В нашей профессии (управление изменениями), если человек сознательно выбирает "не ту форму", если знает, что ЛИЧНО САМ подвергнется осуждению, но действует дальше, значит — у него есть мотив, большинству не понятный. Умение поступить таким образом — важный штрих к портрету Лидера Перемен.
Только Истинные Лидеры Преобразований (RCL — термин Йона Катценбаха 1998 г.) способны на "крепкие слова" ради реальных изменений в представлениях собеседников. Такое поведение свидетельствует о том, что данному человеку изменение в сложившемся положении вещей дороже собственного имиджа. А что является главным маркером лидерства? Вот именно...
Только истинные Лидеры Перемен способны так "подставиться". Сознательно и со всей страстью (она в данном случае не порыв; этой эмоции лишь позволяют быть в сообщении, но не в чувствовании). Они знают: в другой форме не дойдёт, так что, лучше он, как тот хирург на войне, матерясь и рыдая, оттяпает тебе ногу, но сохранит жизнь. А отец Андрей не животы спасает, он помогает душам спастись. Его послание адресовано людям, не пробиваемым ни какими гигабайтами корректного видео-контента. Молодец! Время пройдёт "такое безобразное поведение в эфире" забудется, а проснувшиеся от этого окрика останутся. И за "попрание" своих частных представлений о том, что хорошо, а что плохо, люди своего пастыря простят.
Как вы понимаете, вне нашей профессии такая аргументация не работает, так что споры на общем поле бессмысленны. И, конечно же, никто не против того, что гневаться да ругаться нехорошо, осуждать да гордиться и так далее по списку тоже нехорошо. А уж как женщину-то стращать нехорошо, и заикаться нечего. Только не об оскорблённых чувствах верующей тут была речь.
Другие мнения? Пожалуйста.
Другие мнения? Пожалуйста.
Протоиерей Алексий Иродов:
«Пусть как вода течет суд, и правда – как сильный поток». (Амос 5,24)
Как мы знаем из священного писания: «От избытка сердца говорят уста.» Мое сердце, поскольку я оказался в самой гуще событий у нас на Украине, наполнено, по большей части, только болью. Я внимательно смотрю за всем происходящим и стараюсь ничего не пропустить. Я понимаю, что другого такого времени, когда на моих глазах разрушается «православная вселенная в отдельно взятом болоте» уже не будет, и то, что я не пойму сейчас, потом может мне уже и не открыться.
Со вчерашнего дня в сети бурная полемика по поводу высказываний протоиерея Андрея Ткачева. И многие возмущены. Сразу скажу, я не поклонник отца Андрея. Поэтому не обращаю пристального внимания на его труды. Просто от случая к случаю поглядываю. И в этот раз я полюбопытствовал, посмотрел внимательно и не один раз, и понял для себя, что при всей странности его манеры, то, что он имел в виду, в этот раз мне очень близко, и он прав больше, чем многие. Отец Андрей говорит о том, что много лет занимает и мое сердце. Беда только в том, что терминов, которыми можно объяснить эту мысль, я не встречал в церковной литературе. Поэтому и вынужден отец Андрей употреблять подобные раздражающие приличную публику приемы. Я понимаю, как это: душа чувствует, сердце подсказывает, а как сказать – не знаешь. Но и промолчать уже не можешь, потому что от избытка сердца говорят уста.
Саму проблему не заметить священнику невозможно. Люди уверуют, придут в церковь, и через некоторое время привязываются к исповеди. К очень странной исповеди, которая не отпускает от себя, она как бы засасывает человека в постоянную круговерть, копание в мелочах. И священники тут не исключение. Они становятся на этом пути созависимы с такими прихожанами, отыскивая все новые и новые грехи. И увязают. Поначалу, пытаешься бороться, увещеваешь, что церковь ведет человека не к грехам, которые теперь нужно безконечно искать, как свинья трюфель, и не к батюшке, а только лично ко Христу, которого мы еще не знаем, но очень хотим знать. И что прощение грехов христианину вообще ни для чего другого не нужно, кроме как обрести Христа, нового Адама, желаемого и непонятного. Христос не прощает грехи «на вынос». Без того, что человек осмысленно вступает в личное общение со Христом, прощение грехов - безполезный казус, потому что в любую секунду грехи найдутся опять. Человек должен хотеть быть прощен. Вместо этого все напоминает анекдот про компьютерщика и Царевну Лягушку, которую он отказывается целовать, ссылаясь на то, что жена ему ни к чему, у него компьютер есть, а говорящая лягушка – это прикольно.
Есть еще одна сложность. Но это факт, что все призывы после такой исповеди обратиться ко Христу, т.е. рассуждать о ПРИЧАСТИИ, которое ТЫ принимаешь, оказываются напрасны. Сколько ни говори, в ответ машут головой, что - да, но ухватить мысль не могут. Смысл ускользает мимо, и человек опять возвращается в унылую круговерть своих грехов. Беда в том, что уговорами или убеждением изменить это не получается. В результате можно добиться только уверенной болтовни о том, что Христос – «наше все», что якобы, по умолчанию, и так все понятно.
Я для себя смог объяснить причину этого явления. Причина этому - подобострастие или сервильность, важное явление человеческой жизни, которое незаслуженно оставлено без внимания. Что это такое, я попытаюсь объяснить своими словами, не обращаясь к чужому опыту, только опираясь на некоторые слова Священного Писания.
Когда Адам еще находился в Райском саду, мы читаем, как Господь провел перед ним всех животных, чтоб он нарек каждому имя. До этого, я понимаю, Адам научился обслуживать сам себя: ходить, есть и т.д., но появление в его жизни отношений с животными потребовало, чтобы у Адама сформировались правильные чувства к ним. И поскольку после наречения имен животным Господь дает Адаму жену, то, я считаю, что по отношению к животным социализация была полностью завершена, и, поскольку, это было до грехопадения, то завершена правильно, окончательно, и осталась с ним навсегда. А какие чувства, спрашиваю я себя, применимы к животным? Думаю, что это искренность, жалость и доброта. Все эти три чувства имеют общее свойство: для их возникновения не нужны причины, достаточно только нашего желания. Они могут длиться очень долго, пока для них есть интерес. Когда интерес заканчивается, человек всегда прекращает действие этих чувств. И это правильно по отношению к животным. Например, мы берем на руки маленького козленка, выхаживаем его, кормим, он играет с нашими детьми. Взрослый он тоже не остается без человеческой опеки. Но, до определенного момента. Когда заботливый хозяин хладнокровно зарежет это животное, и его шкуру и мясо употребит по своему усмотрению: будет есть сам и угощать гостей, а захочет – накормит своих собак. Сервильные чувства закончились, как и начинались – произвольно. Эти чувства вложил в нас Господь для того, чтоб мы правильно вели себя с животными. Только после этого Господь дает Адаму жену – такого же человека, как и он. И для нее предполагается, что Адам найдет другую систему отношений – любовь.
Как мы знаем, наши прародители были изгнаны из рая после грехопадения. Теперь все мы вынуждены в поте лица искать Бога, правду и истину. Наша общая немощь – это незнание, как поступить. И мы называем ее – свобода. Она не оставляет нас даже тогда, когда мы переступаем порог храма.
Первое, что приходит на ум человеку в храме, это сокровенная мысль: «Ведь Бог знает, что я не так уж плох». И она влечет человека дальше, даже до исповеди. Но и после исповеди человек не может избавиться от этой мысли, сколько бы не бился, как бы не пытался принудить себя к покаянию – сердце останется холодным. И приблизиться ко Христу человек сможет только на словах. И так будет до безконечности, потому что в основе лежит жалость, искренность и доброта – сервильность, она же – подобострастие. А это чувство не предназначено для Бога и ближнего, поскольку оно по замыслу Божьему может проявляться, не считаясь с правдой, правом и законом, но полностью по своему усмотрению. Их источник ты. Именно поэтому подобострастие не дает избавиться от чувства вины после исповеди. Стыдно взять бесплатно, ведь ты же сам признался, значит не так уж и плох.
Поэтому и входят в Царствие Небесное блудницы, мытари и даже разбойник. Их подобострастие было предварительно «раздавлено» жизненными обстоятельствами. Поэтому они оказались нищими духом, поэтому пошли и взяли праведность от веры. Иначе, отвергнуть себя не получится. А, значит, и следовать за Христом.
Для человеческого общества Бог определил суд, милость и истину. Для внутреннего человека – любовь. Но, когда наши современники говорят о чувствах, то «валят все в одну корзину», которую я назвал бы словами из тоста: «За все хорошее».
Кажется, что искренность, жалость и доброта пригодны для отношений между людьми. На самом же деле, на этих трех «китах» стоит вся неправда человечества. Поэтому так близка гражданке беда котика с поломанной лапкой. Это выделяется бесплатно. Это «на прошивке» человека. И так приятно, потому что, кажется, оправдывает перед Богом: « Смотри Боже, я пожалел всех рыбок, кошечек, собачек...Значит – я хороший. И людей, значит, мог бы пожалеть, просто они не заслуживают.»
Со вчерашнего дня в сети бурная полемика по поводу высказываний протоиерея Андрея Ткачева. И многие возмущены. Сразу скажу, я не поклонник отца Андрея. Поэтому не обращаю пристального внимания на его труды. Просто от случая к случаю поглядываю. И в этот раз я полюбопытствовал, посмотрел внимательно и не один раз, и понял для себя, что при всей странности его манеры, то, что он имел в виду, в этот раз мне очень близко, и он прав больше, чем многие. Отец Андрей говорит о том, что много лет занимает и мое сердце. Беда только в том, что терминов, которыми можно объяснить эту мысль, я не встречал в церковной литературе. Поэтому и вынужден отец Андрей употреблять подобные раздражающие приличную публику приемы. Я понимаю, как это: душа чувствует, сердце подсказывает, а как сказать – не знаешь. Но и промолчать уже не можешь, потому что от избытка сердца говорят уста.
Саму проблему не заметить священнику невозможно. Люди уверуют, придут в церковь, и через некоторое время привязываются к исповеди. К очень странной исповеди, которая не отпускает от себя, она как бы засасывает человека в постоянную круговерть, копание в мелочах. И священники тут не исключение. Они становятся на этом пути созависимы с такими прихожанами, отыскивая все новые и новые грехи. И увязают. Поначалу, пытаешься бороться, увещеваешь, что церковь ведет человека не к грехам, которые теперь нужно безконечно искать, как свинья трюфель, и не к батюшке, а только лично ко Христу, которого мы еще не знаем, но очень хотим знать. И что прощение грехов христианину вообще ни для чего другого не нужно, кроме как обрести Христа, нового Адама, желаемого и непонятного. Христос не прощает грехи «на вынос». Без того, что человек осмысленно вступает в личное общение со Христом, прощение грехов - безполезный казус, потому что в любую секунду грехи найдутся опять. Человек должен хотеть быть прощен. Вместо этого все напоминает анекдот про компьютерщика и Царевну Лягушку, которую он отказывается целовать, ссылаясь на то, что жена ему ни к чему, у него компьютер есть, а говорящая лягушка – это прикольно.
Есть еще одна сложность. Но это факт, что все призывы после такой исповеди обратиться ко Христу, т.е. рассуждать о ПРИЧАСТИИ, которое ТЫ принимаешь, оказываются напрасны. Сколько ни говори, в ответ машут головой, что - да, но ухватить мысль не могут. Смысл ускользает мимо, и человек опять возвращается в унылую круговерть своих грехов. Беда в том, что уговорами или убеждением изменить это не получается. В результате можно добиться только уверенной болтовни о том, что Христос – «наше все», что якобы, по умолчанию, и так все понятно.
Я для себя смог объяснить причину этого явления. Причина этому - подобострастие или сервильность, важное явление человеческой жизни, которое незаслуженно оставлено без внимания. Что это такое, я попытаюсь объяснить своими словами, не обращаясь к чужому опыту, только опираясь на некоторые слова Священного Писания.
Когда Адам еще находился в Райском саду, мы читаем, как Господь провел перед ним всех животных, чтоб он нарек каждому имя. До этого, я понимаю, Адам научился обслуживать сам себя: ходить, есть и т.д., но появление в его жизни отношений с животными потребовало, чтобы у Адама сформировались правильные чувства к ним. И поскольку после наречения имен животным Господь дает Адаму жену, то, я считаю, что по отношению к животным социализация была полностью завершена, и, поскольку, это было до грехопадения, то завершена правильно, окончательно, и осталась с ним навсегда. А какие чувства, спрашиваю я себя, применимы к животным? Думаю, что это искренность, жалость и доброта. Все эти три чувства имеют общее свойство: для их возникновения не нужны причины, достаточно только нашего желания. Они могут длиться очень долго, пока для них есть интерес. Когда интерес заканчивается, человек всегда прекращает действие этих чувств. И это правильно по отношению к животным. Например, мы берем на руки маленького козленка, выхаживаем его, кормим, он играет с нашими детьми. Взрослый он тоже не остается без человеческой опеки. Но, до определенного момента. Когда заботливый хозяин хладнокровно зарежет это животное, и его шкуру и мясо употребит по своему усмотрению: будет есть сам и угощать гостей, а захочет – накормит своих собак. Сервильные чувства закончились, как и начинались – произвольно. Эти чувства вложил в нас Господь для того, чтоб мы правильно вели себя с животными. Только после этого Господь дает Адаму жену – такого же человека, как и он. И для нее предполагается, что Адам найдет другую систему отношений – любовь.
Как мы знаем, наши прародители были изгнаны из рая после грехопадения. Теперь все мы вынуждены в поте лица искать Бога, правду и истину. Наша общая немощь – это незнание, как поступить. И мы называем ее – свобода. Она не оставляет нас даже тогда, когда мы переступаем порог храма.
Первое, что приходит на ум человеку в храме, это сокровенная мысль: «Ведь Бог знает, что я не так уж плох». И она влечет человека дальше, даже до исповеди. Но и после исповеди человек не может избавиться от этой мысли, сколько бы не бился, как бы не пытался принудить себя к покаянию – сердце останется холодным. И приблизиться ко Христу человек сможет только на словах. И так будет до безконечности, потому что в основе лежит жалость, искренность и доброта – сервильность, она же – подобострастие. А это чувство не предназначено для Бога и ближнего, поскольку оно по замыслу Божьему может проявляться, не считаясь с правдой, правом и законом, но полностью по своему усмотрению. Их источник ты. Именно поэтому подобострастие не дает избавиться от чувства вины после исповеди. Стыдно взять бесплатно, ведь ты же сам признался, значит не так уж и плох.
Поэтому и входят в Царствие Небесное блудницы, мытари и даже разбойник. Их подобострастие было предварительно «раздавлено» жизненными обстоятельствами. Поэтому они оказались нищими духом, поэтому пошли и взяли праведность от веры. Иначе, отвергнуть себя не получится. А, значит, и следовать за Христом.
Для человеческого общества Бог определил суд, милость и истину. Для внутреннего человека – любовь. Но, когда наши современники говорят о чувствах, то «валят все в одну корзину», которую я назвал бы словами из тоста: «За все хорошее».
Кажется, что искренность, жалость и доброта пригодны для отношений между людьми. На самом же деле, на этих трех «китах» стоит вся неправда человечества. Поэтому так близка гражданке беда котика с поломанной лапкой. Это выделяется бесплатно. Это «на прошивке» человека. И так приятно, потому что, кажется, оправдывает перед Богом: « Смотри Боже, я пожалел всех рыбок, кошечек, собачек...Значит – я хороший. И людей, значит, мог бы пожалеть, просто они не заслуживают.»
Закончить хочу тем, с чего начинал. Про отца Андрея. Пожалуйста, не нужно его растерзывать. Сейчас на моих глазах там, где я живу, гибнет и сходит в бездну множество «красивых и тучных». И они считаются элитой и говорят «очень сладко», и многие их искренне, по доброму жалеют. А я понимаю, что я прощаюсь с ними с холодным сердцем. Я для себя уверен, что лучше от избытка сердца как овчарка «накидываться» на прихожан, чем наблюдать, что и ты сам, и «убаюканные» тобою православные медленно сходят во ад. На словах все еще живые, а в сердце уже имеющие удушье, как первый признак погибели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий