воскресенье, 26 июня 2011 г.
Про не те конфликты в науке об управлении
Когда техническим ВУЗам разрешили открывать экономические факультеты, я ликовала. Вот наконец-то удастся преодолеть смешивание в одно экономики и менеджмента, думала я. (Управление от экономики нужно отнести очень далеко, чтобы в нём стали узнавать не МВА-дисциплину, а дисциплину (или комплекс таковых) ВУЗовского уровня.) По легкомыслию мне казалось, что технические ВУЗы от того и просят себе право выпускать управленцев, что устали объяснять народному хозяйству, почему технари лучшие управленцы (даже те, кто в ВУЗе слово «менеджмент» не слышал), какая связь между некогда лучшим в мире техническим образованием и лучшими достижениями промышленности эпохи СССР, почему управление-администрирование-регулирование – это технические науки, почему экономическим ВУЗам так трудно давать своим студентам Теорию Систем, наследие НОТ, ТРИЗ и прочее, и прочее.
среда, 22 июня 2011 г.
Менеджмент качества и эволюция
Маргарита Караваева спрашивает: «… на этой конференции по качеству доклады были в основном о системе, стандартах и TQM. Потом оказалось, что добрая половина дядек в зале – это присланные предприятиями руководители Служб Качества, которые совсем не Службы Качества, а просто переименованные бывшие ОТК. То есть не те и не туда попали! Для ОТКашников всё, что звучало, как о стену горохом. Я надеялась на общение с коллегами, а тут эти нафталиновые цеховики. Обратилась к организаторам, и мне рассказали, какая это огромная проблема заставить руководителей заботиться о качестве управления, которое и даст качество продукта, как это трудно «создать моду», «преодолеть представление», «достучаться до Президента», «создать движение за Качество» и т.д.
Все известные мне консультанты по постановке СМК, специалисты по ISO-сертификации и их авторитеты "работают над этим". Вместе они представляют вполне внушительную силу, имя ей – легион, но у них ничего не выходит. Может быть не без причины? Может тут кроется какое-то массовое заблуждение? Я зареклась ездить на эти конференции, но всё же хочу понять: если профессионалы управления качеством делают что-то не так в своей разъяснительной работе, почему это так трудно выявить и исправить? Вы занимаетесь улучшением управления, TQM и изменениями, вы можете мне объяснить?»...
Все известные мне консультанты по постановке СМК, специалисты по ISO-сертификации и их авторитеты "работают над этим". Вместе они представляют вполне внушительную силу, имя ей – легион, но у них ничего не выходит. Может быть не без причины? Может тут кроется какое-то массовое заблуждение? Я зареклась ездить на эти конференции, но всё же хочу понять: если профессионалы управления качеством делают что-то не так в своей разъяснительной работе, почему это так трудно выявить и исправить? Вы занимаетесь улучшением управления, TQM и изменениями, вы можете мне объяснить?»...
воскресенье, 19 июня 2011 г.
Про 3 жизненных стратегии покидающим XV Международный Экономический Форум
Отзывы знакомых об их пребывании в Санкт-Петербурге на XV Международном Экономическом Форуме как никогда подробно уточнили одну мою житейскую теорию. Как любая теория подобного рода, она, конечно, неверна (жизнь – штука практическая), но забавна. Да и правда: отчего Питер одним нравится (от позитива с оговорками до бурного восторга), а другим – нет (от хмурого напряжения до ненависти)?
Как удалось заметить за 27 лет наблюдений, погода, компания, первое впечатление, содержание культурной программы и количество выпитого значение, конечно, имеют. Но есть что-то еще, ведь кто-то возвращается и мнение меняет, а кто-то не меняет, не смотря ни на что.
Каждый экскурсовод на речном трамвайчике или автобусе не единожды заметит, что Питер – город мистический. Пока тонко организованные, мнительные и т.п. натуры пытаются рассмотреть в сумерках загадочные тени прошлого, люди с мозгами, заточенными на естественнонаучный поиск, обнаруживают мистику в другом. Город удивительно по-разному открывается гостям с различной жизненной стратегией.
Жизненных стратегий, собственно, три: стратегия отбывания (пребывания), успеха и самосовершенствования. Никакая из них сама по себе не лучше или хуже другой, это абсолютно разные истории.
вторник, 14 июня 2011 г.
Лидерство и самоуважение
Галина Ускова из Томска пишет: «... Я посмотрела видео с выступлением Джорджа Карлина на вашем сайте. Интересно, поучительно, весело, я просто развлекалась когда смотрела. Но один эпизод засел занозой... Кажется тут у нас в компании персонал «плохому научили»... У меня вопрос: каким образом можно проверить результативность
лидерских курсов?
У нас завершилась лидерская программа. Насколько я могу судить, единственным её результатом стало то, что «чайники» стали более уверенными, а менеджеры более наглыми. У всех повысилась планка самоуважения. Сама по себе, без каких либо к тому причин. И это не индивидуальное исправление заниженной самооценки до уровня разумного. Теперь неинформированные и недоучки не осторожничают как раньше, и не молчат, теперь они лепят полную чушь с невозмутимым видом. Объем бредовых идей, поступающих топ-менеджменту, вырос в разы, продажники не стали лучше просчитывать риски сделок, а стали принимать больше поспешных решений и чаще проявлять неуважение к коллегам и руководству. Я была на стажировке и на эту корпоративную программу не попала, заметила, что что-то не так, только к концу квартала. Я обратилась к директору по персоналу с вопросом «что это было», но ничего внятного выяснить не получилось. Она довольна. Как можно быть довольной таким результатом, я понять не могу. И что делать с целым отделом таких вот «лидеров» я тоже не знаю».
У нас завершилась лидерская программа. Насколько я могу судить, единственным её результатом стало то, что «чайники» стали более уверенными, а менеджеры более наглыми. У всех повысилась планка самоуважения. Сама по себе, без каких либо к тому причин. И это не индивидуальное исправление заниженной самооценки до уровня разумного. Теперь неинформированные и недоучки не осторожничают как раньше, и не молчат, теперь они лепят полную чушь с невозмутимым видом. Объем бредовых идей, поступающих топ-менеджменту, вырос в разы, продажники не стали лучше просчитывать риски сделок, а стали принимать больше поспешных решений и чаще проявлять неуважение к коллегам и руководству. Я была на стажировке и на эту корпоративную программу не попала, заметила, что что-то не так, только к концу квартала. Я обратилась к директору по персоналу с вопросом «что это было», но ничего внятного выяснить не получилось. Она довольна. Как можно быть довольной таким результатом, я понять не могу. И что делать с целым отделом таких вот «лидеров» я тоже не знаю».
вторник, 24 мая 2011 г.
Заинтересованное невмешательство
Владимир Протасов из Москвы пишет: "Когда-то давно я набрёл у вас в журнале на статью с замечанием типа "хотите внедрить CRM - просто измените культуру организации". Это запомнилось, так как в поисках ответов на острые вопросы я постоянно натыкался на "песни про культуру". Пока сам не столкнулся - считал, что на культуру пеняют необоснованно часто... Прошел год после "внедрения" у нас CRM, и то что я вижу сегодня, явно относится к проблеме культуры. Но может я и не прав.
...Согласно идеологии CRM, каждое подразделение должно чувствовать себя клиентом следующего в цепочке создания ценности для внешнего потребителя, контачить с соседями также как если бы отношения были клиентскими, а не корпоративными. Ну, как минимум, говорить заранее к какой дате, что именно, в каком виде, продавцы, например, должны передавать логистике, маркетинг продавцам или наоборот. Процессы все свои описали и про принцип IDEF0 слышали тоже все, но...
...Согласно идеологии CRM, каждое подразделение должно чувствовать себя клиентом следующего в цепочке создания ценности для внешнего потребителя, контачить с соседями также как если бы отношения были клиентскими, а не корпоративными. Ну, как минимум, говорить заранее к какой дате, что именно, в каком виде, продавцы, например, должны передавать логистике, маркетинг продавцам или наоборот. Процессы все свои описали и про принцип IDEF0 слышали тоже все, но...
вторник, 10 мая 2011 г.
Возрастной ценз, компетенции и рынок труда
Виолетта Туманова пишет: "... и выходит, что я только достигла пика своей профессиональной формы, только стала истинным профессионалом изменений, а меня выбрасывают из рассмотрения по возрастному цензу. Мне 47, и это значит, что я или совсем не подхожу на существующие вакансии или могу претендовать на них, но с поправкой (на меньшую зарплату.) Ту же работу на должности директора по развитию вызываются делать молодые мужчины с МВА за гораздо большие деньги. Что мне остаётся: тихо лечь и умереть?"
Дорогая Виолетта. Тихо лягут и умрут те компании, какие не хотят изменяться или подходить к вопросам развития профессионально. Это еще Деминг сказывал*, а кризисы доказали. Люди нашей профессии как хорошее вино: с годами всё ценнее и дороже. Весь вопрос не в вине, а в его ценителях.
Чем, как Вы думаете, отличается поведение профессионального, достойного заказчика на рынке труда от него же на ярмарке талантов (поющих или, скажем, танцующих)? Ничем. Наши первые слова, жесты, имидж могут вызвать настороженность. Но серьезный руководитель приглашает вас для работы, а не для украшения штатного расписания. Если это так, то неважно сколько вам лет. Как только вы приступите к делу, с первых же шагов, с первых же нот вашей партии, такой клиент-работодатель-ценитель поймет, кто перед ним.
Не смущайтесь, не опускайте головы. Говорите гордо и смело: "Мне 47. Развивать организации - это моё призвание. Это профессия - мечта. Посмотрите, как это интересно, как захватывающе!" И помните: можно не понравиться боссу, можно не понравиться рекрутёру или личному консультанту генерального директора, но невозможно оставить равнодушным коллектив, так как "простые зрители в зале" всегда безошибочно распознают подделку. Кто-то "влюбится" в вас обязательно. Если это не работодатель - значит он просто не ваш, значит нужен следующий шаг.
Наращивайте персональную экспертизу, учитесь, пытайтесь обходить посредников в виде рекрутёров и персональщиц. Рассматривайте варианты свободного плавания (предпринимательства или фриланса), общайтесь с коллегами в проф. сообществах, не дайте себе потратить годы вашей наивысшей ценности на ожидания, обиды и борьбу с ветряными мельницами. У вас ещё есть время начать или всё заново, или на новом уровне. Если вы выберите путеводным принцип "когда как не сейчас", то у вас будет как минимум 50% вероятности успеха, в то время, как находясь в ожидании чуда, вы имеете 0%. Может вам выпадет ошибиться еще пару раз, но, как говаривал старик-Черчилль: "Успех - это переход от неудачи к неудаче с нарастающим энтузиазмом".
Все мы после 40 (кто больше, кто меньше) - невольные поклонники Сьюзан Бойл. Вот оно - главное слово, которое хотелось бы сказать Виолетте - "Смелее"...
суббота, 16 апреля 2011 г.
Проекты развития — не значит консалтинг. Это SbA
Алексей Арустамов из Москвы спрашивает: "... я прочитал по ссылкам, что Вы дали, например, такую фразу "Мы осуществляем управление проектами развития предприятий...". И решил, что Вы занимаетесь консалтингом. Пусть это организовано не так как у всех, но задачи именно такие. Или я не прав?"
Мда... вот такая логика стараниями управленческого консалтинга возникает в головах руководителей. И мало кто вникает, так что, спасибо за вопрос.
Были когда-то в нашей общей Истории такие явления, как крепостное право и опричнина. Давно были, но икается нам это до сих пор. Управленческий консалтинг появился после Перестройки, но уже успел не только помочь российскому бизнесу, но и навредить. Опасным образом сложилась неверная логика, согласно которой проекты управления переменами или развитием — это всегда консалтинг. Project Management — это лишь форма ведения дел, как, например и управление продуктами.
среда, 13 апреля 2011 г.
Извлечение камня глупости. Иероним Босх и управленческий консалтинг
Ни слова о работе, и ни звука о консалтинге - договорились мы с подругой, поднимаясь по ступеням "Эрмитажа" на выставку музея Прадо. 66 картин из собрания знаменитого мадридского музея сотрясают воображение. Это первая подобная выставка за всю историю культурных отношений с Испанией. Рафаэль, Эль Греко, Босх, Караваджо, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тициан и другие авторы мировых шедевров в Николаевском зале Зимнего Дворца. Религиозная и парадная живопись, натюрморты, сцены, портреты. Мария Медичи, Петр Потемкин, Вероника Франко, королевская семья... Замирает дыхание, восприятие происходящего вязнет в подробностях от аудио-гида. Замыкая круг на такой возвышенной ноте я заметила подругу. Она улыбалась мне, отгораживая собой от картины у самого выхода. "Тебе не надо на это смотреть, пойдем". "С какой это стати, что там?" . "Мы же договаривались: ни звука о консалтинге", - светилась подруга.
вторник, 12 апреля 2011 г.
Не в силе Бог, а в правде
Эти слова Александра Ярославича Невского часто вспоминают рядом с батальными событиями или в связи с ратными подвигами русского воинства. Однако трактовать их можно намного шире. Когда столкнувшись в деле перемен с первыми трудностями (уже на этапе упорядочения управленческой деятельности) специалисты пасуют перед объявившими им войну деструктивными привычками, им впору сначала вспомнить один этот русский завет и только потом 36 китайских.
Нина Ильясова из Москвы пишет: "Всё, увольняюсь. Не могу больше. Я одна, а их 8 мужиков. Вор на воре, главному поддакивают, за спиной всё наоборот делают". Да — знакомо, и да — 36-я стратегема, пожалуй, лучшая. Но! Генеральный-то, на Вашей стороне. Он-то понимает, что Вы всё правильно делаете. Укрепляйте бастионы.
Правда — отправная точка всех смыслов в деле изменений. Главный, бесценный, стратегический ресурс. И недооцененный. "У всех своя правда" — это не сюда. Здесь всё проще: процессы должны быть прозрачны, клиенты должны быть довольны, отчёты должны помогать в принятии решения и т.д.
воскресенье, 3 апреля 2011 г.
PUZZLE-проектирование команд для проектов изменений в развивающихся компаниях
Конспект выступления Елены Маркушиной на Фестивале Тренинговых Инноваций (01.04.2011).
Видео и ссылки к выступлению по слайдам:
суббота, 2 апреля 2011 г.
Командообразование, лидерство и две энергии Команды
Общаясь с участниками Фестиваля Тренинговых Инноваций в Питере 01.02.2011 я убедилась в том, что понятие "командообразование" нужно пояснять. Его семантика в умах большинства как специалистов, так и не специалистов имеет столь высокий уровень абстракции, что лишний раз затрудняет переход от общих разговоров к конкретным делам.
Ранее мы уже писали о том, что "лидерство" как понятие (тема бестселлера или дискуссии) - это бессмыслица... пока не указано, какое именно. То же со словом "инновация".
Специалисты по организационному развитию (не психологической, а системологической школы!) разделяют командообразование на: этологическое (иногда его называют также эволюционным или естественным), ситуационное и проектное (или искусственное).
понедельник, 28 марта 2011 г.
Поехали! Гагарин и Жванецкий остаются: Про интервью у Познера, старушку с винчестером и клуб «Пора валить»
Удивительное дело, но мало кто в моём окружении связывает своё будущее с Россией. Какое-то массовое дискуссионное поветрие, задевающее всех – от двадцатипятилетней молодёжи до региональных партнёров поколения X. Обсуждается даже не само решение эмигрировать, а место, куда именно, в какую страну.
Профессия управляющего развитием предполагает наличие чёткой личной позиции на сей счёт. Да и настоящие лидеры перемен, ради которых я затеяла сообщество Kinsmark в 2003 году, редко бывают пораженцами или подстрекателями; они спокойно относятся к заграницам, но не сочувствуют клубу «Пора валить».
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.