Ни слова о работе, и ни звука о консалтинге - договорились мы с подругой, поднимаясь по ступеням "Эрмитажа" на выставку музея Прадо. 66 картин из собрания знаменитого мадридского музея сотрясают воображение. Это первая подобная выставка за всю историю культурных отношений с Испанией. Рафаэль, Эль Греко, Босх, Караваджо, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тициан и другие авторы мировых шедевров в Николаевском зале Зимнего Дворца. Религиозная и парадная живопись, натюрморты, сцены, портреты. Мария Медичи, Петр Потемкин, Вероника Франко, королевская семья... Замирает дыхание, восприятие происходящего вязнет в подробностях от аудио-гида. Замыкая круг на такой возвышенной ноте я заметила подругу. Она улыбалась мне, отгораживая собой от картины у самого выхода. "Тебе не надо на это смотреть, пойдем". "С какой это стати, что там?" . "Мы же договаривались: ни звука о консалтинге", - светилась подруга.
Передо мной оказалась картина Иероним Босха «Извлечение камня глупости». Написанная около 1480 года картина изображает человека, считающего себя слабоумным и обратившимся к врачу с просьбой удалить из его головы камень глупости. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас» (то же, что Иван Дурак в русской традиции). Мастер вскрывает "больному" череп в головном уборе в виде перевернутой воронки (символ глупости и некомпетентности).
За происходящим наблюдает дама под белым покровом. У неё на голове красная книга. На голове, а не в голове. Символ информированности, но не понимания прочитанного. Босх заметил в своём поколении тенденцию не "глотать" книги, принимая их содержание всем своим естеством и обрабатывая также, как это сделал бы созданный гениальной Природой человеческий организм, а лишь поверхностно знакомиться с самыми яркими из них. Не брать в голову. И в этом автор видел начало Апокалипсиса. Наверное сам факт этого - тоже символичен, ведь год рождения Босха 1450-й лучшими умами того времени назван именно так, годом начала Апокалипсиса.
Википедия утверждает, что цветы, извлеченные из головы вместо камня - "это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость". Табличка у картины сообщала, однако, что это кувшинка (символ наивности), а также обращала внимание зрителя на атрибуты, указывающие на то, что "мастер" запросил за свои труды щедрое вознаграждение.
Википедия утверждает, что цветы, извлеченные из головы вместо камня - "это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость". Табличка у картины сообщала, однако, что это кувшинка (символ наивности), а также обращала внимание зрителя на атрибуты, указывающие на то, что "мастер" запросил за свои труды щедрое вознаграждение.
Мы с подругой остались верны данному обещанию, молча полюбовались шедевром и вышли, про себя удивляясь тому, что за 500 с лишним лет ничего не изменилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий