Удивительное дело, но мало кто в моём окружении связывает своё будущее с Россией. Какое-то массовое дискуссионное поветрие, задевающее всех – от двадцатипятилетней молодёжи до региональных партнёров поколения X. Обсуждается даже не само решение эмигрировать, а место, куда именно, в какую страну.
Профессия управляющего развитием предполагает наличие чёткой личной позиции на сей счёт. Да и настоящие лидеры перемен, ради которых я затеяла сообщество Kinsmark в 2003 году, редко бывают пораженцами или подстрекателями; они спокойно относятся к заграницам, но не сочувствуют клубу «Пора валить».
Пока я вела курс по оргповедению в Новокузнецке, тема «великого исхода» поднималась в аудитории несколько раз. Стоило только коснуться того или другого аспекта национальной бизнес-специфики, как кто-нибудь обязательно реагировал репликой, полной чемоданных настроений. Проигнорировать этот факт было бы неправильно. Курс, который я читала, был из области знаний Первой компоненты Триады Роста, а не Третьей, когнитивные искажения мышления менеджеров вроде Синдрома Туриста здесь ещё не рассматривались. Кроме того, у меня не было намерения отговаривать взрослых людей от принятых ими решений. Однако копнуть вопрос поглубже удалось; жаль только, что программу «Позднер» с Михаилом Жванецким я посмотрела лишь по возвращении в Петербург. В интервью с Михал Михалычем прозвучала одна очень важная мысль, заметка посвящена именно этому обстоятельству (своё отношение к чемоданной волне я выделю в отдельный пост).
Михаил Михайлович Жванецкий, конечно, наш человек, чего уж там... «Столько внутренней свободы в отдельно взятом организме!»... Не знаю, как вам – мне серьёзный Жванецкий интересен даже больше того, который шутит. Он практически цитирует Книгу управления изменениями, которую никогда не открывал.
«Если это названо, то может это уже путь? Ведь раньше было просто назвать – зло.
Если названо, то может это уже путь к устранению?»...
Старушка с винчестером Жванецкого навела меня на мысль, которую я бы хотела в этом моём дневнике записать.
Когда народ сообщает своей власти «мы устали от тебя и твоей глухоты, поэтому готовы уехать» – это для власти олигархической просто подарок. И такая власть, чтобы стать сильнее, должна сама подобную чемоданную идею-вирус выпустить и активно её распространять. Только народ, готовый уехать, может терпеть закручивание гаек бесконечно, и, в худшем случае, тихо уйдет, вымрет. Власть социальноориентированная так или иначе даст понять старушке, что готова её выслушать. Кремль – не вся власть, разумеется, но в 2001-м начало положено. И именно сверху (уточняю для профессионалов перемен).
В любых отношениях, где за изначальное принято «мы не разводимся, никуда не сбегаем, мы хотим найти решение» ключевую роль играет диалог. Все сбежавшие подальше от общих проблем, например, своего брачного союза (посмотрите по сторонам), ищут через посредников, как бы его повыгоднее для себя разрушить. В отношениях граждан с властью (не путать конфликт отдельного гражданина с Системой) диалог становится ключевым. Власть, которой именно в диалоге народ говорит «эй вы там, наверху, мы следим за вами, не бал'уйте там, а то мы вас как выдвинули, так и обратно задвинем», двести раз подумает перед тем, как браться за гаечный ключ. Почему? Потому что народ (избравший эту власть) никуда не собирается, потому что в диалоге с властью он исходит из «мы», а не «я против вас». Это наш дом, наша власть, наши проблемы и никто кроме нас...
Вот почему я думаю, что разумные СМИ должны перестать пугать власть тем, что «сейчас лучшие уедут, сделай же что-нибудь», а формировать и транслировать этот единственно достойный российского человека message, меняющий если не саму сущность, то поведение власти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий