Пять лет назад, а точнее 6 августа 2014 года был подписан Указ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Его называют точкой отсчета для российского продэмбарго. Для сообщества менеджеров по управлению развитием (KINSMARK) тот день принёс подтверждение правильности ранее принятых решений. Работать на опережение естественно для сообщества Лидеров Перемен. Но это не всегда очевидно для наблюдающих за нами.
Выборка материалов этого блога по тегу #предпринимательство начинается с заметки 2009 года "Предприниматель не равно руководитель", которая была написана в день окончания работы "Российского Форума владельцев частного бизнеса и предпринимательской элиты" 15 октября. Заметка заканчивается словами: "Ставим проблему на особый контроль, действуем и проверим гипотезы через три года". [К самой проблеме ещё вернёмся, сначала даты и выводы].
Через три года – в 2012-м – был сделан ещё один шаг навстречу предпринимательству (для начала в пищевой сфере). В ноябре того же года на блоге появился отчёт о VI Конгрессе Slow Food в Турине и тег #Италия.
Международный характер нашей деятельности позволяет извлекать ценность из наблюдений за опытом зарубежных коллег. Это одна из наших сильных сторон и то, чем мы готовы делиться. Моим друзьям на FB доступны также фотоальбомы с ярмарок Terra Madre и Salone del Gusto, гастрономических фестивалей и итальянских экспедиций.
Ещё через три года – в 2015-м (через год после выхода Приложения к Указу № 560) – я впервые посетила всемирную ярмарку CHEESE, проходящую каждые два года в итальянском городе Бра под эгидой Движения Slow Food. Объясню, зачем это нужно.
По нашим прогнозам, пик интереса к сыроварению (простимулированный эмбарго) как к новому виду деятельности можно ожидать в 2020-м году. Те, кто давно ждали улучшения климата в данной сфере, справедливо говорят о возрождении отрасли. Бум интереса к этому сектору подтверждает расписание сырных ярмарок на сайте Союза Сыроваров РФ.
Особенно радует то, что одновременно с насыщением рынка (вопрос количества) у россиян появляются громкие победы (вопрос качества). Сыр Алексея Андреева (Тула) победил на конкурсе Fromonval в прошлом году и взял золото в июне этого, 2019 года на Mondial du Fromage (Франция); Денис Кожевников – звезда ВерещагинСырФест (Тверь); дамы не отстают (Ирина Вырупаева, Ярославль); пионеры отрасли выступают локомотивом в решении задач, важных для фермерского сообщества.
В своём будущем успехе как фермера люди сомневаются по самым разным причинам. Мы можем помочь в преодолении одной из них.
Среди предпринимателей, желающих сменить сферу приложения сил, и бывших офисных работников 45+ мне встречается немало... шатающихся. Нельзя сказать, что они ничего не хотят слышать об изменениях в России вообще и в этой сфере в частности, скорее, они находятся под влиянием "профессиональных пессимистов" и ослеплены любовью к Европе, в которой никогда не жили. Проводить для них семинары о Синдроме Туриста бессмысленно, потому что подверженность ему осознаётся и преодолевается только личным опытом. Но можно приводить примеры.
***
Обыкновенный соблазн (FB-пост от 28.09.2019)
Если в общении с сыроварами не делать поправку на «психологию европейца», то может сложиться впечатление, что условия их работы намного легче, а жизнь беззаботнее. Вот российские производители, мол, да – бедолаги, а у этих всё куда лучше. Что именно лучше? Да всё! Законы, контроль, сбыт, нормы, кредитование. А будь иначе – они бы так не улыбались, так бы не рассказывали и не показывали. Да и продукта такого попросту не могли бы создать.
Сырьевые и производственные факторы создания продукта оставим в покое. Любителей сравнивать несравнимое в оправдание нелюбви к родине, прошу заметить, – не об экономике речь...
За всех казàро не скажу, но мои знакомые итальянцы, испанцы и французы демонстрируют эдакую особенную форму смирения (принятия). Это нечто обратное от нашего болезненного самоотрицания. Своё место рождения и условия, данные судьбой, они принимают как есть, с благодарностью и радостью (многими из нас непостижимой).
Они чувствуют себя кормильцами, делающими дело особой важности. Поэтому, когда государство забывает ху-из-ху, они объединяются и протестуют. Диванный наблюдатель из России, в такие моменты негодует: «Зачем же выливать молоко на асфальт цистернами! Отдали бы нам или Африке!». И, вставая с дивана, пожимает плечами: мол, какой смысл мучиться, если можно уехать, заняться чем-то другим? [«Дело особой важности» у нас делают банкиры, промышленники, участники проектов цифровизации. Слушаю сейчас один курс по цифровой экономике, так в нём кормильцы не упоминаются вообще...].
Мне всё казалось, что сначала надо стать итальянскому сыровару другом, и только тогда он тебе всё искренне расскажет «о счастье в труде». Но чем больше крепнет такая дружба, тем больше с тобой делятся радостью, а не проблемами. Трудностям просто не разрешают подходить близко к тому месту в душе, где цветут убеждения вроде старорусского «где родился, там и пригодился». "Ну и что, что в столице, жизнь богаче и интереснее? Что мне до чужих денег, тёплого места под чужим солнцем? Вот мой мир, вот моё Дело – и мне с ним очень повезло". Всё это говорят не сами люди, а их поступки, реакции, предпочтения.
Хотя, нет. Сами люди тоже говорят.
«Проблема человека в большой стране в том, что у него слишком много возможностей. Это обыкновенный соблазн, который выменивает у тебя способность быть счастливым здесь и сейчас на бесконечный поиск лучшего. Мол, если ты не уехал, не возжелал большего, то ты неудачник. Сбежать из американской дыры в город – ещё допустим. Но если ты – итальянец – поддался этой моде, то счастлив не будешь. Все эти разговоры, что счастья у всех разные, только поддерживает пустые искания. Родиться в объятьях природы, но искать счастья у конвейера или в Интернете? Даже не попытаться создать что-то вроде этого [обводит ферму взглядом]?»...
Объяснить подобные категории можно только тому, кто не подвержен влиянию Синдрома Туриста. И как и во многих других темах – тут всё итожит второй закон диалектики. У нас есть свои казàро, устоявшие перед соблазном, но их слишком мало. А те, кто уехали в европейский «предпринимательский рай», и у них получилось – они вообще существуют?
***А караван идёт (FB пост от 24.06.2019)
Подробнее В связи с вопросом Бориса Акимована Прямой Линии с Президентом 20.06.2019
"... И нет, дорогие коллеги-менеджеры-консультанты-линовцы-улучшенцы, – те, кто работают на земле, кто, как Ольга Ягодина, возрождают традиции, кто как Guzel Sanzhapova заняты в социальном предпринимательстве – гораздо бОльшие Лидеры Перемен, чем вы, уважаемые. И для меня – честь считать их своими коллегами и помогать в том, что у Kinsmark получается лучше всего. Мы аккумулируем опыт, изучаем ошибки и успехи, извлекаем рациональное зерно, предлагаем инструменты реализации и создаём смыслы для тех, кто хочет создавать, а не разваливать.
Всегда найдутся те, кто увидят в нашей работе только "красивые фото Италии", и кому совершенно наплевать на то, как в 2020-м снова будет выглядеть Россия на Всемирной Ярмарке Terra Madre в Турине. Вот почему хэш для публикаций на эту тему я назову #акаравнидёт.
***
В том же 2012-м я случайно познакомилась с лектором курсов для предпринимателей. На этих курсах основателям компаний малого и среднего бизнеса рассказывали о стратегии, маркетинге и некоторых управленческих приёмах. Поскольку мои интересы всегда находились в сфере менеджмента, а целевую группу составляют руководители (менеджеры), а не предприниматели, то сначала я слушала вполуха.
Новый знакомый сетовал на отсутствие вдохновляющих результатов курса. Причины назывались две: неготовность студентов учиться всерьёз и низкий уровень их предварительной подготовки. "Это вам не стартаперы из СКОЛКОВО" – вздыхал он. Можно было бы обратить внимание собеседника на разницу между предпринимателем и руководителем, но в этом не было смысла. Если бы он её понимал, то не пытался бы, говоря образно, научить физика креативить чудеса в пробирках только потому, что у химика это получается запросто, и оба они – учителя. Носители "глубинных знаний" [так их называл Деминг] в вопросе этой разницы вообще встречаются редко. Оттого и монолог "задел" меня только тогда, когда речь зашла о качественном переходе. О превращении предпринимателя в руководителя.
Этот разговор мне запомнился на всю жизнь и повлиял на последующие действия... Поразительно было то, что преподаватель даже не допускал мысли, что дело может быть не только в учащихся, но и в нём самом. Или может быть только и исключительно в нём самом. Прошлый опыт работы в качестве менеджера среднего звена как бы по умолчанию отменял надобность иметь предпринимательский опыт. Разумеется, такой опыт нельзя наверстать как непрочитанную когда-то книжку, но ведь подойти поближе к объекту изучения, хотя бы общаться с предпринимателями можно. Почему психологию ребёнка изучают все будущие педагоги вне зависимости от предметной специализации? Ответ очевиден. А почему преподаватели курсов не изучают психологию предпринимателей? Почему, переводя компанию с предпринимательской стадии на управленческую, все носители знаний от консультантов и преподов и до моих коллег (директоров о оргразвитию) разговаривают с ними о чём угодно, кроме предпринимательского старта и налагаемых им обязанностей?
Тот день стал для меня не только датой памятного удивления, но и "точкой изменений действия". Рискуя размыть фокус моего профессионального интереса в глазах коллег, я стала стремиться узнать предпринимателей лучше. Kinsmark продолжает аккумулировать знания о ChM как о функции генерального менеджмента, но лично мои двери с того дня открыты для предпринимателей.
Такая вот причина моих хождений в предпринимательский цех. И она настолько важна, что с неё стоило бы начать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий