Руководитель Управляющего Центра Международной Гильдии Лидеров Перемен (KINSMARK). Профессионал управления развитием, специализация — управление изменениями. Трудовой стаж на предприятиях различных отраслей промышленности более 20-ти лет.
Лично участвует в SbA-проектах по управлению изменениями, орг. развитию, развитию системы продаж, запуску импрувмента. Принимает решения по содержанию проектной матрицы, заключению партнёрских отношений с юридическими лицами и независимыми профессионалами. Разрабатывает учебные продукты и прикладные инструменты, практикует как инструктор по theme-diving Центра подготовки руководителей, ведёт когнитивные исследования в бизнесе. Издаёт электронный журнал "Управление изменениями в компании" (Санкт-Петербург). Участвует в различных конференциях как спикер, эксперт и ведущая мастер-классов.
Биографическая справка
Родилась в 1966 году в Севастополе. К окончанию средней школы кроме золотой медали имела в активе и первый успешный опыт лидерства и организационных изменений. Своим "проводником в профессию" считает директора школы № 33 Эльвиру Леонидовну Бородину, которая поручила за год превратить среднюю школьную организацию в лучшую "без отрыва от основной учебной деятельности" (звание образцовой школа носила ещё 10 лет до 1993 года). С пятнадцати лет привыкла сочетать разные направления работы с наилучшим результатом. В 1981-2 г.г. работала в качестве зам. второго секретаря Балаклавского Райкома Комсомола по работе со школьной молодёжью, вела активную работу с трудными подростками. В настоящее время является одним из самых эффективных российских наставников по управлению карьерой и селф-менеджменту, проводит погружения в практику когнитивистики и социально-ролевой геномики.
В 80-е годы в СССР не было социально-общественного заказа на развитие личности и совершенствование управления, организационная наука была в загоне, наследие русской школы НОТ игнорировалось, инакомыслие искоренялось. Таким образом, выбор профессии был интуитивным и рискованным. Поступление в Ленинградский Механический Институт в 1983 году и изучение систем управления (АСУ) позволило верно сформировать понятийную базу для дальнейшей исследовательской деятельности. Знакомство с НОТ и философией мыследеятельности Г.П. Щедровицкого определили характер изучения организационных механизмов и поведения homo-economicus как принципиально прикладной, позволили к окончанию аспирантуры ЛМИ им. Устинова в 1992 г. сформулировать предметную область и сферу профессионального интереса как "развитие деловых организаций и управление изменениями".
Методы управления изменениями и учебные продукты Маркушиной базируются на знаниях и уникальном опыте. Уникальность опыта состоит в том, что он содержит три продолжительных периода изучения изнутри принципиально различных организационных систем: 1) систем, где сообществом достигаются социальные цели в отсутствие рубля, где объединяющим мотиватором является идея; 2) участия в сообществах, где деньги не играют главной роли; 3) работа в бизнес-организациях, ориентированных на прибыль. Исследования показали, что человек в этих трёх системах проявляет себя по-разному. Этот вывод лёг в основу критической позиции по отношению к психологии, которая, по признанию самих психологов*, для задач организационного развития и человека экономического непригодна.
В студенческие годы было обнаружено качественное преимущество полевых исследований перед лабораторными (отстранёнными от объекта изучения). Т.о. урок, оставленный следующим поколениям отцами Русской Школы Научной Организации Труда (НОТ), был взят на вооружение изначально. На закате движения студенческих строительных отрядов (ССО) в 1987-1988 г.г. Елена Маркушина провела успешные управленческие (как сказали бы сегодня) проекты, из которых любимыми считает ССО "Вертикаль" (дислокация: Томская обл., г. Стрежевой, 1986) и "Экипаж" (Сибирь, БАМ, перегон Окусикан-Чара; занял первое место в зональном соревновании, 1987). Эти проекты дали обширный материал на тему командостроения и лидерства, помогли воочию рассмотреть процессы сопротивления новому и инерционность живых систем, отточить методику "PUZZLE-проектирования идеальной команды". Этот опыт, а также последующая практика на реальных предприятиях в качестве управленца, позволяют сегодня Елене Маркушиной быть эффективным тренером и консультантом по организационному поведению и командообразованию.
Трудовую карьеру начала в 1989 году в качестве молодого специалиста ОАО "Ижорские Заводы" (Ленинград). За 6 лет прошла путь от планировщицы в сборочном цехе до ведущего инженера-программиста. Занималась разработкой и внедрением ПМК "Темп" (программный продукт поддержки процессов нормирования труда и технологической подготовки производства), средств автоматизации и баз данных инженерной поддержки производства.
В 1992 г. без отрыва от производства поступила в аспирантуру alma mater (ЛВМИ) на кафедру Автоматизированных Систем Управления (АСУ). В этот период в России понятий "менеджмент", "маркетинг", "процессы", "поведенческая экономика", "управление изменениями" ещё не существовало, труды Богданова, Ерманского, Керженцева, Бурдянского, Витке и других были под негласным запретом, выводы Щедровицкого изучала философия. По этим причинам диссертация, тема которой находилась на стыке технических и управленческих дисциплин, осталась незащищённой.
В 1995 году Маркушина экстерном получила второе высшее образование в "Социально-Экономическом Институте" (Санкт-Петербург) по специальности "Маркетинг-менеджмент". Позднее многочисленные курсы по управлению качеством, стартапам, маркетингу, информ.технологиям и др. в совокупности с работой менеджером на предприятиях помогли сформулировать научно-практический подход к развитию организаций и к управлению изменениями, отличающийся от западного и подходящий именно российским предприятиям.
Прикладная ценность идей, методик и инструментов именно для российских компаний остаётся приоритетом в работе Маркушиной. Вместе с тем, самые прогрессивные, практически выверенные зарубежные идеи всегда вызывали и продолжают вызывать интерес. Одной из них, получивших широкую известность в том числе благодаря усилиям Маркушиной, является точка зрения Джона Катценбаха на организацию и методы её улучшения. Следуя этому подходу и выбрав практику формой своей профессиональной самореализации, Маркушина приобрела практический опыт в каждом из трех базовых направлений импрувмента (люди, процессы, информационные технологии). Работала коммерческим директором торгового дома, руководителем отдела маркетинга на обувном производстве и в консалтинговой фирме, директором по развитию и персоналу девелоперской компании, участвовала в работе антикризисных команд. Полученные опыт и знания дополняла обучением на курсах и семинарах (программа МВА, антикризисное управление, управление Качеством). Это был период познания и посевной; до первых плодов работы Маркушиной как методолога, пропагандиста и креейтора профессии "директор по развитию организации" ещё пройдёт несколько лет.
В конце 90-х обнаружив отсутствие в России цивилизованного спроса на услуги в области развития организаций, Маркушина не отказалась от призвания, а начала формировать спрос, заниматься методологической работой, публиковать статьи.
Вклад в совершенствование управления в России
1. Импрувмент как модель достижения культурного совершенства организации (кайдзен - модель достижения операционного совершенства бизнеса).
2. Социально-ролевой анализ организационного поведения как базовый предмет для успешной практики управления изменениями.
3. Дифференцирующие шкалы изменений.
4. Дегрисионные и другие методы изменений.
5. Фракталинг в решении задач роста предприятий.
6 Support-by-Action (поддержка действием) как самостоятельная отрасль деятельности носителя управленческих компетенций в компании.
7. PUZZLE-проектирование команд и Кристальное лидерство.
8. Организационное развитие как недостающий кирпич в Системе Менеджмента Качества компании.
9. Мемоменеджмент.
10. Портфельный карьеризм и когнитивный подход к организации.
Работа Елены Маркушиной внесла вклад в признание предмета "управление развитием" независимой дисциплиной, в появление в штатных расписаниях должности "директор по организационному развитию". Лично помогла многим людям остаться в профессии, выстоять под обвинениями рекрутёров в отсутствии единой профессиональной линии карьеры. Провела огромную работу в области популяризации управленческой науки (прежде всего, управления изменениями). Открыла молодым карьеристам и менеджерам российские имена, способствовала реабилитации памяти российских учёных-управленцев и новаторов, репрессированных в России в конце 30-х годов. Помогла многим менеджерам избавиться от заблуждений и слепой веры в непогрешимость западных бестселлеров. Помогла многим организациям преодолеть комплекс отсутствия системного подхода, принять тренд на междисциплинарность и конвергентный подход к управленческой практике.
Маркушина — автор методики PUZZLE-проектирования идеальных команд по версии BE (behavioristic economy), автор популярной версии Кодекса консалтера, публикаций по маркетингу, продажам, HRM и управлению изменениями. Определила импрувмент как базовую научную область в деле улучшения организации и развивает его методологию.
В 2009-2010 г.г. вместе с Ицхаком Адизесом приглашалась порталом журнала Harvard Business Review в качестве блогера по теме "управление изменениями". Приглашалась министром индустрии и торговли Казахстана для выступления перед элитой казахстанского бизнеса, академиком П.Ф. Комаровым в Новосибирский Академгородок на директорский форум; о ней писал журнал "Деловое совершенство" (Москва), журнал "Генеральный директор" (Минск) и другие.
Без преувеличения Елену Маркушину можно считать пионером Change-Management в новой России и первым российским экспертом в данном вопросе.
На созданный Маркушиной портал "Управление изменениями в компании" и её статьи ссылаются:
№ | Название | Издатель | |||
1. | "Управление проектами развития фирмы: теория практика". В.Н. Фунтов, монография. | IMISP. Серия "Практика менеджмента", Изд. "Питер", 2009. | |||
2. | "Управление качеством в историко-философском аспекте". К.В Шурин, А.Л. Воробьёва, Д.А. Косых. Учебное пособие для студентов. | Рекомендовано учёным советом ФГБОУ ВПО "Оренбургский Государственный Университет". Программа высшего профессионального образова6ния 221400.62 и 221700.62. Оренбург, 2013. | |||
3. | "Организационное поведение". Учебник для ВУЗов под редакцией Г.Р Латфуллина и О.Н. Громовой. | Изд. "Питер", 2015. | |||
4. | Материалы (скачать) Юбилейной студенческой научно-практической конференции. | Томский Государственный Университет, Экономический факультет. Материалы к 50-летию факультета Томск, 19—20 апреля 2013 г. | |||
5. | "Формирование маркетинговой логистической системы на фармацевтическом предприятии". Автореферат диссертации по ВАК 08.00.05 | кандидат экономических наук Головатюк, Иван Викторович. | |||
6. | "Теория и методология синергетического подхода в управлении организационными изменениями". Автореферат диссертации. Иванова Т. Ю., д.э.н. Ульяновск, код cпец. ВАК 08.00.05. | Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2006. | |||
7. | Программа вступительных экзаменов (скачать) в магистратуру Высшей школы государственного администрирования (факультет) МГУ имени М.В.Ломоносова | Cоставлена на основе государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению 080200 МЕНЕДЖМЕНТ, 2012 г. | |||
8. | Методические указания к содержанию выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения по направлению 080100.62 (521600) – Экономика, степень: бакалавр экономики. | ФГБОУ ПО "Пензенский Государственный Университет", факультет экономики и управления, кафедра «Экономика, финансы и менеджмент». Пенза, 2012. | |||
9. | Единая программа практики по специальности 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте» и 190702.65 «организация и безопасность движения». | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Институт транспорта и технического сервиса. Калининград, 2013. | |||
10. | Программа дисциплины "Управление изменениями: Б3.Б.9". Направление подготовки: 080200.6 - Менеджмент. | ФГАУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Отделение менеджмента. 2014. | |||
11. | "Управление изменениями". Учебная программа по специальности 080200 - Менеджмент. | Югринский Технологический Институт, 2014. | |||
12. | "Управление изменениями". Методические указания. | ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет, кафедра менеджмента, для студентов заочной формы обучения направления 080200.62. 2014. | |||
13. | "Реализация управленческого потенциала в области повышения качества услуг: ранжирование приоритетности направлений". НС Анастасия Владимировна Морякова, кандидат экономических наук, доцент Поволжский государственный университет сервиса, г. о. Тольятти, Россия | Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 193–199. 2015 | |||
14. | "Реинжиниринг бизнес-процессов" (открыть/скачать файл). Программа дисциплины по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатик в экономике. | Филиал ФГБОУ ВО «Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса» в г. Артёме. Кафедра экономики, управления и информационных технологий. 2016. | |||
15. | Научная статья «За и против ИСО серии 9000». | А.И. Шундулиди, Н.В. Булдина | |||
16. | "Организационные изменения в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности".Диссертация. ВАК: 08.00.05 к.э.н. Туркова Е.Г., 2007 | Национальный исследовательский Мордовский государственный университет; МГУ им. Н. П. Огарева; ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва" | |||
17. | БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО. ДЕСЯТЬ РОКОВЫХ ОШИБОК КОМПАНИЙ, ЖЕЛАЮЩИХ РАЗВИВАТЬСЯ | Журнал "Менеджмент Инноваций", ИД "Гребенников" (Москва) | |||
18. | "Опоздания на работу и корпоративная культура". Статья. | Журнал "Управление персоналом» N21 2009 г. | |||
19. | Каталог моделей и их авторов в электронной библиотеке IRBIS | ||||
20. | Казахский Национальный Мед. Университет. Материалы Международного форума по качеству. | ||||
ПОРТАЛЫ | |||||
Сайт интегратора 1С | Портал "Управление 3000" | ||||
Портал iTeam | Библиотека ИРБИС | ||||
Центр Сертификации МИСиС | Портал РИА "Стандарты и качество" | ||||
Сегодня
В Международной Гильдии Лидеров Перемен Kinsmark курирует Центра Инновационных Учебных Программ и проекты в Италии. Проводит курсы по оргповедению, командообразованию, лидерству, self-management, управлению изменениями. Привлекается первыми лицами предприятий как эксперт в вопросах менеджмента роста. Ведёт персональный блог для профессионалов изменений.
Смотреть Google-профайл | Читать блог | Подписаться на Youtube-канал | Написать письмо
Комментариев нет:
Отправить комментарий