суббота, 17 июля 2010 г.

Управление изменениями - когнитивная междисциплинарная наука

Интересно, сколько еще пройдет времени до того момента, как менеджмент перестанут относить к экономическим наукам. Наверное, факт когнитивности и междисциплинарности менеджмента не устраивает тех, кто кормится на существующем положении дел. Ведь менеджмент придётся дифференцировать. И не только функционально (финансовый, кадровый, логистический и т.д.), но и по степени конвергенции систем знания (а значит, подконтрольности).

Управление изменениями можно рассматривать в развитии только как результат более осознанной конвергенции наук. Импрувмент иначе и нельзя рассматривать. Неуклюжесть попыток отнести исcледования или диссертационные работы в этой сфере то к экономике, то к психологии, то к социологии лишний раз доказывает отсутствие общественно-политического заказа на технологии, которые обеспечили живым экономическим системам (будь то бизнес-организации или политические институты) управляемое развитие без сюрпризов, преодолений и ненужного героизма. Всё в русле национальной традиции.

Если мы ждём, когда из-за границы нам поступят "указания", как нам это называть и как в этом работать - не дождемся. В силу узости специализации западного образования и научного рассмотрения "от туда" по определению не может прийти ничего междисциплинарно прогрессивного. Даже традиция когнитивных исследований российская, а не западная. Зато как вдохновило российскую научную мысль слово "когнитивный". Всё в русле...

Когда мы говорим об управлении изменениями, то принимаем по умолчанию (специалисты, разумеется) и конвергентность, и когнитивность, и междисциплинарность как разные прочтения его основной особенности - непринадлежности ни к одной из наук, ставших уже академическими. С начала века я и мои редкие коллеги разъясняют, что предметом труда менеджера по развитию являются проблемы стыка между областями: люди, процессы, информационные технологии. 10 лет просветительства, 10 лет уговоров HR-щиков, 10 лет исследований, 10 лет разговоров с глухими на кафедрах. Что в итоге?

"Нам нужны менеджеры, имеющие знания в разных областях" - перепевает российский HR статьи зарубежных бизнес-школ. И чем чаще эта очевидная мысль за западными авторитетами повторяется, тем устойчивее их отрицание факта того, что дома, под самым носом всё это уже давно понятно, отработано и причёсано. Как не умели читать резюме специалистов с междисциплинарной подготовкой, так и не умеют. Ни один из известных мне специалистов по управлению развитием с опытом от 8 до 15 лет ни разу не устроился на работу через рекрутинговое агентство. Только само-поиск, само-менеджмент, само-презентация и само-отдача.

Признать исследования и выводы в сфере управления изменениями научными в России сегодня практически невозможно. Вызывает особое опасение факт того, что на фоне обыденности такого события, как защита диссертации (к коей надо подходить технически и прагматически), становится возможным "обмануть систему", предложив к защите работу, обобщающую опыт и делающую акцент на практике вопроса. Задумайтесь, становится возможным практиковать в сфере без методологических основ, то есть, говоря иначе, непонятно, что практиковать и непонятно, почему практиковать именно таким образом. О том же с беспокойством говорят учёные, приглашенные к развитию индустрии нано-технологий.

Для сферы управления развитием (кайдзен + импрувмент) особо опасной является тенденция того, что само понятие "развитие" по ходу дела теряет свой исходный смысл. Сегодня "развитие" в компаниях это всё, что угодно - маркетинг, продажи, масштабирование, инвестирование - только не эволюционное приращение качества системы. Только за два последних года число директоров по развитию в российских компаниях показало гиперболический рост. Если с директорами по развитию организаций ситуация еще на грани терпимого, то с директорами по развитию бизнеса - далеко за её пределами. Проникновение поведенческой психологии в технологии продаж привели к тому, что и о результатах усилий в сфере развития бизнеса стали судить только по коммерческим показателям (объем продаж, выручка и т.д.). Коммерческие подразделения поддаются понятийному реинжинирингу хуже всех. Даже производственные ресурсы/подразделения предприятий преобразовываются легче. Коммерсанты же быстро сориентировались, просто добавив слово "развитие" в названия своих должностей. И это развязало им руки (и языки) в деле сопротивления: "Не надо приближаться к нам с изменениями и развитием. Не видите - мы сами развиваем".

Ситуация с развитием бизнесов - только срез общей картины глубоко сокрытого нежелания скорейшего и общего перехода России к иной управленческой культуре, основанной на уважении к человеку, знаниям, а также на обучении и непрерывном совершенствовании. Столь скорая и рефлекторная реакция штатных расписаний на слово "развитие" есть сублимация традиционного намерения выкрутиться, приспособиться к новому миру с наименьшим "напрягом" для себя, когда можно будет не изменять ничего глубоко или, не дай бог, кардинально.

Программа, которую я случайно обнаружила в Интернете, огорчила своим финалом. Решение проблемы понятийного Вавилона, о которой говорит ведущий, находится в сфере менеджмента изменениями, но Науке пока не приходит в голову искать его там. Специалисты по управлению изменениями, как видно, не одиноки в ситуации: "а, так это у нас уже давно было". Академическая наука именно так реагирует на проникновение в Россию термина "когнитивные исследования". И остаётся только пожелать Курчатовскому институту и новым межнаучным организациям добиться прорыва в научной практике, и возможно, отчасти восстановить историческую справедливость.

5 канал: 07.02.2010 «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком — «Лабиринты мозга»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.