четверг, 21 января 2010 г.

Альтруизм и совесть как индикаторы правдивости

Семен Енушкевич из Волгограда в отклике на спот "Эгоистичный лидер" спрашивает: "Я правильно понимаю, что у вас в сообществе, созданном, замечу, с профессиональными исходными, все сплошь делают друг другу приятно актами альтруизма? Или я не так понимаю? Как же можно выжить и выиграть конкуренцию с тупо ИЧП "Консалтинговая фирма"? Почитав ваши ресурсы побольше, я думаю, что что-то упустил, чувствую - что-то не так, а что - не пойму".

Это сообщение вернуло мне воспоминание об одном выпуске программы НТВ "Школа Злословия", гостем которой стал этолог Анатолий Ильич Протопопов*. Смотрела я выпуск трижды и каждый раз, располагаясь к гостю все больше и больше, досадовала: как может образованный и умный человек (в данном случае Авдотья Смирнова) так панически-активно уклоняться от мысли, что начисто свят в какой-то области. Говорю себе: "Смотри, и никогда так не делай". Хотя, если заподозрить ведущую в блестящей журналистской игре (это не я, это массовый зритель таков, а я говорю от его имени), то все становится на свои места. А если и не так, все равно за урок спасибо.

Еще с 1997 года, когда отшумели кухонные дебаты о книге Протопопова "Трактат о любви или как ее понимает жуткий зануда", мне хотелось увидеть автора, познакомиться с ним лично. Программа НТВ помогла воплотить первую часть мечты. Заочный портрет подтвердился и стал в моей голове прирастать понемногу позитивными чертами. Для меня Анатолий Ильич (после чтения его работ и телепередачи)... священник. Ну вот такой вот ход поколений от "теолог" к "этолог".

Отвечая на вопрос Семена Енушкевича, можно сказать, что увы: и в этом вопросе придется разбираться. Не получится по-быстрому, как и с маркетингом, импрувментом или управленческим учетом. Одного Докинза ("Эгоистичный ген") или трех ("Слепой часовщик", "Расширенный фенотип") недостаточно. Трудов конкурирующей с этологами бихевиористической школы тоже. На все это нужно время, но оно стоит того.

Грешна: стараясь ускорить ознакомление управляющих хотя бы с основами оргповедения, я часто предлагаю им "упрощенные схемы". Когда отвергается и это - у тебя в руках не просто умозаключение, а вещдок в пользу высокой вероятности рисков провала организационных изменений. Лучше с таким априори знатоком человеческих душ дел не затевать. Когда отклоняется очная форма в пользу вебинара - это хоть какая-то надежда, что зерно импрувмента найдет свой оазис.

Что касается сообщества Kinsmark Group, то его организационный базис станет понятнее после просмотра той самой передачи НТВ, ролик которой я привожу ниже. Напомню.

- Эгоистические сообщества обречены на умирание.

- Альтруизм бывает: родственный (родители детям), реципрокальный (ты мне, я тебе) и жертвенный** (Данко у М. Горького).

- Kinsmark свободен от инстинкта создания иерархий. Ставка сделана на партнерство, основанное на реципрокальном альтруизме, при котором сторона, совершающая альтруистический шаг в отношении партнера, ожидает от него ответного шага.

- Цементом, закрепляющим такие отношения, является то самое, что отличает человека от животного - совесть. Если вы располагаете опытом работы в горизонтальных командах (а у меня он немалый), то вас не придется убеждать в том, что именно такой "кин-отбор" (по степени лидерства, профпригодности и совести) и способен дать невероятные результаты. Как верно заметил Анатолий Протопопов: "Совесть как массовый феномен служит горизонтальной интеграции".

Я не люблю разговоров о конкурентных преимуществах компаний. Как маркетолог я понимаю, что он необходим как акт уважения к правилам рыночной Игры. Но в представлении этих преимуществ много приходится принимать на веру, многое сложно проверить и выяснить, во всех ли условиях оно работает. А вот индикаторы отличий - штука хорошая. Как лакмус. В иерархических, непартнерских организациях не бывает ни развития, ни уважения к клиенту. Поэтому иногда, когда я узнаю о какой-либо компании, "специализирующейся на вопросах развития", я всегда интересуюсь этими "поведенческими факторами сообщества", делаю первый шаг и т.п. И обнаруженные ответы снимают для меня все остальные вопросы.


*- Анатолий Протопопов, популяризатор этологии, науки о влиянии эволюционной теории на поведение человека, одним из основных положений которой является принадлежность человека к животному миру и общие с животными инстинкты и мотивы поведения. Организация иерархических структур с вожаком и его приближенными во главе стаи, отъем ресурсов у рядовых членов группы и их перераспределение. Но где та грань, которая отличает людей от животного мира инстинктов? Ведь даже в мире зверей наблюдались случаи самопожертвования.

** - оспаривается как проявление рационального эгоизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.