Сегодня одна из моих коллег посетила вебинар громко звучащей консалтинговой компании на тему «Внедрение Бережливого Производства. Методика Дэнниса Хоббса». Ее эмоциональный рассказ напомнил мне эпизод статьи из последнего номера «Секрета фирмы»:
«"В прошлые времена девелоперы считали, что рынок растёт благодаря их мозгам. А он рос сам по себе",— признает Теряев. Теперь в Rodex Group, которая включает в себя также производственные активы, вспомнили о принципах бережливого производства. Например, компания купила в разгар кризиса мобильный бетонный завод за $500 тыс., который попеременно работает на шести её проектах в Подмосковье. В чем экономия? "Раньше приезжал с завода миксер, например, с четырьмя кубами цемента. Три с половиной куба выливали в фундамент, а полкуба оставалось. Начинали изобретать, куда же его деть,— описывает дилемму Теряев.— В итоге выливали туда, где он, может, только через полгода понадобится. А деньги заморожены"».
Я долго не могла понять, откуда берутся в головах изучающих lean такие фривольные его трактовки. Сегодня я узнала, что этому способствуют... консультанты. Только совсем недавно, размахивая трудами Майкла Портера перед генеральными директорами, мы преодолели (хочется верить) повсеместную установку «целью бизнеса является прибыль» (прибыль – побочный эффект от успешно реализованной верной стратегии), и вот снова-здорово. Теперь неизвестно, сколько сил придётся потратить на разъяснения и переобучение.
Бережливое производство от консультантов недеминговской школы и Lean Production – совершенно разные вещи. Коллега, когда поняла, что речь на вебинаре идёт не о том, попросила договориться об определениях, и ведущий... пошёл искать определение среди цитат Таичи Оно – отца TPS (производственной системы Тойоты). Он даже его почти нашёл, но...
Наших курсистов мы муштруем так, чтобы они среди ночи могли проснуться и сказать определение Lean: «Бережливое производство – это кастомизированный поток вытягивания ценности для потребителя». И ключевое слово кастомизированный. Бережливое производство – это не экономия / бережливость / рачительность или что ещё. Снижение потерь, удешевление и экономия – это следствия из него. Следствия из процесса и сам процесс – не одно и то же.
Бережливое производство – это альтернатива массовому производству, принципиально новая, революционная парадигма, для умов большинства производственников пока непостижимая. Для них ещё делать большими партиями дешевле, чем поштучно. Цена единицы продукции при массовом производстве ниже. И его радетели не могут понять, как можно выпустить 2 машины, переналадить, 5 машин, переналадить, 3 машины, и все они, будучи разными, будут исключительного качества и дешевле, чем если бы их выпускали на потоке Форда по 5 000 штук каждой.
Но консультанты ни слова не скажут вам о кризисе массового производства, и вы скоро поймёте почему.
Во главу угла системы Lean (в ее неиспорченном виде) поставлен Потребитель. Последователи Lean осознают, что в их карманах, как и в карманах их работодателей, лежат деньги покупателей/потребителей/клиентов. И, в конечном счёте, это клиент голосует большим пальцем на кошельке – вниз или вверх. Если клиент хочет 5 штук красных, и 3 зелёных завтра, а есть только черные, то надо дать 5 красных и 3 зелёных. Хотели схитрить, положили на склад всех цветов по паре на всякий случай? Но клиенту-то надо не два по два, ему надо пять и три. И завтра. Как его удовлетворить и остаться в выигрыше? Ответом на этот социально-экономический вызов всеобщей кастомизации спроса и стала методология Lean Production.
Когда Оно говорил: «Следовать Lean – это доставлять клиенту то, что он хочет, сколько хочет и когда хочет», он имел ввиду вовсе не то, что повторяют тут и там с такой пугающей частотой. В системе ценностей создателей Lean – это инструмент обеспечения клиентоориентированности фирмы.
Ирония состоит в том, что словосочетание «бережливое производство» появилось с согласия нашего научного патрона Юрия Павловича Адлера. Издательство Альпина Бизнес Букс готовило к печати перевод книги Вумека и Джонса. Прямого перевода слова Lean нет, поэтому выбирали между словами «рачительный», «тощий», «скудный». Широкий потребитель знаний склонен к упрощениям, буквальному пониманию, подмене понятий, поэтому уступки издателям – тупиковый путь эволюции. Слово Lean не нужно было переводить. В нашей компании словосочетание «бережливое производство» по отношению к материнской идее запрещено. Мы говорим «лин» или «лин-продакшн». Сказать «бережливое» допустимо лишь к тем случаям, когда перед нами российская «адаптированная» версия методологии. Интересно, что стало бы со словом «офис», если бы над ним потрудились переводчики.
М. Шин "Дао Белой Вороны" |
Чтобы опошлить идею Lean, достаточно убрать из этой симфонии всего два голоса.
- Первый – голос Потребителя. Не вспоминайте о клиенте, не применяйте QFD (структурирование функции качества), уничтожьте маркетинг, заткните уши – все, добыча для горе-консультантов готова.
- Второй голос – голос Деминга*. Ограничьтесь математикой, подвигайте станки, урежьте финансирование, не вспоминайте 14 пунктов, игнорируйте импрувмент и культурный аспект – вот вы и внедрили «бережливое» производство. Сэкономленное унесли консультанты.
Однако странно, скажете вы. Книгу Вумека и Джонса «Бережливое производство» все читали. Допустим, не все поняли. Но зачем консультантам такие подмены Бабеля на Бебеля?
Потому что целью деятельности консультантов является выживание, заработок. Если бы они действительно хотели вашего процветания, то взяли бы на себя и часть ответственности за это и прожили бы вместе с вами (а не рядом с вами) годик-два. Агитировать собственников за клиенториентированность – дело недоходное. Собственники понимают только цифры. «Вложил дулю – получил пригоршню – типичная базовая логика. Следовательно, чтобы зарабатывать на модной идее, надо, не касаясь больных зон (маркетинга, клиентов, качество управления и т.д.) того, кто платит, показать ему, как можно вкладывать меньше, а получать больше. Устранение муда в такой системе координат будет равно борьбе с бездорожьем и разгильдяйством, капающим краном и слитым в канаву лишним бетоном.
И перестраивают фабрики, не догадываясь о том, насколько внедрение Lean затратная штука. Дают гарантии ключевым клиентам, руководствуясь только предположением о том, что поставщики умеют работать по системе «Точно вовремя». Начинают строить заводы (изначально бережливые), не имея перед собой не то, что выверенной цифры (см. Голдрата), а даже внятного финансового менеджмента в компании. Высвобождают время сотрудников, не объяснив им, чем простой отличается от ожидания. Внедряют 5S из-под палки, не особо тревожась из-за отсутствия упорядочения в системе менеджмента. Внедряют ISO 9000 (стандарт нельзя внедрить, ему можно соответствовать), по дороге упоминая кайдзен. И т.д и т.п.
Пугает не дремучесть нашего отставания (незнание чего-то не порок, было бы желание узнать), ужасают универсальность, неистребимость и непобедимость русской национальной традиции непременно испортить рецептуру любой чужой идеи, даже не попробовав продукт в первозданном виде. В этом мы являемся полной противоположностью японцам, которые собирают по миру плохо лежащие и не оценённые идеи и делают из них первоклассные вещи. Мы берём первоклассные вещи и… Соедините это с американским искусством проповедовать (в России говорят «впаривать») и вы получите гремучий коктейль «А-ля Хоббс».
Поэтому, когда вы вступаете в диалог с кем бы то ни было на тему Lean, попросите его дать определение, как он понимает то, о чем говорит. И сразу подписывайте чек, если услышите:
«Бережливое производство – научно и математически обоснованный подход организации производства продукции за сумму отрезков времени, добавляющих ценность и необходимых для изменения формы, размера или функции продукта. Основная задача – балансировка ресурсов для увеличения производительности».
(из материалов по методике Д. Хоббса)
Ибо сказано: «Самое дорогое на свете – это глупость, за неё дороже всего приходится платить».
* См. также книгу Генри Нива «Пространство доктора Деминга»
Хороший пост. Спасибо, Елена. Очень понравилась ваша оценка, которую вы дали консультантам. Я с вами полностью согласен. Главная цель, к сожалению, русских консультантов – заработок.
ОтветитьУдалитьЕсли вы еще не знаете, то хочу вам сообщить, что есть портал про Лин, на котором достаточно открыто обсуждают трудности внедрения этой концепции.
В последней ветке форума велся бурный разговор по поводу консультантов в России. Мысль такая, что консалтинг умер. Если интересно, то вот ссылка - http://leanzone.ru/
Павел, спасибо за отклик и ссылку. Зарегистрировалась, но оставить сообщение не смогла. Может оно и к лучшему. Мысль о смерти консалтинга является устаревшей новостью 1999 - 2001 годов. Тогда стали приниматься решения в стиле того, что описано на http://markushina.blogspot.com/2009/08/blog-post.html А вот новостью всего пятилетней давности является то, что на смену консалтингу пришел импрувмент.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена. Плохо то, что к мертвому всеравно продолжают обращаться, надеясь на что-то. Пока ничего не поменялось. Куча консалтинговых фирм. Предприятия завалены консультантами. Куда ни глянь сплошной консалтинг. Я понимаю, что импрувмент (улучшение) - новая идея. Само слово импрувмент это и есть часть консалтинга, я так понимаю, нет? Разговор ведь идет о качестве консалтинга. Вы говорите, что уже 5 лет он, как пришел, но по факту ничего не видно, к сожалению.
ОтветитьУдалитьЧтобы увидеть чаек, надо посмотреть в другую сторону. В направлении моря. Импрувмент массовым быть не может. Как "кино не для всех". Консалтинг же всегда будет товаром "масс-маркет". Пока Вы на этом рынке находитесь, то ничего иного и не увидите. Станно сожалеть о том, что золото - редкий металл, а кимберлитовые трубки не откопать в песочнице, что Рождество раз в году, что н'ечто по-настоящему ценное, как правило, редкое. Мир такой, каков он есть. И он прекрасен. И он дал человеку редкий дар. Свободу воли. Умение делать выбор - это навык, его можно тренировать http://www.markus.spb.ru/teach/shz9-kovi-vasserman.shtml Нам в Kinsmark существование консалтинга не только не мешает, а даже помогает. Свободный выбор хорош, когда есть из чего. Люди, которые делают, исповедуют, развивают импрувмент просто, на мой взгдяд, далеко позади оставили стадию самоидентификации и не испытывают сожалений не по адресу, так как помнят:
ОтветитьУдалитьКаждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Кажды выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже, как умею,
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.
День добрый,Елена
ОтветитьУдалитьПишу так как мои взгляды совпадают с Вашими.Меня тоже долго мучило определение"бережливое производство". Ведь любому собеседнику, не знающему определения кажется что это что-то от слов "Сберегать""Экономить" а это уже неправильно.
Lean имеет более глубокое понятие, нежели то, что пишут в книжках. Я также считаю, что модель Хоббса не может быть уникальной методологией внедрения, она может быть вполне приемлема на некоторых предприятиях, но НЕ у всех.
У нас на предприятиях ещё практически ни у кого нет реально действующей системы ISO 9000, а есть только сертификат!!! Значит внедрять Lean не достигнув стандартизации процессов нельзя, особенно по модели Хоббса. Иначе результат будет внутри, а на выходе он может даже ухудшиться! ( например,вложили ресурсы в отдельный проект,и вынуждены увеличить запасы для обеспечения проекта и они соответственно потянули увеличение других ресурсных потоков и как следствие рост себестоимости).
В общем нельзя копировать, так как условия начала проекта у них и у нас всегда разительно отличаются. И наши руководители этого не замечают.
"Если в Ладу установить кресло от Тойоты, это ещё не Тойота, а если в Тойоту установить кресло от Лады, то это уже не Тойота, С.Пармон "
Отличный материал, разошлю всем.
ОтветитьУдалить