вторник, 6 июля 2021 г.

Лидерство родом из детства. 10 отличий хорошего детского лагеря

Великий Джордж Карлин
1 вошёл бы в историю сценического искусства даже если бы выпустил только два своих шоу – «Вы все больны!»2 и «Это плохо для тебя»3 [1, 2, 3]. В 1999-м прогрессивные родители всего мира аплодировали его критике современных подходов к воспитанию детей. «Прогрессивные родители» по Карлину – это исчезающий вид, всячески сопротивляющийся моде на гиперопеку и раннее обучение. Российские представители этого вида внимали комику задолго до введения в школах ЕГ и не могли и представить, сколько раз ко дню сегодняшнему он окажется прав.

На 10 лет раньше Карлина, в 1980 году, весьма далёкий от сцены руководитель консалтинговой компании MEIRC Фарид Муна опубликовал исследование практики менеджмента в компаниях, управляемых выходцами из арабских стран. Я прохладно отношусь к исследованиям консультантов, поэтому обратила внимание на эту книгу прежде всего из интереса к разнице управленческих культур. Это было 20 лет назад, когда для газеты «Деловой Петербург» я готовила большую статью о лидерстве. У меня не было опыта сотрудничества с управленцами из арабского мира, тем неожиданней стало совпадение выводов группы Муны и моими собственными, сделанными в России. Мало сказать «между успешностью управленца и его детским опытом существует прямая связь», ведь д...л скрывается в деталях. Какой именно детский опыт является ключевым и можно ли вооружить родителей какими-то рецептами? На эти вопросы я постараюсь ответить в данной статье.



В поисках первопричин управленческой состоятельности группа Муны исследовала 200 наиболее успешных руководителей из более чем 50-ти крупных компаний (The Making of Gulf Managers: a study of successful managers in the GCC countries). [В исследовании учитывался культурологический фактор, 4] В процессе многочасовых и достаточно интимных интервью, респонденты назвали в сумме 8 факторов успеха и проранжировали их. В отличие от многих других исследований здесь собирались не ощущения со слов, а факты биографии (ответы респондентов проверялись на достоверность). 

🏆  Первое место. Хорошее образование | Дипломы или учёные степени имели 91% арабских менеджеров и 56% британских.

2️⃣  Контакт с образцами для подражания в раннем возрасте, позитивная роль родителей в процессе воспитания. Некоторые особо отмечали позитивную роль отца в процессе становления личности.

3️⃣  Ранний опыт выполнения ответственных заданий (бизнес-школа жизни) | Работа и принятие на себя ответственности в юности. Лидерство, нацеленное на достижение подчинённым коллективом конкретной и позитивной цели. Как было отмечено, большая часть руководителей происходила из бедных семей. Они отмечали, что преодоление ими длительных кризисов в юности способствовало их успехам в будущем. Другие исследования показали, что среди эмигрантов наибольшего успеха добиваются те, у кого была тяжёлая юность.

4️⃣  Этика и ценности | Многие упомянули о глубоком влиянии религии, большинство прошло длинный путь личностных исканий и духовного становления.

Эти четыре фактора респонденты считали основополагающими. Они присутствовали у опрошенных до того, как те пришли работать в свои организации. Специалисты по найму в ваших службах персонала подобными вещами интересуются?

5️⃣  Пятое место. Саморазвитие | Активный, пытливый ум, готовность испытать себя в новых ситуациях, рисковать, совершать ошибки. Многие из опрошенных воспринимали обучение как инвестиции во внутреннюю стоимость и считали нормальным жертвовать ради этого личным временем. Лучшие из менеджеров-японцев или арабов так и делали.

6️⃣  Подготовка персонала в фирме | Средний показатель удовлетворённости – 9 дней в году на одного руководителя. Туда же относится обучение через общение с коллегами по отрасли, по одной дилерской сети и т.п.

7️⃣  Культура решения проблем в организации | Формальности сведены к минимуму, ошибки воспринимаются как источник информации, коллеги являются союзниками, а не конкурентами, успехи вознаграждаются открыто. Иными словами, налицо все признаки самообучающейся организации.

Пункты 3 и 5, интересующие нас больше других, явно требуют вдумчивой детализации. К какому миру мы готовим детей – этот вопрос звучит повсеместно, но реже спорят о том, какая педагогическая стратегия теперь самая верная. Ориентация на успех в будущем и на сохранение элементарных навыков выживания – это два разных стратегических вектора в педагогике. В доцифровую эру они дополняли друг друга. 

Если вы хотите воспитать в ребёнке качества, необходимые для успешной самореализации в мире людей (а не цифры), то вариант у вас, к сожалению, только один. Смоделировать обстоятельства, упомянутые в п.п 3 и 5 рейтинга Муны, можно только в детском летнем лагере (разумеется, не в любом). 

Почему я думаю, что вам стоит прислушаться к моим выводам менеджера, а не педагога (кандидатский минимум в аспирантуре не в счёт)?

Людмила М. Маркушина (мама).
Учитель математики, завуч, методист, воспитатель.
Отличник Народного Образования в обучении взрослых
- Потому что они базируются на личном опыте, альтернативы которому не найдено. Мне невероятно повезло провести несколько разных летних школьных сезонов в лучших пионерских лагерях СССР в Крыму.

- Потому что, как потомок двух династий (по одной ветке – инженерной, по другой – педагогической), я опираюсь на наблюдения не просто разных лет, но разных эпох. Исследовательский опыт не передаётся по наследству, однако в понимании ряда профессиональных исходных преемственность явно прослеживается. Поколения next в этом смысле не начинают профессиональный поиск с абсолютного нуля и имеют потенциальную возможность продвинуться дальше.

- Потому что оба моих родителя в разное время были: папа – директором школы-интерната для трудных подростков, мама – педагогом-методистом в его круглогодичной школе (математик, Отличник Народного Образования, много лет работала там перед пенсией).

- Потому что ту же «школу жизни» в «Ласпи» прошёл мой младший брат и его опыт от моего заметно отличается.

Геннадий К. Маркушин (папа),
директор школы-интерната № 6, Севастополь

- Потому что «Ласпи» с любовью вспоминает моя дочь, в котором она провела несколько незабываемых сезонов сначала как обычный воспитанник, а потом, как вожатая.

- Потому что успехи нескольких поколений нашей семьи базируются в том числе на этом опыте, хотя конечно «ведущих разработчик Института Ядерной Физики», «инспектор по качеству отельного сервиса» и «менеджер по развитию организаций» – карьеры разные.

- Потому что этот опыт не был для меня локальным переживанием детства, а получил продолжение и учитывался в дальнейших исследованиях [5]. 

Но главное – за 20 с лишним лет в реальном бизнесе у меня была возможность сравнить поведение тех, у кого есть схожий опыт, и тех, у кого его не было. Спорить об этом можно, только забыв принцип «бессмысленно разговаривать с девственником о Камасутре» (тот, у кого подобный опыт есть, не может представить себя в шкуре того, у кого его нет, как и наоборот).

Многие недостатки управленческого стиля лидера можно объяснить отсутствием должного опыта в период инициации личности. И поскольку тут уже ничего не исправить, саму гипотезу «просто вы никогда не были в пионерском лагере / стройотряде / команде бойскаутов» сообщать руководителю бессмысленно. Однако ни один профессионал управления развитием компаний не проигнорирует тот факт, что гендиректор никогда не был ни лагере, ни в армии, ни в стройотряде.

Какой же летний лагерь можно рекомендовать будущим менеджерам? «Хороший» в данном случае будет означать «соответствующий нескольким критериям».





Фотографии из семейного архива
1. География

Лагерь должен быть далеко от дома. Вы не представляете, у скольких сорванцов возникает протестное желание сбежать домой сразу же, как только новая среда даст отпор их домашним привычкам.

2. Присутствие родителей

Фото со страницы ИА "Искра"
Два посещения в месяц по 90 минут. Лучше ни одного. Чем дальше родители будут от ребёнка, тем лучше. Cмешанные лагеря часто лишь обслуживает повышенную тревожность родителей и их недоверие к руководству лагеря. Аргументы вроде «возникает более тесная связь между детьми и родителями», «есть возможность наблюдать родителя в новых условиях и учиться у него лучшему» и т.д. разбивается о правду жизни. Для становления личности ребёнка это в лучшем случае бесполезно. Развлекаться вместе, укреплять отношения с родителями – эти цели направлены в другую сторону от нашей. Другое дело, если ребёнок имеет заболевание или проблемы социализации, но опять же, это корректирующая педагогика, а не педагогика личностного роста.

3. Стихии

Фото из семейного архива
Любой лагерь это хорошо, даже если он в пустыне. Однако близость к лесу и большой воде крайне желательны, поскольку иным образом (особенно в случае с детьми городскими) никак не обеспечить опыт наблюдения за природой, диалога и взаимодействия с ней. Менеджеры, у которых схожего детского опыта не было, испытывают трудности в понимании принципов природоподобия, заложенных в некоторые инструменты совершенствования организаций. 

Дети, которые именно в лагере научились плавать, запоминают произошедшее как самостоятельный опыт преодоления страха. Дети, которые заблудились в лесу и сами вышли из него, в будущем меньше боятся попасть в безвыходную ситуацию. Дети, которые ходили по земле босыми ногами, в будущем более успешно планируют, реже витают в облаках и лучше обосновывают свои идеи.

4. Доступ к благам цивилизации

Фото со страницы Крыминформ
Худшее, что может быть – комнаты на 2-3 человека с отдельным туалетом и душем. Слушайте, в отели ваш ребёнок ещё наездится (если, конечно, научится на них зарабатывать). Летний лагерь не про комфорт, он про закалку характера в спартанских условиях (№3  рейтинга Муны). Коридорная система с общими условиями на несколько комнат – отлично.

Одной мамочке, усматривающей в образе детской палаты исключительно соловецкий барак, мне пришлось объяснять, что опыт добрососедства с большим количеством детей воспитывает верное отношение к публичности, уважение к пространству другого человека, профилактирует звёздную болезнь и воровство. Небесполезные штуки в бизнесе, верно? 

Вы можете обеспечить ребёнку все перечисленные здесь условия, но никакого эффекта вы не получите, если он будет иметь свободный доступ к телефону. То, что в лагере будет проходить цифровой детокс, с детьми обсуждать не обязательно (это не нарушение прав ребёнка, это надлежащее выполнение старшим свои родительских обязанностей по воспитанию здорового человека). Рассуждения вроде «быт детей надо организовать так, чтобы они попросту забыли о телефонах» – демагогия.

5. Занятость

Фото из семейного архива
Особенный талант педагогов лагеря – организовать искусственные трудности. Некоторые подростки впервые начинают воспринимать рассказы о подвиге прадедов, прошедших Войну, только после краткосрочного похода, в котором их коленки познакомились с зелёнкой и йодом.

Чем больше физической активности, тем лучше. Однако, я воздержусь голосовать за индивидуальные и командные соревнования вроде эстафеты на одном поле с хорошим панорамным обзором. «Ботаников» стало больше, некоторые дети, дожив до 9-лет, не знают, что такое бегать дольше пяти минут. Если лагерь это не два корпуса в поле, территория ярусная или на ней имеются естественные препятствия вроде пролесков и оврагов, то сверстники не одинаково развитые физически в ходе командных соревнований не видят друг друга и т.о. «уравнены в правах». 

На контрольный пункт в забеге ты пришёл первым или десятым – это важно, а как именно пришёл – нет. В командной игре в зачёт идёт вклад каждого и общий результат, а сколько раз ты упал на своём отрезке пути, никто не видел и цену твоей маленькой победе не знает. Замечено, что те, кто такой опыт имеют – чаще ориентированы на результат, а не на процесс и, совершив прокол, реже пускаются в оправдания. 

Приключения в стиле «Зарницы» или «Клуба молодого бойца», где детям нужно преодолевать пересечённую местность и ориентироваться в пространстве, полезны в том числе для задачи самоосознания. Как водитель авто научается чувствовать его габариты, так и голова подростка научается осознавать его по отношению к расстояниям и размерам. Виртуальный мир эфемерен, в компьютерной игре свои представления о много-мало, далеко-близко, сильно-слабо, раньше-позже. Для человека, идущего в бизнес, наполнение этих дихотомий личным содержательным опытом означает в будущем более точную самооценку собственных сил.

В продвинутых с точки зрения педагогики лагерях существует практика прослушивания детьми рассказов взрослых всем отрядом – посиделки в беседке или у костра. Здесь навык рассказчика для педагога важнее навыка оратора. Интересные истории о дальних странах или приключениях отважного и находчивого героя научают детей мечтать, желать большего. 

Как пишет Муна, в становлении успешного руководителя важен ранний опыт САМОСТОЯТЕЛЬНОГО принятия решений. Стоит поинтересоваться, какие квесты составляют программу пребывания в лагере. 

Не менее важен акцент на ответственности каждого за свои вещи, своё поведение и свои решения. Если у себя дома ребёнок отвечает только за своевременный вынос мусора, то боюсь, этого недостаточно для его успешного будущего как управленца. Отвечать за других, за сохранность чего-либо важного, за общий результат может быть делом не только серьёзным, но и увлекательным. Творчески настроенный методист с удовольствием расскажет вам, на какие качества характера ориентирована та или другая педагогическая задумка.

6. Питание

Ребёнок может вырасти за лето на два размера и лучше если не на макаронах. Это очевидно и не связано с успехами по линии управленческого мастерства. Однако, я уточняю данный пункт потому, что бизнес, как занятие рискованное и интеллектуальное, требует здоровья и тела, и мозга. Учёные вносят поправки в рацион молодых, чтобы в зрелости у них был высокий когнитивный статус. 

Спросите, есть ли в меню сладкие газировки. На моей памяти трёхдневная истерика мальчика, приученного мамой к двум литрам Кока-Колы в день. 

Мальчики вообще лагеря переносят тяжелее. Кроме того что они постоянно хотят есть, они испытывают настоящую ломку от отсутствия маминой заботы. Один анекдот из серии «Вопросы армянскому радио» я помню с тех времён. «Чем отличается еврейская мама от банды террористов?» – «С бандой можно договориться». В конце 70-х в одном со мной отряде был мальчик, который бредил мамой 24 часа в сутки. Та приезжала два раза в неделю с баулами полными еды и вопреки всяким правилам няньчилась с сыном часа по три. Когда она наконец забрала его, и вожатые и дети выдохнули с облегчением.

Об отдельном холодильнике в комнате или даже на этаже не может быть и речи. В некоторых лагерях есть программы по корректировке пищевого поведения, например, ребёнок, которого дома не отвадить от походов к холодильнику по ночам, за одну смену отучается от этого сам под страхом осуждения сверстниками. 

7. Обслуживание

В данном вопросе в полной мере можно ориентироваться на опыт СССР. Дети должны учиться убирать за собой, уважать труд других, беречь природу (не мусорить) и в целом  делать массу вещей, которых делать не хочется. Взрослые делают всю работу там, где сервис регламентирован санитарными нормами или требованиями к безопасности. 

Наверняка пагубный мем «делай то, что тебе нравится – и успех придёт» ещё какое-то время просуществует, поэтому долг родителей как можно раньше показать ребёнку на практике, что одно большое желаемое дело сопряжено с выполнением массы сопутствующих ему неприятных и нелюбимых дел. 

С первого класса дочь моей знакомой мечтала быть модельером и щеголять по подиуму в своих платьях. В 12 лет она вернулась из лагеря с твёрдым решением искать другое поприще, поскольку там ей пришлось (сама вызвалась) считать, кроить и колоться иголками, что ей совершенно не нравилось. Кроме того, подружки вовсе не горели желанием выступать в роли молчаливых и неподвижных кукол и сильно раздражали.

8. Авторитеты

Должны ли работники лагерей (вожатые и воспитатели) быть исключительно дипломированными педагогами? Практика показывает, что нет. Однако, это требование инстанций, сертифицирующих лагеря, оправдано. Маленькому человеку важен хороший пример, а не диплом его носителя, но всё же диплом даёт больше гарантий служебного соответствия, когда дело касается педагогов-мужчин. В летних лагерях должно быть много мужчин, на это указывает и пункт №2 рейтинга Муны.

Для будущего управленца роль отличного вожатого трудно переоценить. Если летний лагерь предоставил подростку первый опыт проговора своих чаяний и последствий своих поступков с незнакомым человеком (старшим по возрасту), то с высокой степенью вероятности у него в будущем не возникнет проблем в коммуникациях с теми, кто может ему помочь. Речь идёт об отношениях с замами и с консультантами. Тот, кто учился 8 лет на финансового менеджера и занимает пост финдиректора, – старший по отношению к CEO в вопросе управления финансами. Консультант-эксперт в какой-либо из областей управленческого консалтинга тоже является старшим по отношению к гендиректору когда берётся за свою задачу. Однако неуважение гендиректоров ко мнению своих первых помощников и неумение говорить с ними повсеместно. Раннего опыта обсуждения серьёзных тем много не бывает (№7 рейтинга Муны).

Проще, чем где бы то ни было, в летнем лагере прививаются ценности традиционной семьи и здорового общества. Одинаковый доступ к кружкам разной тематики как мальчикам, так и девочкам при поощрении и сохранении столь важной для выживания нас как вида разницы между полами должны быть усилены демонстрацией здорового поведения взрослых.

9. Разнообразие

Фото из семейного архива
Одно из лучших качеств летнего детского лагеря формируется самой его природой, точнее Случайностью, собирающей в одно время в одном месте детей с разными социогеномными паспортами. Наблюдение за сообществом сверстников столь широкого спектра характеров формирует у ребёнка представление о многообразии человеческих проявлений. 

Естественным образом в группах выделятся носители социогеномных архетипов и исполнители социальных ролей. Этологические лидеры не упустят шанса проявить себя в качестве командиров, суррогатные лидеры – в роли отрядного клоуна или заводилы, проявятся серые кардиналы, манипуляторы и контролёры. Многие дети впервые встретятся с прототипами тех, кого позднее они узнают на страницах книг по психологии и управлению. 

Руководитель, у которого детство было бурным в лучшем смысле этого слова, быстрее осваивает Первую Компоненту Триады Роста и не поддаётся чарам психологии. Для освоения теории и практики поведенческого прогнозирования нужно иметь опыт коммуникаций с другими людьми и чем раньше он начнёт накапливаться, тем лучше (№5 рейтинга Муны).

10. Безопасность

Пусть у наших детей будет мирное, счастливое детство, полное приключений и пусть они всегда возвращаются домой живыми и здоровыми.

Оставляю вас наедине со своими размышлениями и неповторимыми репризами Джорджа Карлина.

2  You Are All Diseased – 16-й альбом и 11-й специальный выпуск прямого эфира HBO комика Джорджа Карлина , записанный 6 февраля 1999 года в Beacon Theater в Нью-Йорке и выпущенный на компакт-диске в мае того же года. Jammin' in New York

3 Шоу Карлина «Это плохо для тебя» получил премию «Грэмми» за лучший комедийный альбом , присуждаемую посмертно. 

4. Далеко не каждое исследование, посвящённое проблемам лидерства, исследует первопричины успешности руководителей в будущем. В Сети гораздо чаще можно встретить общие документы по теме. Так, Всемирный экономический форум и Accenture в начале 2020 г. представили исследование, в котором выявлены 5 составляющих новой модели ответственного лидерства в эпоху «капитализма для всех заинтересованных сторон» (stakeholder capitalism). Нас же интересуют истоки успешного лидерства, его педагогический аспект.

5. В студенческой юности я была активным участником стройотрядовского движения, в качестве комиссара отряда работала в г. Стрежевой (Томская область, 1986) и на БАМе (пос. Витим, перегон Окусикан-Чара, Иркутская области, 1987 г.), привела оба отряда к победам в зональном соревновании и сформулировала некоторые рецепты личностного роста для будущих исследований (тогда же родился метод puzzle-проектирования команд).

5. Страница лагеря «Ласпи» вКонтакте.

Изображение из группы "Ласпи" вК

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.