среда, 28 ноября 2012 г.

Ручное управление. Турецкий-менеджмент

Дмитрий Самойлов в fb-комментарии к статье "Феномен Морриконе" спрашивает: "Можно ли в руководстве творческим коллективом (не уходя далеко от Марриконе, возьмём музыкантов) также добиться успеха, демонстрируя совершенно иной стиль управления, есть ли такие примеры?". 

Есть... Ирония текущего момента состоит в том, что ответ на вопрос Дмитрия я получила ровно через 10 дней после концерта Морриконе, но писать о нём, по правде говоря, совсем не хотелось. Сравнивать два эти события/коллектива/личности попросту нельзя. А вот стили управления, приведшие к успеху, можно. Так вот.

Это был концерт "Хора Турецкого" в Санкт-Петербурге, оставивший лишь разочарование и чувство досады. Я знаю людей, которые мечтают попасть на концерт этого коллектива, но ей богу, лучше посмотреть какой-нибудь "юбилейный вечер" на youtube...

Тем не менее примером неуспеха увиденное мною назвать нельзя. Просто под успехом тут понимается нечто совершенно иное. Билеты в "Ледовый Дворец" почти все проданы... – конец перечня критериев успеха... А если кому-то не понравилось? Что ж - это его проблемы, и т.д. и т.п. в полном соответствии с логикой российского шоу-бизнеса. Как бы то ни было, для моего кошелька (а также ушей и сердца) в отношениях в хором Турецкого поставлена жирная точка, и никакие телепередачи Гордона (ни до, ни после) делу уже не помогут. И всего-то от того, что за столько лет лидер Команды так и не понял, зачем люди (вне зависимости от возраста, кошелька и вкуса) ходят на живые концерты. То, что мы называем "стилем управления", в данном случае не заметить (не задуматься о нём) просто невозможно. Но сначала о самом "продукте".

У меня, как у "конечного потребителя" настроение от самого благостного, почти праздничного, скатилось до обратного еще в середине первого отделения. Этот "продукт" был для кого-то другого. Мне в равной степени оказались не близки ни романтика социализма ("и Леееенииииин такой молодой"), ни блатняк ("Гоп-стоп, мы подошли из-за угла", не помню, чтобы зал скандировал "Мурку давай!"), ни эмигрантские заезженные, ни соседство цоевской "Звезды по имени Солнце" с опереточными ариями непонятно зачем замешанных в концерт "девочек". Но более всего мне оказалась не близка та неискренность, с которой работали артисты. В их обращениях к публике можно было заменить слово «Питер», на «Тверь» или «Новосибирск», на любой другой город; концерт не давали, его отрабатывали...

Даже тот, не привыкший задумываться обыватель, который идёт на живой концерт «чисто позырить», «так модно же!», проверить «а они настоящие?» и т.п. идёт за этой самой настоящностью, за возможностью почти интимного диалога со сценой, с которой ожидает услышать нечто адресованное только ему – зрителю – здесь и сейчас. Но для Турецкого, по всей видимости, зал - это масса со своими характеристиками: для одних мы это споём, для других - это. Когда-то Аркадий Райкин нарисовал эту правдивую и вечную картинку - к пуговицам претензий нет, и к рукавам нет, а костюм целиком одеть нельзя... Смотреть в зал и не видеть зал можно лишь тогда, когда зритель участник не концерта, а товарно-денежных отношений. Петербургский зритель всегда чувствовал это очень остро.

Когда собственно музыкальный вкус сообщил мне "ну, хватит!", я стала оглядываться по сторонам: неужели только я и задаюсь вопросом "что это?!", но оказалось (слава Богу), нас таких много (и студентов, и бабушек)... В перерыве вспомнился популярный некогда питерский мультяшный персонаж. Масяня на заре юности говаривала: "А еще под нашу музыку мы можем делать вот так!".

Когда артисты попрощались, добрая часть партера и трибун ринулась на выход (ринулась, а не просто пошла). Объяснить это традиционной проблемой непролазной толпы в метро после концертов в Ледовом, не получится. Композицию, заготовленную "на бис", коллективу Турецкого пришлось петь, не дожидаясь аплодисментов. Я смотрела на уплывающие из зала "народные массы" с неожиданной для меня благодарностью: "Спасибо Питер, я всегда знала, что ты не пипл..."… Те две подвыпившие тётеньки, что бурно переживали концерт в первых рядах партера, как и те вполне трезвее, что выносили букеты солистам по ходу концерта, ни в коем разе не согласятся с моими оценками - так и бога ради, в формулу такого успеха укладывается всё, что влияет на выручку. Вот такой вот успех у этой компании. Хотите присмотреться к менеджменту? Извольте.

Как и в иных случаях, судить о стиле управления (дирижирования данным бизнесом) нам придётся по «рыночному поведению компании». Её вождя (другое слово трудно подобрать) не просто много, его "зашкаливает" как много. Видео-ролик в начале концерта о Михаиле Турецком (почему бы и нет, может кто в зале не в курсе), перешел в чествование юбиляра. В 2012 году Турецкому исполнилось 50, и все концерты этого года начинались здравицей и панегириком (все! концерты). Некоторые подозрения, возникающие здесь у человека с минимальным психологическим образованием укрепляются после строчки: "И простой еврейский мальчик целый мир завоевал". Затем в течение концерта вам раз двадцать прокричат: "На сцене холдинг Михаила Турецкого!" (именно, давно уже не хор, а холдинг...). Костюм лидера - это цветовой контраст с остальными, присутствие на авансцене или рядом почти ежесекундное, управление подчёркнуто активное. Невольно начинаешь верить в то, что исчезни это явление хотя бы на минуту - артисты забудут о чём пели, где они вообще, и разбегутся. И как бы сам тому удивляясь, Михаил Турецкий, представляя солистов, добавляет "20 лет к коллективе!", "15 лет в коллективе!". Мол, именно потому так долго, что я вот такой прекрасный руководитель. Вам, Дмитрий, это ничего не напоминает?...

Ценность данного "кейса" для менеджеров может состоять в том, что Михаил Турецкий демонстрирует не просто ручное управление (исключающий для данного случая альтернативу банальный авторитаризм), пример может оказаться интересным для тех, кто интересуется модной сегодня темой "Управление талантами". Ни для кого не секрет, что когда талантов в коллективе больше одного, то от менеджера требуется нечто большее, чем просто мастерство художественного руководителя. Таланты в хоре Турецкого безусловно есть, как и есть, над чем задуматься. Таланты признались хором (в том самом панегирике), что босс их "порет иногда". Знаете, это как в случае "ты главное плати, мы всё простим". И тут многое становится по своим местам. А вот вокал, музыка, мастерство солистов свои законные места в такой системе ценностей теряют. И вместо того, чтобы насладиться новым звучанием западных хитов, зритель, быстро усвоив предложенный ему язык, ответит: "Похоже. ЗачОт!".




Для ручного управления в целом характерны уже знакомые вам проявления:

- Компания выпускает в Итернет-эфир "непонятный сайт", то есть сделанный  для всех и ни для кого конкретно.

- То что когда-то определило рождение и выживание компании - её способность создавать уникальный продукт - убивается выбранной стратегией "агрессивных продаж". Вам уже не хочется этого продукта, так вам его продают.

- Только числовые KPI становятся критериями успеха, и главный среди них - выручка. Понятие "долгосрочная прибыльность" понимается с акцентом на удержание клиентов, "окучивание" новых потенциальных потребителей агрессивной рекламой.

- Таланты, если с таковыми вы столкнулись, предстанут перед вами преданными рабами, но не Личностями и уж тем более не потенциальными или реальными лидерами перемен.

- О предвосхищении ожиданий клиента и прочем, о чём проповедовал Деминг, вспомнить здесь как минимум неуместно. Клиент ощущает себя если не раздражителем, то лишним на этом празднике жизни (ты, мол, денег заплати и иди отсюда).

А если вы захотите обратиться к руководству этой компании с конструктивной критикой, то ждать позитивной реакции в стиле Билла Гейтса - последняя из глупостей. Потому, что вы наткнётесь в надпись на стене: "Здесь уже всё хорошо! Успех достигнут! Мы счастливы!" И вы должны чётко понимать, что не правы в данном случае именно вы. Это вы не готовы принять такую формулу успеха, это вы не заметили одно важное изменение, произошедшее в обществе. Ваша точка зрения скоро вымрет под мечом эволюции.

Цунами тренингов личностного роста последних лет, пропаганда счастий всякого рода (послушайте спич Джорджа Карлина о новом воспитании детей, улыбнитесь) и, наконец, выводы учёных о том, что счастье для человека - лишь регулярное получение дозы определенно окрашенных эмоций - всё это привело к признанию САМОощущения, а точнее,  удовольствия, необходимым и достаточным (!) условием успешной деятельности. Поскольку ваш вопрос был о творческих коллективах, то и за иллюстрациями тоже к ним. 

Как нерегулярный телезритель, возможно, я замечаю что-то от незамыленности взгляда. Посмотрите любой из теперешних тв-конкурсов "со звёздами". Как под копирку пары и коллективы сообщают в микрофон: "Мы делали это для своего удовольствия", или, "мы услышали критику жюри, но главное, что мы получили огромное удовольствие". Вам раньше такое и в таком масштабе слышать приходилось?.. Вышли люди на сцену, что-то сделали для собственного удовольствия, ну жюри что-то там сказало, а вот зритель - он тут лишний вообще, ну хочет посмотреть и похлопать - вэлкам, не хочет - не надо... И это совершенно иная парадигма социальных отношений между творческим человеком и его зрителем. Если бы можно было обходиться без потребителей, если бы деньги можно было бы взять не с рынка (иногда удаётся от фондов или спонсоров), то и "тьфу на вас вообще, дорогие клиенты".

И засада в том, что эти самые не заметившие перемены потребители/зрители/покупатели - члены того же, что и "творцы", общества и точно также примеряют на себя новый рецепт успеха и такое вот простое толкование "хочешь быть счастливым - будь им". И кто здесь может рассудить, кто прав? Снова Время. Оно остаётся мерилом правды, потому что подлинное Настоящее имеет особенность сохраняться в памяти, сердцах, умах, а всё фальшивое - исчезать бесследно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.