Вот уж не думала, что скажу что-то подобное. У меня всегда вызывало улыбку искреннее радение учителей за важность своего предмета; настойчивость коллеги в том, что именно его отрасль знаний должна быть признана базовой по отношению к другим. По этой причине, не умаляя важности моего предмета, я всегда воздерживалась от подобных высказываний и старательно уклоняться от даже очевидных выводов...
И вот наблюдая за очередным календарным годом модернизации и инновации, я уже не могу спрятаться от ясного как божий день. Со всей очевидностью надо признать: там - Наверху - начав преобразования в стране, ничего об управлении изменениями не знают. И ровно так же, как страдает обычная фирма от инициатив несведущих в данном вопросе боссов, так и наша страна (фирма), общество (организация), экономика (бизнес) и люди (персонал) страдают от традиционных заблуждений и ошибок практиков изменений. Конечно, страна - не фирма, но даже тот, кто не обладает мышлением стратега-Клаузевица, может провести параллели.
Но прежде удивительное. Как так могло случиться, что политический заказ на модернизационное во всех смыслах обновление страны не вызвало бума интереса к управлению развитием? Назвать интересом то, что есть сегодня, язык не повернется.
- в справочниках работных сайтов должности "директор по развитию" как не было, так и нет;
- на статийных порталах тематический раздел "Управление изменениями" либо скудно заполнен статьями консультантов, теоретиков и наблюдателей (крайне редко самих практиков/ныряльщиков), либо его нет вовсе;
- большинство современных руководителей моложе 30-ти лет не слышали о русской школе НОТ и, самое ценное, об уроках, которые для дела развития компаний из этого опыта нужно извлечь;
- о корпоративной конфликтологии продолжают говорить психологи, а не системщики;
- на полках деловой литературы стоят назначенные на безрыбье бестселлерами книжки маститых докторов от известных учебных кампусов или консалтинговых фирм;
- отечественный опыт построения эффективного производства и создания в 60-е годы в России методологии, сходной с TPS, продолжает замалчиваться;
- портфельные карьеристы (столь нужные в деле перемен) продолжают сидеть без работы, и оправдываться перед рекрутёрами старой фармации;
- консалтинговые компании наблюдателей (как верно определил их Соджи Шиба), продолжают считать себя умнее практиков с заводов и фабрик и позволяют себе раздавать этим практикам, знающим больше любого консультанта или профессора, премии и кубки. Должно быть ровно наоборот;
- официально признанный на сегодня и осевший в учебных программах бизнес-школ методологический базис управления изменениями вместо стройной конвергентной основы представляет из себя кашу, "овладев" которой руководители не разливают эволюционные и управляемые процессы, развитие и расширение, инновацию и техническое новшество;
- журналы, названные по последней моде, жалуются в частной переписке, что они не знают, о чём именно должны писать;
- государство не оказывает никакой поддержки и не проявляет никакого интереса к центрам компетенций, где аккумулируются знания в области управления изменениями, ошибки, инструменты, эксперты и их методики.
Можно продолжить и дальше, но и того достаточно, чтобы всплеснуть руками "как страшно жить!" в нашей профессии сегодня... Не было бы никакого смысла говорить об этом даже в личном блоге, если бы Железный Занавес был на месте. Я преподаю (иногда и кроме прочего) предмет, который объясняет: почему Россия знаний всегда избегала, перемен боялась, мозги заимствовала, своих уничтожала, простое усложняло, возносила троечников и рычала на тех, кто делал её жизнь лучше. Но сегодня Железного Занавеса нет и только слепой не заметит, как много за рубежом уделяется внимания росту, изменениям, change-manegement, кайзен, импрувменту. Наш новый-старый Президент вряд ли представляет, в какой опасности находятся его благие инициативы, точнее не видит с такого ракурса как и такой вот причины этой опасности.
Каждый практик Управления Изменениями знает ловушки своей профессии, но что он слышит ("Вот только вас еще не спросили!")?
Опять же самый-самый-cамый высокий генеральный директор... Как и его коллега из корпорации "Рога и копыта", он не знает, как на самом деле обстоят дела в компании (читай в стране). Как хороший босс он делает вылазки на места, слушает подчиненных и окружение и уверен (непоколебимо уверен), что знает... Как только он начинает что-то объяснять, то попадает на крючок одного из "благих перевертышей". С людьми, мол, говорить надо. В нашем деле, почти как в политике... надо знать, как именно, сколько, кому, в какой форме и в какое время говорить.
Опять же самый-самый-cамый высокий генеральный директор... Как и его коллега из корпорации "Рога и копыта", он не знает, как на самом деле обстоят дела в компании (читай в стране). Как хороший босс он делает вылазки на места, слушает подчиненных и окружение и уверен (непоколебимо уверен), что знает... Как только он начинает что-то объяснять, то попадает на крючок одного из "благих перевертышей". С людьми, мол, говорить надо. В нашем деле, почти как в политике... надо знать, как именно, сколько, кому, в какой форме и в какое время говорить.
Без изменения культуры не изменится ничего. Как только ослабнет принуждающий мотив - всё откатится обратно и, возможно, еще более назад. Интеллигенция сформулировала сообщение наверх о том, зачем вообще нужна культура, но, разумеется, сделала это в своей трактовке. Однако в изменяемой живой системе изменение культуры - отдельная история. Речь идёт об организационной культуре и оргповедении. С этим в России совсем плохо. Но и на Западе картина далека от идеала.
SbA-практик, а сегодня - директор Института Lean, часто цитируемый нами Джон Шук, продолжает разъяснять и в Америке:
"Типичный западный подход к
организационным изменениям заключается в
том, чтобы начать пытаться заставить всех
думать в правильном направлении. Это
приводит к изменению их ценностей и
отношений, что, в свою очередь, естественно
приводит к тому, что они начинают делать
правильные вещи.
Чему научил меня мой опыт работы
в NUMMI, так
это тому, что для изменения культуры надо, в
первую очередь, менять не мысли людей, а их
поведение - действия. Те из нас, кто пытается
изменить культуру наших организаций,
должны определить то, что мы хотим делать,
образ действий как наш, так и других людей,
наработать навык и сделать всё, что
необходимо для закрепления этих
поведенческих моделей. Культура изменится
как результат этого.
Вот, что имеется в виду, когда
говорят: «Проще проделать
путь к новому образу мышления, чем продумать
путь к новому образу действия».
P.S. В нашей семье одна из самых популярных шуток в мой адрес: "Да, действительно то, что ты делаешь, сейчас очень нужно твоей стране, но страна почему-то никак не может принять эту простую мысль". ))
Комментариев нет:
Отправить комментарий