Иногда о кайдзен и импрувменте говорят, как о двух различных направлениях в искусстве менеджмента. Но что интересно, это рассмотрение развития компании как искусства управления ограничивается только возвышенным содержанием слова «искусство». Весь ассоциативный ряд - от иллюзорности творческого мотива до монетарной ценности конкретного произведения - умещается в образ, призванный недвусмысленно намекнуть большинству: работа по совершенствованию бизнес-систем (как и способность создавать здесь что-либо или оценить творения) доступна лишь меньшинству. ОК. Пусть импрувмент это – искусство. Но - и это принципиально важно, - это современное искусство. И это многое меняет и многое объясняет.
Ценность современного искусства как деятельности или как произведения имеет самый высокий индекс эфемерности. Хорошо или плохо, ценно или нет – здесь сколько людей, столько и мнений, и столько же вероятности того, что завтра что-то сменит свой знак с плюса на минус, а бессмыслица или пшик станут коллекционными раритетами.
Самое важное как для руководителей предприятий, так и для специалистов по развитию – заметить, понять, и, желательно, усвоить два ценных обстоятельства:
1. Люди, для которых создаются произведения современного искусства, не имеют портрета, написанного вашим маркетологом. «Те, для кого» вообще не существуют. Их нет в голове производителя (фу, как невозвышенно… - Творца!), о потребностях или ожиданиях потребителей никто не думает вообще. У современного искусства есть зевака, любопытствующий, развлекающийся – публика, возможно, покупатель, но Потребителя нет. Но у него может появиться ценитель. Случайно, потом или никогда, но вернуть ваши вполне реальные инвестиции может ценитель. Много таких в «обыкновенном» искусстве? В искусстве управления еще меньше. Если вы считаете, что импрувмент – это не ремесло, а искусство – не ждите, что ваши произведения будут продаваться как понятные и простые услуги.
2. Чтобы добиться успеха на поприще современного искусства, можно не иметь ничего, быть никем или даже негодяем, не догадываться о существовании души или ТОГО искусства, не нести никакого послания миру, не иметь собственной философии или представлений о том, что хорошо, а что плохо и т.д. … и добиться грандиозного успеха (в современной системе координат – известности и миллионов). Достаточно копировать чужой опыт и правильно выглядеть; похожесть, помноженная на масштаб, и «наглость города берет» (смелость на пенсии) – это всё, что нужно для имиджа и финансового успеха. Публика (= толпа) не вникает, не вчитывается, не вдумывается, а хавает как тот пипл. Потому в нашем деле, по ходу общения с интересующимися, не стоит удивляться тому (Сергей Викторович, это я Вам персонально), что вас сравнивают с «разными чмошниками, которые не провели в организации ни одного проекта улучшений», что перед кабинетом Заказчика вы сидите в очереди с какими-то «формалистами из акадЭмии».
Прекрасной иллюстрацией к сказанному является кейс – документальный фильм «Выход через сувенирную лавку». Этот фильм можно было бы отнести к рубрике «как стать миллионером», но имеющий уши, глаза и всё прочее да заметит... В анонсе к фильму говорится: «Выход через сувенирную лавку – хороший способ для музея немного подзаработать. Вдохновленный произведениями искусства, которыми любовался в залах галереи, посетитель обнаруживает их штампованные репродукции на футболках, кружках, магнитах на холодильник и с удовольствием запасается такими «высококультурными» сувенирами. А что, если бы через сувенирную лавку осуществлялся бы не выход, а вход? Многие ли посетители вообще добрались бы до выставочных залов? Может быть, им вполне хватило бы сувениров?».
Комментариев нет:
Отправить комментарий