суббота, 1 мая 2021 г.

Push-management, фрактальные команды и итало-российский мост в поддержку предпринимателей

Большой кофейный зум к Межденародному Дню Эспрессо
итало-российский мост в поддержку предпринимателей, 17.04.2021

Обычно я не рассказываю о наших интерактивах – благодарности и выводы остаются внутри клуба, но в этот раз я сделаю исключение. Два месяца драйва в составе фрактальной команды, в которой Kinsmark только одна ветка. Месяц – на максимуме всех систем, весь спектр удивлений, местами трэш – всё как положено в ивентах такого рода. 

Если кто запамятовал, Kinsmark – сообщество международное. Когда выпускники наших программ (в данном случае – по self-management) спрашивают, что я думаю об их намерении замутить, скажем... большой итало-российский мост в поддержку предпринимателей HoReCa, туризма и сервиса (наиболее пострадавших от пандемии), я оказываюсь в сложном положении. Как наставник я не могу сказать «не беритесь» (моя задача – поддерживать и вдохновлять), но, как единственный слышавший ранее термин #ivent_management, я должна  послать инициаторов на «подучитесь сначала». Так обычно поступают консультанты по управлению со своими клиентами. И ошибаются, так как нет лучшего места учёбы, чем реальный бой. Моё дело тут – развернуть лазарет у места сражения за новую высоту и гарантировать свою скорую помощь «раненым».

Обычно такие инициативы исходят из официальных структур с бюджетами, ресурсами и штатами. Для неопытных делать мост по линии народной дипломатии на своих ресурсах без отрыва от основной работы – групповое самоубийство... Или всё-таки квест про саморазвитие?.. Пока инициаторы решали, время шло. Год назад всё закончилось толком не начавшись. «Ничего страшного – через год получится» – эту фразу многие наставники говорят мысленно перекрестясь и надеясь, что год или обнулит замысел или «фрукт дозреет». 

И они пришли через год. «Они» – это автор проекта Wine Gastronomic Guide (итало-российский межкультурный мост) и его молодой (36 лет) напарник, оба выпускники моих программ. Молодой давно хотел стать рулевым, всё ждал «достойного повода». Послушав в общем и целом, я ответила «классное у вас мероприятие – приду, итальянский прокачаю». «Помониторите процесс?» (по-модному это называется «трекинг») – «ОК, постою поодаль, понаблюдаю».  :)

ПРОСТИТЕ, ДЕВУШКА

В этот раз у итальянцев был партнёр с российской стороны. PR-девушка. Чья-то знакомая. Позиционировалась как «серьёзный специалист с опытом проведения...». Она каким-то образом связана с кофе, а поскольку Zoom солидарности был приурочен к Международному Дню Эспрессо, на неё возлагали большие надежды. НАДЕЖДЫ – первые враги евент-менеджера.

В очередной день мониторинга, недели за три до дня Ч, на вопрос «как дела» отвечают, мол, а нет больше девушки – слилась. До этого я даже не спрашивала подробностей о ней. Мониторит её сам руководитель проекта – и хорошо. Негритят осталось трое, так что я попросила контакт, чтобы проверить, не в культурном ли барьере дело. Нет, не в нём.

Она не ожидала, что для того чтобы организовать «простой вебинар» такого уровня, надо пахать не меньше, чем при организации коммерческой конференции. Что слово «Италия» не настолько магическое, чтобы исключить размышления о целевых группах («да все прибегут!» – ага, «все» :) ). Что люди ничего не читают и не хотят вникать в «продающие тексты». Что самая прекрасная идея вроде «поддержим предпринимателей, расскажем о них» вызывает прежде всего вопрос «а ваш-то интерес в чём?». Что курсы инфобиза про лиды, автоворонки, инструменты соцсетей и конверсию – это одно, а жизнь – это другое. Что конкуренция за внимание человека идёт бешеная и надо тратиться на каждого лично.

Надежда сделать пару звонков и две рассылки и в итоге получить строчку в резюме растаяла у девушки дней за 50 до дня Ч, но она не предупредила, что ничего не делает. Вместе с драгоценным временем итальянцы потеряли и возможность привлечь кого-нибудь с нуля («настоящих буйных мало»). У меня лично никаких заочных претензий к девушке нет. Итальянцы не объяснили ей главное и это «главное» в целом понимает весьма малое число людей.

ДВА РАЗНЫХ ЗУМА

Web-события бывают двух принципиально разных типов. Авторские вебинары, открытые конференции, презентации предполагают наличие генерального ВЫГОДОПОЛУЧАТЕЛЯ (не путать с бенифициарами). Им чаще всего является организатор. Он несёт все затраты и упорно работает, чтобы в день Ч «всё получилось». Персонаж второй тут – пассивный потребитель, который платит (деньгами или временем) и слушает из зала или с дивана. Возможные репутационные риски организаторы давно не стесняются покрывать оплатой. Слышали про «фишки по итогу»? Так вот тут фишка в размере 1500 рублей может быть гарантирована заранее и только лишь за симуляцию потребления (погуглите «подработка для молодых»). Да – поколение Y ходит на мероприятия за деньги. Так что фраза «у них на конференции было аж 300 человек» сама по себе не говорит ни о чём – «надо разбираться».

Другой вид событий организуется ни кем-то одним, а каждым, кто участвует. Каждый вносит вклад по мере сил, всегда отвечая на вызов обстоятельств готовностью к развитию, узнаванию чего-то нового и кого-то нового. Каждый и есть – выгодополучатель. И чем больше вложишь, тем больше выгод получишь. Такой подход встречается в закрытых клубных конференциях, в учебных симуляциях (вроде нашей лидерской). 

В первом случае повод, мотив и цели события являются или частными, или цеховыми. То есть, имеются цели, но нет миссии, сверхзадачи. Во втором случае – наоборот: есть сверхзадача, но нет конкретных общих целей (Конкретика извлекается каждым для себя. Коммунизм просто – «от каждого по способностям – каждому по потребностям».)

В первом случае адресат инициативы находится внутри события, он – покупатель. Во втором – адресат находится во вне события. Само событие часто становится сообщением этому внешнему адресату.

В первом случае у организатора есть бюджеты и ресурсы. Он часто организует событие от той организации, где получает зарплату и делает это в рабочее время. Запас времени тоже соответствующий. Во втором случае у фрактальной группы нет бюджетов, людям надо как-то успевать и деньги зарабатывать, и проектом заниматься. Долго такой ритм держать очень сложно, поэтому более 2,5 месяцев фрактальные ивент-команды не живут. Выражение «брать нахрапом» тут не вполне подходит, так как дело не столько в усилии или чрезмерном напряжении, сколько в ином управлении процессами. 

В первом случае организаторы знают о Теории Ограничений (ТОС), но не любят применять её на практике. Во втором случае организаторы рады именно такой низкобюджетной истории, ведь выход во много раз превосходит затраты. Многие из них рады проверить «окажусь ли я сам узким горлышком». Добившись успеха один раз, они уже не хотят возвращаться к старым схемам и варианту №1.

Работать по второму варианту способны не многие. И это не зависит от IQ, образования, наличия учёных степеней и статуса в бизнесе. Тут нужен иной склад ума и определённый тип личности. Но если б только это! К сожалению, на участие этих немногих в реальном деле оказывают влияние поведенческие факторы.

- Для кого-то немыслимо снять корону даже на время и лишь ради того, чтобы сделать работу, за которую обычно он платит другим. 

- Кому-то кажется, что его пытаются использовать втёмную (убеждение, что генеральный выгодополучатель есть всегда, питает нездоровую подозрительность).

- Немало тех, кто переоценивает свои умения, а когда боевая ситуация выявляет это – начинает ныть; постоянно привлекать к себе внимание просьбами о помощи; искать с лице товарищей, занятых под завязку, персональную няньку; требовать к себе особого отношения (особых условий, особого комфорта и т.д.); манипулировать доверчивыми; перекладывать с больной головы на здоровую – словом, вредить делу из самых искренних побуждений (иногда проплаченных). 

- Кто-то просто неспособен к командной работе и, вместо того чтобы распахивать свой участок, постоянно пытается перехватить управление и перетянуть одеяло на себя (это часто идёт от убеждения в том, что тот, кто управляет проектом, и есть самый главный выгодополучатель). Ценностный подход покалечил многие души и то, насколько человек заражён вирусом максимизации личной выгоды, можно выяснить только в интерактиве с ним. 

К счастью все эти поведенческие особенности легко поддаются прогнозированию. Для инициатора проекта обязательным (железобетонным) условием успеха является применение на практике знаний по социогеномике. Там, где нет обучения новичков, да и командостроения как такового, успешную штурмовую команду иначе не создать. По сути это чистое puzzle-проектирование, которым я занимаюсь с конца 90-х.

НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ СТАЯ

К стыду моему, я не знаю ни одного клуба, кроме нашего, ни одной тусовки или группы сумасшедших, которые делали бы события второго типа. Мы в Kinsmark, если что-то и делаем, то только так. Мы умеем делать проекты с людьми, которых никогда прежде не видели и не слышали. Вчера познакомились – сегодня в разведку вместе идём... Если интересен этот подход – приглашайте, расскажу. Второй вариант реализации проектов сам собой стал у нас методом отбора в Сообщество. Ну)), просто нам уже не расстаться после такого.

Проекты, реализуемые во фрактальных временных командах – это самый кайфовый вид ивента, который только может быть. Суровые условия дают толчок креативности, люди потом сами на себя удивляются – как из ничего мог получиться такой результат? Его появление вроде как противоречит здравому смыслу. Но главное – у команд с дефицитом ресурсов просто нет других методов выдать на гора отличный результат. И этот вид менеджмента – единственное, что может удержать тонущий проект, начатый по классической схеме. Одна из причин, почему мы не убиваем давно устаревший сайт «Управление изменениями в компании» – он тому живой свидетель. 

Он был создан в 2001-м тремя людьми на новомодном тогда динамическом HTML за месяц (28 дней с полного нуля). Разработчик и Заказчик за все 20 лет существования сайта ни разу даже не разговаривали по телефону. Этот сайт (первый по предмету в России) 9 лет был первым в рейтинге делового рунета и до сих пор хранит контент, который мы собрали и раздали коллегам бесплатно. В 2009-м сайт офиса Kinsmark.com запустили за 3 недели ровно по такой же схеме – 14 лет служит. Репутационные проекты вроде этого итало-российского моста, разруливание кризисной ситуации на предприятии, наши talk-учки и учебные квесты – везде Breakthrough Management (или push-management) работает безупречно. 

Мне эту публикацию в FB прилетело: «Да бросьте! У вас в клубе наверное просто денег нет и нервотрёпка нравится». С удовольствием отвечаю на эту чушь. Как руководитель управляющего центра Муждународной Гильдии Лидеров Перемен Kinsmark я должна поощрять проекты не с большими бюджетами, а с большим потенциалом к сплочению Сообщества. Как я уже не единожды писала – людей может сплотить только совместное взросление (оттого и друзья лишь из детства, и браки, в которых один растёт, а другой – нет, рассыпаются). Push-management – это отличный способ сделать мою работу, а ещё принести пользу, покайфовать вместе со стаей, собрав по дороге чемоданы вполне осязаемых благ.

НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ

Получив отказ от всех потенциальных протагонистов, итальянцы пали духом. Они хватались за всё: за поиск людей из ЦА (предпринимателей, представителей закрытых в пандемию предприятий), за их оповещение через прямой контакт (звонки, письма), за техническую подготовку (обучение участников, никогда прежде не пользовавшихся зумом, FB, микрофоном и т.д.), за написание и публикация текстов на двух языках о событии, упорный дозвон до «великих» в поисках поддержки, параллельная работа с кофеманами. 

В день, когда была набрана скорость принятия решения «быть или не быть», второй пилот сообщил, что первый пилот не летит. То есть, собравшийся на пенсию автор проекта (второй пилот) сообщил, что его молодой приемник сломался. Тот отказался размещать своё лицо в материалах о событии и использовать хайп для позиционирования себя в новом качестве. (На следующее утро планировался запуск компании в FB и все материалы имели дизайн с портретом молодого человека). «Ну что ж, ребята, – говорю я, – событие ваше, вам и решать».

Казалось бы, что тут решать, – полтора землекопа к утру котлован не выроют. Но! Дело в том, что старый учился лучше молодого. Он не хотел верить, что сияющий алым цветом в социогеномном паспорте напарника риск «предательства последней минуты» (да, это термин такой) таки наступит. Но когда этот риск наступил, он был к этому готов. 

Когда итальянцам, раструбившим на весь мир о своей инициативе, стало ясно, что к своему сроку никто из обещалок ничего не сделал, они спросили, не скучаю ли я, наблюдая за вот этим их безобразием. Да мне как-то всё равно, мероприятие же не Kinsmark [Мирно сижу в кабинетном окопе, изредка выходя на проект из методологической трясины – «план, поток, ритм»]. 

«Вы говорили как-то, что в push-management нет этапа обучения команды» – «Точно, нет» – «А если мы правильных людей найдём, вы посоучаствуете?»... :) Меня попросили только помочь с крымскими контактами, но было очень интересно проверить, сработает ли технология Kinsmark вне клуба.

Оставшимся двоим я сказала примерно следующее. «Прекратите надеяться. Исходите из того, что вам откажут все, что не будет поддержки ни от кого, что кроме скепсиса и критики вы ничего не встретите, что вам придётся учиться на бегу многим новым мелочам и «управлять инцидентами». Что вы так и останетесь вдвоём. Что начнётся форсаж, крик, нервы. Представили? Если у вас на такой случай есть выполнимый план Б – не ждите, запускайте. Сделать событие по грандиозному плану уже не успеть, но выпустить первую достойную версию можно». 

Не хотелось всё превращать в видео флеш-моб, но 17.04 многие не могли присутствовать и прислали свои 5-тиминутные выступления в записи. Половину из них забраковали, но самозапись как вариант стали предлагать всем желающим. Переделали сценарий, пообещали всем сшить итоговый фильм к 26.04.2021 (!, сказано - сделано).

На утро событие на FB было запущено со старой гвардией на витрине. Тут все подозрения в чьём-то самопиаре как самоцели отпали – наф...а седому дяденьке пиар? К тому же, в возрасте счастья уже не боятся банов ютуба за упоминания российского Крыма. ЦА «получила сигнал», что заявленные цели подлинные и...

И фонтаном забила новая нефть современных коммуникаций. Кто-то уверен, что это позитивизм, улыбки и европейская фальшь, а это – искренность, настоящность. Если организатор её прятал, а собеседник не понял его идеи – сам виноват, зря прятал. Если был искренен, но отвергнут – дело в собеседнике, забудь, иди дальше. 

ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?

Для авторов инициативы отсутствие поддержки от тех, кто получает зарплату «за укрепление международных отношений» стало неожиданностью. Я бы как раз удивилась обратному. Народная дипломатия (совсем-совсем народная, а не та, которая не при МИДе) всегда имеет look скромный и невыразительный. И вроде как постоять рядом с людьми такого ресурсного потенциала значит подпортить свою репутацию. Ну, вы сами посудите: в век массовой озабоченности самопиаром, выбирая между походом на эфир к Соловьёву и участием в каком-то там Зуме с простыми людьми и предпринимателями России и Италии, вы бы сами что выбрали? «А как же ролик пятиминутный записать и прислать?» – Так, ещё раз...: пока ты никто (с точки зрения хотя бы счётчиков FB и Youtube) ты должен быть скромнее и не отвлекать занятых людей от работы. Это правило Игры. Ребятам я сказала помягче, мол, с X и Y каждый дурак сделает, вы попробуйте без.

Межкультурная коммуникация – дело невероятно тонкое. Этому, а не только языкам, учатся долгие годы (в мае заканчиваю курс в МГУ у С.Г. Тер-Минасовой). Если вы заступаете на чужую профессиональную территорию с любой самой блестящей инициативой, то в вас отталкивает ещё и дилетантизм. Знаменитые в круге управленцев сокровища – СКРЫТЫЕ ЗНАНИЯ – возможно, официальным лицам и не нужны. 

Надеюсь, догадаетесь сами, как подают в Италии наши успехи, протестное движение, Крым, Донбасс и 9 Мая. Могло быть хуже – это факт. Но... Знаете, почему весь официальный пиар нашей страны в Италии на уровне электората на работает совсем? Знаете, кому мы проигрываем? Украинским badante (сиделка, экономка, компаньонка). Полным революционного идеализма русским студентам. Простым эмигрантам – садовникам, водителям, ремесленникам. Вы устанете добиваться внимания их окружения (включая нанимателей) и даже, возможно, добьётесь успеха, но одна вскользь обронённая реплика «я сам видел, что...» или «я там жил, поэтому...», перечеркнёт все ваши усилия. 

Гонять государственные миллионы и игнорировать самую мягкую из сил, играющую против России,... странно. «Да там целая армия русских жён!». Ну, во-первых, бойцы Махно в Гражданскую были организованы лучше, а во-вторых, этому громкому, но заведомо предвзятому голосу просто разрешают быть. Его слышат, иногда сочувствуют, но он ничего не меняет. [Этой премудрости я набралась у Йодо пиара Георгия Афанасьева в 1997 году, слышали про такого?]...

Поэтому, когда простые итальянцы интересуются нами искренне, нужно быть полным и...м, чтобы не ПОКАЗАТЬ им. Не рассказать (!), а показать. По легкомыслию не привести за руку российских виноделов и сыроваров, блогеров и рестораторов, предпринимателей и просто любителей Италии. «Да далась вам эта Италия с Европой! Своих дел что ли дома мало?!». Вы недопоняли – мы не навязываемся, мы ОТВЕЧАЕМ на РЕДЧАЙШИЙ ШАНС составить коллаборацию с ИХ мягкой силой.

Итог (ну, кроме того, что все участники получили бесплатную рекламу за счёт организаторов).

В общей сложности на мосту в период с 17 по 19.04 встретилось 112 человек. Если сложить просмотры эпизодов, доступных только по ссылке, то отклик уже превысил эту цифру втрое. Не стоит иронизировать – это не коммерческие просмотры и не безликие органические, это реальные живые люди, многие из которых знакомы между собой и наверняка обсудят это дело (в Росси надо восьмерым рассказать, чтобы узнали 10, а в Италии достаточно рассказать одному, чтобы узнали 10). Это в России всё уже ОК и работает, а в Италии ещё глубокий аут и такое отношение россиян к ним удивительно и трогательно. 

1. Обсуждается вариант поездки уже живой тур-группы в Крым. 

2. Юрий Кондаков не успел к дате Х со своим бомбическим сюжетом, но слух пошёл по сети приглашённых и 17 в прямом эфире была Сардиния (люди в шоке, они ничего о мемориале не знали. Кому положено знать, те вроде итак в курсе, но мы в данном случае обращаем внимание тех, кто не в курсе и кому может пригодиться эта карта в игре на выборах). На Сардинии отношение к России в основном негативное, включая живущих там бывших россиян.

3. Для всех без исключения итальянцев, посмотревших итоговый фильм, информация в нём была новой (!, а телевизор там смотрят побольше нашего).

4. Решаем, как организовать и доставить в Севастополь книги на итальянском для проекта Елены Коротких "Библиотека Переводчика".

5. Появились новые контакты для передачи в Крым пищевых технологий напрямую da persona a persona (эту и другие похожие темы не стану глазить – умолчу).

6. Языковые школы и просто желающие изучать язык получили почти 1 час учебного контента. Мы специально сделали ОГРОМНЫЕ титры в некоторых эпизодах и просили «Копеляна» говорить с поправкой на ухо учащегося.

7. Благодаря OPER.RU Дмитрия Пучкова в Италии узнали, насколько далеко вперёд убежала Россия в цифровизации сервиса. Вместо сухих слов благодарности мы просто включили в финальные титры хорошую композицию :)

8. Благодаря оперативному отклику и участию Александра В. Кузьмина итальянцы теперь знают, как можно продавать кофе в пандемию.

9. Благодаря Дмитрий Грозный в Питере теперь знают, что на очередной всемирной ярмарке TerraMarde (проходят в Турине под эгидой #SlowFood) у России есть шанс не опозориться (имею ввиду не наших одиноких представителей последних лет, а тех, кто отвечает за имидж страны на подобных мероприятиях).

10. Кафе вроде сети пиццерий Lab's Family из Севастополя получили информационный повод, к которому они смогли привязать акцию для своих клиентов и простимулировать клиентский спрос на майских праздниках.

11. Благодаря Татьяне Гусевой и Ирине Ростовцевой в Италии больше не удивляются тому, что суровые российские бармены всё чаще побеждают на международных конкурсах, а питерские заведения полны народу. В сообществе появился новый мем «Шаповалов и Бахарев», означающий малочисленную команду, способную чётко выполнить оперативное задание.

12. Благодаря Дине Котельниковой российский HoReCa услышал призыв «Не Лаваццой единой, товарищи!!!».

13. Благодаря съёмке автора инициативы и руководителя проекта WGG, многие россияне узнали, что оказывается...)))..., российские повара давно и успешно выступают на конкурсах вроде всемирного Bocuse D'Or. Андрей Савенков, спасибо за тот спич 2018, он вошёл и в этот фильм.

14. Отсеялись люди, с которыми мы уже в Kinsmark хотели делать международные проекты (узнать заранее "ху из ху" бесценно).

15. Костяк группы организаторов испытал технологию на себе и теперь лучше готов к новым вызовам.

С некоторыми участниками акции познакомлю вас отдельно. Возможно, на праздниках. А пока - фильм :)


https://www.youtube.com/watch?v=gCOavToeBCw

Смотрите с удовольствием, 🙏 делитель с друзьями. Пис ✌️ #forzaimprenditori

Моя кофейно-служебная история

Как поддержать/поощрить/простимулировать проектных менеджеров, занятых на удалёнке. Премией? Для этого нет должного бюджета. Путёвками, добрым словом директора, медалью на грудь? Попросила прислать анкету любого из менеджеров. "Мы много знаем о своих сотрудниках". Вот и отлично – значит ответ уже есть, осталось только его заметить. В файле обратил на себя внимание пункт "Чай, кофе, свой вариант ответа". Оказалось, только двое менеджеров любят "чай", другие даже уточняли "ХОРОШИЙ кофе, заварной".

То, что в компании с фондами сложно, все в курсе. Времена не лучшие. "Передовики производства" ничего не ждут, некоторые подрасслабились... Программу решили сохранить в тайне.

В конце месяца на пороге дома лучшего сотрудника появляется курьер с коробкой. Сюрприииииз! В посылке из офиса сначала были только отличные кофейные наборы (такой кофе себе если и купишь, то не каждый день). Потом в коробку стали докладывать рукописные записки от сослуживцев или директора (не цифру, а на бумаге и рукой написано) и всякие мелочи. Кто-то вспомнил "у него же малыш" и положил игрушку, кто-то – музыкальный диск. Однажды туда доложили 15 пакетиков с сахаром – лёгкий такой троллинг от тех, кто помнит, как в офисе чел хомячил сахарные пакетики.

Уже на третий месяц а интранете появились шутки, а через полгода сложилась целая корпоративная история – выделили отдельный топик.

☕️ "Братаны, за кофе спасибо! Бомбический сорт! Голова просветляется и кайфует. За сквиш убью  шутники хреновы))))".

☕️ "Кто положил носки?) Думаете я и дома мёрзну? Что это за кофе такой? Вьетнамский. Просто класс!"

☕️ "А кто ещё сегодня счастливчик? Только я? Беру обязательство на февраль – намекаю "ОЧЕНЬ НУЖНА КОФЕВАРКА"".

☕️ "Упаковщик, семья просила передать, что мы все очень тронуты. Жена этот сорт обожает. Чашку отобрала дочь  я кофе напёрстками не пью. За HDMI спасибо. Да и вообще "Слава труду" чё".

☕️ "Эйчарушка ты наш! Поделись, откуда черпаешь? Когда курьер позвонил  нигде не кольнуло, у нас дома всегда хороший кофе есть. Но пышки! АААА! Когда?! Кому я проболтался?!"

и комменты к ним соответствующие

- "Так.... Ну, у нас теперь только кофеманы работают? Положил Вике в чат название чая, если вдруг меня посчитают достойным...)".

- "Что за кофе-то? Фотку оставьте хоть. Мы  безнадёжные  мысленно с вами, камрады".

Простая коробка с отличным кофе и символами былой эмоциональной близости, как это ни странно, повысила производительность труда. Если причиной тому было что-то другое, то и не понизила точно. В плане сначала zoom-встреча с кофейным гуру, позднее, по выходу из сумрака, – само собой, корпорат.

#кофе #производительностьтруда #HR #корпоративнаякультура #HRM #наудалёнке #управлениепроектами Меньше

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.