Вот засели мы праздновать победы наших сыроваров (ссылка внизу) и как ни хотели от этой темы уклониться – не вышло. «Откуда такие берутся?». Наших гостей искренне удивил тот «тёплый приём», которым встретил эту новость российский обыватель. И ладно бы тролли (они на работе), но вроде бы нормальные люди обрушили ушаты скепсиса на российских медалистов. «И где оно в продаже?», «а сколько медалей у американцев, чё молчим?», «да это спецпартии напоказ, как кино для фестивалей – отдельно произведено», «а нам что с того, мы того сыра всё равно не увидим», «вам мою пенсию показать? за такую цену ж...е сами!», «РСХ-банк сыров у швейцарцев закупил, этих семерых в Европу переправил – чё, реальная пиар-операция», и т.д. и т.п. Понимая, что домашний вечер в опасности, пришлось объяснить. Любопытно, но даже ничего не смыслящие в менеджменте люди, поняли, в чём тут дело.
1. Мой предмет из всего семейства менеджментов самый крутой, самый интересный. Как же мне не быть в этом уверенной, если в ТРИАДЕ РОСТА (3-ей её компонентой является improvement) есть ответы на множество вопросов, не связанных с бизнесом. Если управление изменениями вам знакомо исключительно по Адизесу, то для вас, конечно, будет непонятно, причём тут сыр и сыровары. Да при том, что это...
2. Маврокс... Термин подарил моему предмету Райан Метьюз ещё в 90-х, обозначив им процессы, возникающие на окраине привычной нормы и разрушающие их посредством создания нового [технарям я объясняю проще – источник энтропии]. Всё новое начинается с маврокса и проходит определённые стадии, в определённых «декорациях», с определёнными «персонажами». Это закон, от масштаба и характера социума не зависящий. Грубо говоря, что в обществе, что в отдельной компании процесс перехода маврокса в инновацию и т.д. до нормы один и тот же. В книжке «Искусство развивать компании: Управление изменениями, нацеленное на развитие, орг-импрувмент» Маркус Шин на пальцах объяснил всю эту кухню. Если следовать учебнику, то российское сыроделие уже вынимает левую ногу для следующего шага вперёд из стадии позднего маврокса вслед за правой, которая на стадии «насыщение». То есть, для диванного зрителя обращение Олега Сироты к Президенту с просьбой не отменять санкции – это «голимый пиар», а для меня как раз – логичная фактология внутри кейса «возрождение отрасли».
3. В той же книжке у Шина описаны персонажи, которые формируют процесс сопротивления переменам. Без знания социогеномики портреты «несогласных» не познаваемы. Никакие выверты психологии в этом не помогут. «Откуда такие берутся» можно гадать всю жизнь, а можно открыть для себя социгеномику и узнать ещё и не такое.
4. Поведение сопротивленцев часто сбивает пассионариев с толку, поскольку в одном лагере вдруг оказываются:
- «проплаченные тролли» (они в фирмах тоже водятся, представьте себе),
- «думающие меньшинство», обычно прикрывающееся какой-нибудь высокой идей (либерализм, коммунизм, всеобщее благоденствие и т.д.),
- критиканы по диагнозу (люди с нарушениями гормональной системы, желчного пузыря, имеющие детские травмы психики в анамнезе и т.п.),
- хамелеоны (подчиняющие своё личное мнение национальной, профессиональной, общественной и т.д. тусовке, которой они принадлежат и от мнения которой зависят),
- квазидураки (отлично описаны у Шина и Конецкого в «Морских повестях»),
- молчуны-халявщики (готовые только брать/красть и... улыбаться).
Есть ещё персонажи, но и тех довольно. И у каждого своё характерное поведение в социуме.
5. Необходимо понимать, что представители первых четырёх групп не признают улучшение НИКОГДА, даже если будут его видеть и потреблять. Последние двое в компании с простаками – признают только вал, только состоявшееся (массовое, одобренное и признанное). По этому качеству, например, выявляются «суррогатные лидеры». [Лидера подлинного не заботит, какому количеству народа известна, например, книжка N. Фраза «в моём круге о такой никто не слышал» выдаёт суррогата с головой]. Так вот, эти трое в упор не помнят «с голубого ручейка начинается река». Они хотят, чтобы им сразу предъявили Волгу. И они свысока смотрят на «дураков», которые создали этот поток за личный счёт (по поводу мелких душ к о. Андрею Ткачёву).
6. Инноваторы тоже бывают разные. Истинные лидеры перемен появляются ТОЛЬКО на стадии раннего маврокса. Позднее, появляются герои. Ещё чуть позднее – очарованные героями и лидерами. Отличия?
Лидеру НЕ НУЖНО ПРИЗНАНИЕ. Ни ему, ни его делу. Он делает потому что не может не делать. У него заказчик – Господь Бог, если хотите. Сама Природа защищает его от излишней чувствительности к критике. Он может рассказать о своих достижениях, и ему будет жаль, если вы их не оцените, но, в общем-то ему плевать. (И слава богу!). Так что, истинные лидеры для ушатов гэ недосягаемы, как бы критиканы ни старались. Злословя именно в адрес лидеров, критиканы губят свою карму.
Идущие за лидерами могут проявлять лидерские качества, но не более того. Они – герои во многих хороших смыслах, в том числе потому что взваливают на себя миссию вывести маврокс на свет божий и запустить механизм меметики (за этим к Сьюзан Блэкмор, плиз). Последнее можно достичь через активную работу на общие цели, и тут герои часто подставляют голову под общественное мнение. И, к сожалению, им нужна обратная связь. Разумеется положительная (вот только не надо тут про зеркальные нейроны, всё проще). Не получив её, они отдают свою энергию лагерю сопротивленцев. Чего делать не стоит, конечно.
Те, кто идут за героями, в восторге от кампании, дела, его новизны, общественной полезности и прочего. Вот им нужно одобрение. Они самые уязвимые для критики. Если человек бьётся в слезах: «Всё! Это последний конкурс! Пусть едят...», то знайте, что где-то рядом есть или лидер, или герой.
7. Всем возражающим и улучшающим надо объяснять, что:
Они не должны общаться с «народом». Что бы вам ни пели HR о важности разъяснительной работы – НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. Важность работы не означает, что именно вы должны ею заниматься (менеджеры, погуглите мою статью «О вреде бесед с персоналом»). Лидер или герой, вступивший в обсуждение, ВРЕДИТ ДЕЛУ. Не только себе, подчёркиваю, но и делу. Воспитайте в своём коллективе Марию Захарову и общайтесь через неё. Уходите из фи-буков и твиттеров, если вы их завели «ради общения с потребителями». Нигде (кроме Kinsmark) не учат, что такое ПРЯМОЕ общение показано, но на другой стадии зрелости отрасли/компании/идеи.
Если вы решили создать что-то новое на руинах или «сделать всем хорошо», делайте это ДЛЯ СЕБЯ (в смысле, для Того заказчика), не ждите одобрения, повышайте экспертизу, проверяйте самооценку, учитесь.
Для предпринимателя, как я неоднократно говорила, недостаточно знаний только в «собственном деле». Мир изменился, и соЗНАНИЕ как никогда теперь определяет бытие. «Каждый выбирает для себя» не только «женщину, религию, дорогу», но и картину мира. А из этого уже вытекает «достоин он хорошего сыра» или нет.
#импрувмент #improvement #лидерство #еленамаркушина #elenamarkushina #управлениеизменениями
Комментариев нет:
Отправить комментарий