А.Д. Шмеман |
"Провел вчера около шести часов на
[аэродромах] La Guardia и Kennedy в тщетной
попытке улететь в Колорадо, куда я должен
был ехать на три дня. Из-за погоды
(чудовищная гололедица) так и не удалось… За эти часы делал наблюдения над
американской толпой и все не могу их в
самом себе "сформулировать".
Пожалуй, главное впечатление – или
ощущение? – это чего-то "безличного".
Конечно, толпа, "средний человек"
всегда и всюду безличны, но в Европе за
каждым человеком чувствуется "тайна",
она как бы просвечивает в выражении его
лица, в походке, во всем. И вот именно
этой тайны не чувствуется в американце.
Мне кажется, что он ее панически боится,
не хочет ее, убивает в себе.
И что вся
американская цивилизация направлена
на то, чтобы помочь человеку в этом. Она
вся построена и действует так, чтобы
человек никогда, по возможности, с этой
тайной не встретился лицом к лицу. Это
совсем не значит, что американец "стаден".
Напротив, та же цивилизация построена
на индивидуализме. Она как бы обращена
к каждому, но каждому она говорит: смотри,
как тебе хорошо и удобно, как все сделано
для тебя . И каждый ее принимает
индивидуально, для себя, хотя
принимает совершенно то же самое, что
предлагается любому другому "каждому".
Это цивилизация a l'echelle humaine
[на
человеческом уровне], только
l'humain [человеческое]
-то тут "асептическое". И вот, ведомо
или неведомо для себя, каждый репрессирует
в себе тайну, и от этой репрессии –
американский невроз.
Успех психологии,
психоанализа в Америке – от страстного
желания "тайну" свести к закону
природы, к таблице умножения,
классифицировать и тем самым "разрядить"
ее. Он, американец, ее "научно
выбалтывает". Науке он благодарен,
прежде всего, за то, что она дает ему
готовое объяснение, освобождение от
искания (которое и есть в человеке
выражение его соотношения с заключенной,
живущей в нем "тайной").
Неверно говорить: американец "не глубок". Он так же глубок, как и все люди, только, в отличие от других, он не хочет глубины, боится ее и ненавидит ее. Настоящий вопрос: почему? Где, в чем корни этого отказа от "тайны", глубины, от "личного"? Не знаю, прав ли я, но мне сдается, что это оттого, что в Америке повторился опыт "примитивного" человека: встреча с чуждостью, громадностью, таинственностью природы, страх перед нею и желание страх этот преодолеть – "обрядом", повторяемостью, закономерностью…
Религия родилась из страха – говорят
нам, и это, в основном, верно. И Америка
родилась из того же страха. Религия
страха преодолевает страх обрядом, то есть такой сакральной символизацией
мира, природы, жизни, которая "снимает"
тайну, "разряжает" ее, освобождает
ее от того, что самое страшное и невыносимое
для человека: единственность и
неповторимость всего.
Обряд,
священность – это сведение всего к
"архетипу", к закономерности. В
этом смысле и как это ни покажется
странным, но Америка предельно сакральна
и религиозна (а совсем не "секулярна",
если под секуляризмом понимать отвержение
сакрального, свободу от него). Именно
"обрядность" американской жизни
я почувствовал с особой силой, приехав
из Европы. Во всем, решительно во всем
американец хочет reassurance [успокоения,
уверения] обряда: в
еде, в том, что он ест и как он
ест, в том, как он одевается, ходит,
смеется, чистит зубы. Иначе – все страшно. Между собою и "тайной" жизни, то
есть единственным и неповторимым, он
полагает обряд ; так, например,
"восстания" молодежи в 60-х годах,
отказ от "конформизма", провозглашение
права каждого на one's own thing2 – вылилось
моментально в до мелочей разработанный
обряд: одежды, поведения, языка.
Другие цитаты |
Я
всегда себя спрашивал – почему всякая
американская фирма должна не только
все время изменять свою продукцию, но
и видоизменять саму себя – перестановкой
мебели, изменением внешнего вида своих
контор, формы своих служащих и т.д. А
теперь мне ясно, что эта "изменяемость"
и есть основной обряд, суть которого
всегда в повторяемости неповторяемого.
Изменение, новизна страшны, пока
они "тайна" и сущность тайны ("что
день грядущий мне готовит?"). Поэтому
единственный способ сделать их "не
страшными" – это ввести их в обряд,
сделать их "повторяемостью": все
все время "ново" и все – то же самое,
ибо на то же самое направленное: на
пользу, на приятность и удобство и т.д.
Француз постепенно, медленно открыл,
что сыр, запиваемый красным вином, –
вкусно. И, открыв, ест сыр, запивая вином,
и наслаждается. Тут – никакого обряда,
а сама "правда жизни". Американец
едет во Францию, "узнает", что
французы едят сыр с красным вином, и по
возвращении в Америку устанавливает
новый обряд : "wine and cheese party"1
. И в этом вся – огромная! – разница. Но
француз, которому – вкусно, делает это
совершенно так же, как делал это его
предок при Людовиках, ибо тогда было
вкусно и теперь – вкусно. А американец,
потому что ищет он не вкуса, а исполняет
обряд, обязательно введет в этот обряд
какую-нибудь новизну: положит на сыр
кусок груши или изюм или еще что-нибудь.
Почему? Потому что обряд требует
постоянного обновления, потому что и
сыр с вином он привез в Америку как
свидетельство о том, что все все время
в жизни улучшается. "То же самое",
предлагаемое всегда как "новое" и
"улучшенное", удовлетворяет его
потребности не встретиться с самой
тайной жизни…
Странно, но так: американская цивилизация,
американская жизнь насквозь религиозны,
но только это совсем не post-Christian world2, как они любят говорить, а, в очень
глубоком смысле, pre-Christian world3,
то есть мир, не освобожденный от природной
"сакральности" (противоположной
христианскому "сакраментализму").
Ибо сакральность – это совсем не ощущение
божественности мира, а наоборот –
его демоничности, не радости, а
страха, не приятия, а бегства. Это система
"табу", при помощи которой человек
полагает между собой и жизнью (и это
значит – между собой и своей "тайной")
некую непроницаемую преграду, фильтр,
фильтрующий жизнь и не допускающий
"тайну". И в этом смысле – пуританское
прошлое Америки и ее антипуританское
настоящее на глубине – явления того же
порядка. Отвержение, снятие одного
"табу" есть всего лишь замена его
другим "табу".
Перечитал за эти два-три дня два
толщенных топа Paul Leautaud (Journal Litteraire, X,
XI)4. И вот мне кажется, что этого
"воинствующего" (на словах) атеиста
Бог, так сказать, не может не любить.
Именно за правдивость, за беспощадность
в изображении, пересказе самого себя,
за "смирение" без какого бы то ни
было знания о нем… Не знаю, не знаю:
слова все эти как-то не подходят, однако
я читаю Леото всегда именно с духовной
пользой, с какой, увы, почти никогда не
читаю так называемой "духовной
литературы". Он обличает во мне всякую
духовную дешевку, ненужное возбуждение,
пристрастие к красивым словам, как-то
внутренне освобождает. И 18 томов дневника
этого человека без биографии оказываются
нужнее, чем все рассказы о ростах,
кризисах, распутьях, озарениях…"
3 февраля 1976 г.
1 прием, где подаются сыр и вино (англ.).
2 мир после христианства (англ.).
3 мир до христианства (англ.).
4 Поля Леото (Литературный дневник, X,
XI) (фр.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий