От так любимого у нас в Kinsmark.com TEDа, конференция Science Slam отличается не только упрощенным форматом. Девиз TED - идеи, достойные распространения. Цель конференций Science Slam - популяризация науки. Прекрасная идея, особенно для такого наукоёмкого урбанистического пространства, каким является Санкт-Петербург. Питерская молодёжь очень отзывчива на мероприятия подобного формата, они становятся всё более популярными не только в Северной Столице. Глядя по сторонам в переполненном зале я невольно подумала: "Мда... Мы были почти такими". Но нас было гораздо меньше 20-25 лет назад".
В свежих статьях о событии вы узнаете, что: "Science Slam — немецкое изобретение. Первый слэм прошел в 2006 году в
Германии, в Дармштадте. Автором идеи был Алекс Дреппек, психолог,
изучавший восприятие научных текстов, а в нерабочее время литератор и
писатель, и поэт. Он заметил, что ученым зачастую достаточно сложно
рассказать о том, чем они занимаются, и предложил им формат поэтического
слэма, когда участники по очереди выходят на сцену и представляют свои
произведения. На высказывание каждому отводится 10 минут. За это время
участники должны без лишних научных терминов и зауми рассказать, что же
они делают.
Science Slam традиционно проходят на сцене клубов или баров. Здесь все научные построения значительно упрощаются, и из сложного категориального аппарата остается самое важное — то, что можно объяснить в шумном баре за бокалом пива. По окончании слэма зрители выносят вердикт: кому лучше всего удалось перевести свое исследование на доступный и понятный большинству язык. Голосование — аплодисментами. Призы — символические!" (Спасибо за заметку Георгию Набережному, прим. Е.М.).
Science Slam традиционно проходят на сцене клубов или баров. Здесь все научные построения значительно упрощаются, и из сложного категориального аппарата остается самое важное — то, что можно объяснить в шумном баре за бокалом пива. По окончании слэма зрители выносят вердикт: кому лучше всего удалось перевести свое исследование на доступный и понятный большинству язык. Голосование — аплодисментами. Призы — символические!" (Спасибо за заметку Георгию Набережному, прим. Е.М.).
Для основателя движения Science Slam в Германии Грегора Бёнинга это был еще и личный праздник (вот это День рождения, я понимаю!). Саша Палеев запечатлел Грегора во всем спектре эмоций, но эту лёгкую грустинку мудрости в его глазах мои молодые спутники не заметили.
Ко всем уместным в данном случае благодарностям в адрес Грегора, я хочу добавить одну от себя.
Наверное ни одно другое событие, посвященное популяризации науки, не может так контрастно проявить удивительный эффект нашего времени - исчезновение страха велосипедооткрытия.
Когда-то (во времена до автомобиля и электричества) ученые не имели возможности узнать об идеях, воплощенных или апробированных до них в той же сфере, но другими учеными из других городов, стран и континентов. Идеи витали в воздухе и, заняв своё достойное место в истории науки, они нередко порождали споры о первенстве. Михайло Ломоносов - основатель Российской Академии Наук - иногда упрекал своих коллег в отсутствии любознательности, ратовал за широту кругозора исследователя, его открытость и информированность. Он сам был энциклопедистом и исповедовал в науке то, что мы называем сегодня "конвергентным подходом".
В наши дни ситуация обратно противоположная. Интернет (как любой инструмент сам по себе) не сделал человека лучше, увереннее или любознательнее. Но сделал доступной столь колоссальный объем информации, что исследователю уже не обойтись без такой добродетели, как "упорство в поисках ретроспективы"... Когда какая-нибудь "гениальная идея" залетает мне в голову, первое, о чём я вспоминаю - об информасомах Казначеева. Проще говоря, допускаю мысль, что та же идея уже побывала задолго до меня в более светлых головах. Возможно, это след воспитания советской аспирантурой: перед тем как претендовать на новизну, пропахивать своё научное поле вдоль (оборачиваясь назад) и поперёк (заглянув в соседние школы) с целью выяснить, не изобрёл ли ты велосипед. И по всей видимости этот подход скоро станет уделом критического меньшинства, а значит лет через 10 плагиат станет нормой, а не будоражащим общественность моральным преступлением.
Главное на конференциях любого формата - это спикеры. Вопрос: уместно ли говорить об ответственности организаторов в части произнесенного со сцены, или им лучше устраниться, оставаясь в рамках орг. задач? Достаточно ли ведущему сообщить залу о том, что представленные исследования только авторские и новые, или он должен знать это наверняка? Для организатора, который решает задачу популяризации (то есть переориентации на всех узкоспециализированного предмета), что важнее: количество присутствующих или качество аудитории? А если качество (профиль, подготовленность и т.д.) тоже важно, то как относиться к тем, возможно трём из пятисот человек, которые заметят, что вот этот эксперимент проводился еще до Второй Мировой войны и не только в Америке; а вот на этот вопрос наука дала ответ лет 20 назад; а ответ вот на это подарили миру не импортные дяди с раскрученными фамилиями, а дяди российские, репрессированные и забытые.
Любой управленец, который когда-либо формулировал миссию компании, знает правило первого кирпича (положи его криво - башня выйдет красивая, но кривая). Молодёжь любит тусоваться. Примите стремление отличаться от прочих поводов для тусовки в качестве того самого первого кирпича, и вы получите все ответы. Тогда критерии успеха будут количественными (выручка, число посетителей, количество декалитров реализованного баром пива, количество децибел от аплодисментов, количество журналистов, индекс цитирования и т.д.). Тогда эти трое информированных, не знакомых друг с другом людей пусть оставят своё мнение при себе. И не напоминают лишний раз о том, что популяризация науки мало похожа на демонстрацию неинформированности и плагиата, на "сцена для друзей", как и далека от того, чтобы даже невольно укреплять моду вариться в собственном соку, периодически выпуская книги о том "как я варился последнюю пятилетку".
Три интересных (по моему суждению) спикера - это неплохой показатель для конференций вообще. Но для того, чтобы подобное мероприятие стало не только ярким или шумным, но и по-настоящему крутым, организаторы должны постоянно помнить ответ на вопрос "зачем всё это" и не совершать ошибок, так хорошо известных нам по миру бизнеса. Строгость франшиза-лицензий таких мероприятий, как например TED и объясняется верностью заявленной миссии и опытом скольжения по тонкому льду на остров известности и популярности.
С днём рождения Гриша! Поднимем бокалы за Вас, верность миссии и настоящность. :) (альбом на FB).
В наши дни ситуация обратно противоположная. Интернет (как любой инструмент сам по себе) не сделал человека лучше, увереннее или любознательнее. Но сделал доступной столь колоссальный объем информации, что исследователю уже не обойтись без такой добродетели, как "упорство в поисках ретроспективы"... Когда какая-нибудь "гениальная идея" залетает мне в голову, первое, о чём я вспоминаю - об информасомах Казначеева. Проще говоря, допускаю мысль, что та же идея уже побывала задолго до меня в более светлых головах. Возможно, это след воспитания советской аспирантурой: перед тем как претендовать на новизну, пропахивать своё научное поле вдоль (оборачиваясь назад) и поперёк (заглянув в соседние школы) с целью выяснить, не изобрёл ли ты велосипед. И по всей видимости этот подход скоро станет уделом критического меньшинства, а значит лет через 10 плагиат станет нормой, а не будоражащим общественность моральным преступлением.
Главное на конференциях любого формата - это спикеры. Вопрос: уместно ли говорить об ответственности организаторов в части произнесенного со сцены, или им лучше устраниться, оставаясь в рамках орг. задач? Достаточно ли ведущему сообщить залу о том, что представленные исследования только авторские и новые, или он должен знать это наверняка? Для организатора, который решает задачу популяризации (то есть переориентации на всех узкоспециализированного предмета), что важнее: количество присутствующих или качество аудитории? А если качество (профиль, подготовленность и т.д.) тоже важно, то как относиться к тем, возможно трём из пятисот человек, которые заметят, что вот этот эксперимент проводился еще до Второй Мировой войны и не только в Америке; а вот на этот вопрос наука дала ответ лет 20 назад; а ответ вот на это подарили миру не импортные дяди с раскрученными фамилиями, а дяди российские, репрессированные и забытые.
Любой управленец, который когда-либо формулировал миссию компании, знает правило первого кирпича (положи его криво - башня выйдет красивая, но кривая). Молодёжь любит тусоваться. Примите стремление отличаться от прочих поводов для тусовки в качестве того самого первого кирпича, и вы получите все ответы. Тогда критерии успеха будут количественными (выручка, число посетителей, количество декалитров реализованного баром пива, количество децибел от аплодисментов, количество журналистов, индекс цитирования и т.д.). Тогда эти трое информированных, не знакомых друг с другом людей пусть оставят своё мнение при себе. И не напоминают лишний раз о том, что популяризация науки мало похожа на демонстрацию неинформированности и плагиата, на "сцена для друзей", как и далека от того, чтобы даже невольно укреплять моду вариться в собственном соку, периодически выпуская книги о том "как я варился последнюю пятилетку".
Три интересных (по моему суждению) спикера - это неплохой показатель для конференций вообще. Но для того, чтобы подобное мероприятие стало не только ярким или шумным, но и по-настоящему крутым, организаторы должны постоянно помнить ответ на вопрос "зачем всё это" и не совершать ошибок, так хорошо известных нам по миру бизнеса. Строгость франшиза-лицензий таких мероприятий, как например TED и объясняется верностью заявленной миссии и опытом скольжения по тонкому льду на остров известности и популярности.
С днём рождения Гриша! Поднимем бокалы за Вас, верность миссии и настоящность. :) (альбом на FB).
Комментариев нет:
Отправить комментарий