"Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Дмитрий Самойлов из группы на FB дал мне ссылку на статью Валентины Горчаковой "Золотая рыбка не может быть на посылках". Я пришел в восторг от предложенного метода вычисления людей с рабской психологией. Но он в статье один. За доп. информацией Дмитрий посоветовал мне обратиться к вам. У нас тоже квази-обучение, но ситуация отличается от той, что описана в статье "Болевой порог и обучение".
В нашей компании учат всех. Разным вещам, но всех и регулярно. Специалисты группы фин. анализа в поисках статей экономии выступили за сокращение бюджета на обучение. Они не враги знаниям, но считают политику тотального обучения не обоснованной. К ним присоединились производственники, часть отделов продаж...
Меня как директора по продажам вообще не интересует, кто там больше обучаем, кто меньше. Одно дело - профмастерство, и для этого у нас наставники есть, и другое дело - лидерство. Перед тем, как людям говорить про философию Деминга или там про прогрессивную культуру Бережливого производства, наверное надо честно посмотреть на то, что у нас сейчас есть. Наши прогрессисты доморощенные своего же Деминга читают как Жванецкий говорил: "Тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали".
То, что у нас люди боятся всего - это факт. Трясутся за рабочие места, за премии, за расположение начальства. Но не спешите думать, что у нас стиль управления тоталитарный или что управляющая группа менеджеров создала такую культуру, что она страхи порождает. Или что у нас какая-нибудь жесткая KPI, или что мы одни в пустыне производственники, а людям не из чего выбирать на рынке труда. У нас всё нормально, в цехах не самый возрастной персонал, наследие Советской Власти тут ни причём...
Иногда говоришь с каким-нибудь из наших товарищей: "Ты зачем брак в открузку отдал? Ты на что рассчитывал?..." и поражаешься - он же уже какой-то там пояс получил в нашем клубе любителей философии Деминга, на него же денег уже немерено затрачено!... Я буду выступать за инвестиции в людей, которые этой рабской психологии лишены. Пусть у нас сохранят бюджет как есть, но сделают пост.
профессиональное обучение возможностью, а не дармовым бонусом человеку
за то, что он к нам устроился. Пусть на того, кто правда хочет
большего, и тратят больше... А мне хотя бы еще пару признаков, как этих самых рябчиков определить, чтобы не тратить на них ни деньги, ни силы".
... По существу:
1. Как отличить человека свободного от человека с рабской психологией: "Погладь раба по голове - он наглеет". Этот рецепт от Валентины Горчаковой Вам уже знаком.
2. Человек с рабской психологией впадает в бешенство, когда его просят... убрать за собой. Он искренне считает, что если он нагадил (или его собачка), и это вам не нравится - то это ваша проблема. Ведь вам же не нравится. Терпите, убирайте, делайте с этим что-нибудь, только меня-раба не трогайте, мол, я-то тут при чём?
3. Человек с рабской психологией нападает изподтишка. Он находит на безопасном расстоянии кого-нибудь, кто слабее его, и выбирает целью своих нападок и излияний всей той желчи, что вырабатывают его никогда не спящие комплексы.
4. Рабу нужен хозяин. Не наставник, друг или даже поводырь, а хозяин, который будет смотреть на раба сверху вниз, унижать его, доставлять страдания и питать эмоции, в которых раб так нуждается. Исследователи-когнитивисты давно доказали, что люди гоняются не за счастьем в обывательском его понимании. Счастье для человека состоит в поиске и получении определенным образом окрашенных эмоций (для каждого своих), порой никак не связанных с материальным миром. В этой системе координат счастье раба - быть рабом и оставаться им.
5. Человек с рабской психологией носит маску милого, скромного, по-хорошему маленького человека. Он ищет жалости, ведь он "ничего не может". Его не смущает тот факт, что другие, гораздо более стесненные в возможностях, достигают большего. Он как бы не замечает сам того факта, что не является инвалидом, что у него есть руки, ноги, голова, родители, высшее образование и прочее. Среди таких много квазидураков. На истории успеха людей сильных и волевых они реагируют с восхищением. Но чтобы убедиться в том, что вы правы в своих подозрениях, покажите им пример иного свойства, где человек имея и в половину меньше, стал Личностью (Ник Вуйчич, например), добился успеха. От такого примера либо отмахнутся, либо отреагируют с раздражением.
6. Когда свободному человеку плохо, он ищет того, кому он может помочь. Когда плохо рабу - он хочет, чтобы всем вокруг было еще хуже, и не дай вам бог оказаться рядом в такой момент: вас используют, чтобы сделать плохо кому-нибудь ещё.
7. Раб страдает самоотрицанием. Он не понимает, что истинное я человека - это то, как он ведёт себя, когда его никто не видит. Раб не может прилюдно пописать на городской площади, потому что это некрасиво и даже стыдно. Но для него не стыдно накакать в лифте. (В Петербурге из каждой проходной арки веет "свободой")...
8. Рабу все должны. Кто эти "все" и "за что должны" - не обсуждается. Блага других - получены этими "другими", по мнению раба, нечестным путём или в результате большого везения. Ему не повезло, и он обиделся на Жизнь. Поэтому он крадёт. Он не просто находит хорошего хозяина тому, что плохо лежит, он старается восстановить справедливость. Вообще они большие любители поговорить о справедливости. Сам же он не должен никому. И вы можете не тратить время на разъяснение того, что такое "ответственность"...
9. Человек с рабской психологией не любит учиться. Знания (особенно формирующие личность) делают человека свободным, они умножают скорбь, они вынуждают к выводам и действиям. Знания из головы обратно не выбросишь, поэтому раб внимательно следит за тем, чтобы в голову не попало ничего лишнего. Поскольку реальность сама по себе неплохой поставщик обучающей информации, то раб предпочитает "спать". Его взаимоотношения с миром упрощены до рефлекторных реакций на происходящее. Он не думает. Он прячется от реальности за бутылкой, за монитором компьютера или бесконечным самокопанием.
10. Раб радуется чужой беде и не упустит возможности пнуть упавшего.
11. Человек с рабской психологией утилитарно набожен. Он просит и надеется на чудо. Он может освоить длинные хоровые партитуры и священные тексты к ним. Но мысль "надо верить в себя хотя бы потому, что Бог внутри нас", им противна.
12. Человек с рабской психологией предпочитает толпу сплоченному трудовому коллективу, долго и порой изнурительно работающему над какой-то трудной задачей. Трудные задачи не так привлекательны для раба, как трудности жизни (порой, искусственные).
13. Человек с рабской психологией ищет свободы, понимая под этим волю и безнаказанность. Он не может переварить демократию, он тоскует по Хозяину. Ему нестерпима мысль о том, что его личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
14. Человек с рабской психологией злопамятен. Он помнит когда и на кого обижался. Он может годами вынашивать план мести.
15. Человеку с рабской психологией ни как не даётся загадка "что такое жизнь". Он не живёт, он отбывает на земле время, как в тюрьме. Когда режим вокруг него становится легче - он счастлив, когда суровее - он грустит, бычится и отучается улыбаться. Он не задумывается: зачем Господь наделил его мозгом с мириадами клеток, или как лучше распорядиться отпущенным временем. Он ищет, как лучше его убить и окружает себя всякого рода сжигателями времени.
16. Человек с рабской психологией хочет для себя лучшего, но старательно избегает собственного участия в создании лучшего. Создание чего-то классного им самим никак не возможно, потому что тогда ему придётся зауважать себя и сделать кому-то хорошо ни за что ни про что. И то, и другое внутреннему миру раба поперёк. Его представление о достаточности качества его труда, его производственную активность "в нужный" момент останавливает чёткая команда хорошо поставленным внутренним голосом: "Сойдёт и так!" А если вы несогласные - смотрите пункт 2...
17. Человека свободного никогда не застанешь за такими занятиями, как: беспрестанное цитирование умных мыслей великих людей; мусоление плохих новостей и чужой личной жизни, безадресная абстрактная критика ("В России невозможно жить"), троллинг и моббинг, подстрекательство к неконструктивным действиям и пораженчеству ("Надо валить") и другими.
Рабская психология - "приобретение" независимое, в том смысле, что её можно обнаружить у человека независимо от его возраста, социального статуса, происхождения, пола или образования.
16. Человек с рабской психологией хочет для себя лучшего, но старательно избегает собственного участия в создании лучшего. Создание чего-то классного им самим никак не возможно, потому что тогда ему придётся зауважать себя и сделать кому-то хорошо ни за что ни про что. И то, и другое внутреннему миру раба поперёк. Его представление о достаточности качества его труда, его производственную активность "в нужный" момент останавливает чёткая команда хорошо поставленным внутренним голосом: "Сойдёт и так!" А если вы несогласные - смотрите пункт 2...
17. Человека свободного никогда не застанешь за такими занятиями, как: беспрестанное цитирование умных мыслей великих людей; мусоление плохих новостей и чужой личной жизни, безадресная абстрактная критика ("В России невозможно жить"), троллинг и моббинг, подстрекательство к неконструктивным действиям и пораженчеству ("Надо валить") и другими.
Рабская психология - "приобретение" независимое, в том смысле, что её можно обнаружить у человека независимо от его возраста, социального статуса, происхождения, пола или образования.
Отвечая Вам здесь в блоге, должна признаться, что "зацепилась" за слово "лидерство" в Вашем письме и, как говорится, "в целом поддерживаю". Нельзя познать белое, не познав чёрного. Нельзя в стремлении постичь природу успеха возиться с лидерством и только с ним. Еще психолог Абрам Маслов говорил коллегам, что невозможно познать природу успеха и психического здоровья, изучая людей больных. И ровно также, на мой взгляд, невозможно познать феномен лидерства, убирая из рассмотрения всё то, что преграждает путь к личностному росту и самосовершенствованию.
А возвращаясь к вопросу обучения лидерству, Lean, философии Деминга и т.д., порекомендую следующее: сосредоточьтесь на тех, кому эти темы интересны, а не просто нужны по какой-нибудь причине. Ведь вы хотите ориентироваться на интеллектуальный авангард вашей компании. В чём загадка такого простого решения, вы сможете узнать из видео-эпизода программы 5 канала "Ночь на 5-м с Татьяной Черниговской" (в гостях психофизиолог Е.И.Николаева).
А возвращаясь к вопросу обучения лидерству, Lean, философии Деминга и т.д., порекомендую следующее: сосредоточьтесь на тех, кому эти темы интересны, а не просто нужны по какой-нибудь причине. Ведь вы хотите ориентироваться на интеллектуальный авангард вашей компании. В чём загадка такого простого решения, вы сможете узнать из видео-эпизода программы 5 канала "Ночь на 5-м с Татьяной Черниговской" (в гостях психофизиолог Е.И.Николаева).
Статьи по теме:
Авторитарный стиль управления. Вид снизу
Бережливое производство не равно Lean Prodution
Гарри Поттер против доктора Деминга
Комментариев нет:
Отправить комментарий