пятница, 5 апреля 2013 г.

Мы не рабы. Рабы не мы

"Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Дмитрий Самойлов из группы на FB дал мне ссылку на статью Валентины Горчаковой "Золотая рыбка не может быть на посылках". Я пришел в восторг от предложенного метода вычисления людей с рабской психологией. Но он в статье один. За доп. информацией Дмитрий посоветовал мне обратиться к вам. У нас тоже квази-обучение, но ситуация отличается от той, что описана в статье "Болевой порог и обучение".

В нашей компании учат всех. Разным вещам, но всех и регулярно. Специалисты группы фин. анализа в поисках статей экономии выступили за сокращение бюджета на обучение. Они не враги знаниям, но считают политику тотального обучения не обоснованной. К ним присоединились производственники, часть отделов продаж...

Меня как директора по продажам вообще не интересует, кто там больше обучаем, кто меньше. Одно дело - профмастерство, и для этого у нас наставники есть, и другое дело - лидерство. Перед тем, как людям говорить про философию Деминга или там про прогрессивную культуру Бережливого производства, наверное надо честно посмотреть на то, что у нас сейчас есть. Наши прогрессисты доморощенные своего же Деминга читают как Жванецкий говорил: "Тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали".

То, что у нас люди боятся всего - это факт. Трясутся за рабочие места, за премии, за расположение начальства. Но не спешите думать, что у нас стиль управления тоталитарный или что управляющая группа менеджеров создала такую культуру, что она страхи порождает. Или что у нас какая-нибудь жесткая KPI, или что мы одни в пустыне производственники, а людям не из чего выбирать на рынке труда. У нас всё нормально, в цехах не самый возрастной персонал, наследие Советской Власти тут ни причём...

Иногда говоришь с каким-нибудь из наших товарищей: "Ты зачем брак в открузку отдал? Ты на что рассчитывал?..." и поражаешься - он же уже какой-то там пояс получил в нашем клубе любителей философии Деминга, на него же денег уже немерено затрачено!... Я буду выступать за инвестиции в людей, которые этой рабской психологии лишены. Пусть у нас сохранят бюджет как есть, но сделают пост. профессиональное обучение возможностью, а не дармовым бонусом человеку за то, что он к нам устроился. Пусть на того, кто правда хочет большего, и тратят больше... А мне хотя бы еще пару признаков, как этих самых рябчиков определить, чтобы не тратить на них ни деньги, ни силы".

... По существу:

1. Как отличить человека свободного от человека с рабской психологией: "Погладь раба по голове - он наглеет". Этот рецепт от Валентины Горчаковой Вам уже знаком.

2. Человек с рабской психологией впадает в бешенство, когда его просят... убрать за собой. Он искренне считает, что если он нагадил (или его собачка), и это вам не нравится - то это ваша проблема. Ведь вам же не нравится. Терпите, убирайте, делайте с этим что-нибудь, только меня-раба не трогайте, мол, я-то тут при чём?

3. Человек с рабской психологией нападает изподтишка. Он находит на безопасном расстоянии кого-нибудь, кто слабее его, и выбирает целью своих нападок и излияний всей той желчи, что вырабатывают его никогда не спящие комплексы.

4. Рабу нужен хозяин. Не наставник, друг или даже поводырь, а хозяин, который будет смотреть на раба сверху вниз, унижать его, доставлять страдания и питать эмоции, в которых раб так нуждается. Исследователи-когнитивисты давно доказали, что люди гоняются не за счастьем в обывательском его понимании. Счастье для человека состоит в поиске и получении определенным образом окрашенных эмоций (для каждого своих), порой никак не связанных с материальным миром. В этой системе координат счастье раба - быть рабом и оставаться им.

5. Человек с рабской психологией носит маску милого, скромного, по-хорошему маленького человека. Он ищет жалости, ведь он "ничего не может". Его не смущает тот факт, что другие, гораздо более стесненные в возможностях, достигают большего. Он как бы не замечает сам того факта, что не является инвалидом, что у него есть руки, ноги, голова, родители, высшее образование и прочее. Среди таких много квазидураков. На истории успеха людей сильных и волевых они реагируют с восхищением. Но чтобы убедиться в том, что вы правы в своих подозрениях, покажите им пример иного свойства, где человек имея и в половину меньше, стал Личностью (Ник Вуйчич, например), добился успеха. От такого примера либо отмахнутся, либо отреагируют с раздражением. 

6. Когда свободному человеку плохо, он ищет того, кому он может помочь. Когда плохо рабу - он хочет, чтобы всем вокруг было еще хуже, и не дай вам бог оказаться рядом в такой момент: вас используют, чтобы сделать плохо кому-нибудь ещё.

7. Раб страдает самоотрицанием. Он не понимает, что истинное я человека - это то, как он ведёт себя, когда его никто не видит. Раб не может прилюдно пописать на городской площади, потому что это некрасиво и даже стыдно. Но для него не стыдно накакать в лифте. (В Петербурге из каждой проходной арки веет "свободой")...

8. Рабу все должны. Кто эти "все" и "за что должны" - не обсуждается. Блага других - получены этими "другими", по мнению раба, нечестным путём или в результате большого везения. Ему не повезло, и он обиделся на Жизнь. Поэтому он крадёт. Он не просто находит хорошего хозяина тому, что плохо лежит, он старается восстановить справедливость. Вообще они большие любители поговорить о справедливости. Сам же он не должен никому. И вы можете не тратить время на разъяснение того, что такое "ответственность"...

9. Человек с рабской психологией не любит учиться. Знания (особенно формирующие личность) делают человека свободным, они умножают скорбь, они вынуждают к выводам и действиям. Знания из головы обратно не выбросишь, поэтому раб внимательно следит за тем, чтобы в голову не попало ничего лишнего. Поскольку реальность сама по себе неплохой поставщик обучающей информации, то раб предпочитает "спать". Его взаимоотношения с миром упрощены до рефлекторных реакций на происходящее. Он не думает. Он прячется от реальности за бутылкой, за монитором компьютера или бесконечным самокопанием.

10. Раб радуется чужой беде и не упустит возможности пнуть упавшего.

11. Человек с рабской психологией утилитарно набожен. Он просит и надеется на чудо. Он может освоить длинные хоровые партитуры и священные тексты к ним. Но мысль "надо верить в себя хотя бы потому, что Бог внутри нас", им противна.

12. Человек с рабской психологией предпочитает толпу сплоченному трудовому коллективу, долго и порой изнурительно работающему над какой-то трудной задачей. Трудные задачи не так привлекательны для раба, как трудности жизни (порой, искусственные).

13. Человек с рабской психологией ищет свободы, понимая под этим волю и безнаказанность. Он не может переварить демократию, он тоскует по Хозяину. Ему нестерпима мысль о том, что его личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

14. Человек с рабской психологией злопамятен. Он помнит когда и на кого обижался. Он может годами вынашивать план мести.

15. Человеку с рабской психологией ни как не даётся загадка "что такое жизнь". Он не живёт, он отбывает на земле время, как в тюрьме. Когда режим вокруг него становится легче - он счастлив, когда суровее - он грустит, бычится и отучается улыбаться. Он не задумывается: зачем Господь наделил его мозгом с мириадами клеток, или как лучше распорядиться отпущенным временем. Он ищет, как лучше его убить и окружает себя всякого рода сжигателями времени.

16. Человек с рабской психологией хочет для себя лучшего, но старательно избегает собственного участия в создании лучшего. Создание чего-то классного им самим никак не возможно, потому что тогда ему придётся зауважать себя и сделать кому-то хорошо ни за что ни про что. И то, и другое внутреннему миру раба поперёк. Его представление о достаточности качества его труда, его производственную активность "в нужный" момент останавливает чёткая команда хорошо поставленным внутренним голосом: "Сойдёт и так!" А если вы несогласные  - смотрите пункт 2... 

17. Человека свободного никогда не застанешь за такими занятиями, как: беспрестанное цитирование умных мыслей великих людей; мусоление плохих новостей и чужой личной жизни, безадресная абстрактная критика ("В России невозможно жить"), троллинг и моббинг, подстрекательство к неконструктивным действиям и пораженчеству ("Надо валить") и другими.

Рабская психология - "приобретение" независимое, в том смысле, что её можно обнаружить у человека независимо от его возраста, социального статуса, происхождения, пола или образования. 

Отвечая Вам здесь в блоге, должна признаться, что "зацепилась" за слово "лидерство" в Вашем письме и, как говорится, "в целом поддерживаю". Нельзя познать белое, не познав чёрного. Нельзя в стремлении постичь природу успеха возиться с лидерством и только с ним. Еще психолог Абрам Маслов говорил коллегам, что невозможно познать природу успеха и психического здоровья, изучая людей больных. И ровно также, на мой взгляд, невозможно познать феномен лидерства, убирая из рассмотрения всё то, что преграждает путь к личностному росту и самосовершенствованию.

А возвращаясь к вопросу обучения лидерству, Lean, философии Деминга и т.д., порекомендую следующее: сосредоточьтесь на тех, кому эти темы интересны, а не просто нужны по какой-нибудь причине. Ведь вы хотите ориентироваться на интеллектуальный авангард вашей компании. В чём загадка такого простого решения, вы сможете узнать из видео-эпизода программы 5 канала "Ночь на 5-м с Татьяной Черниговской" (в гостях психофизиолог Е.И.Николаева).


Статьи по теме:

Авторитарный стиль управления. Вид снизу
Бережливое производство не равно Lean Prodution
Гарри Поттер против доктора Деминга

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.