Принято считать, что новая идея, появившаяся на пороге компании, должна пройти через фронт сопротивления ей по классической кривой роста-спада пессимизма. Если менеджер смог что-то изменить, пробиться через тернии и препоны, то он, во-первых, "может расслабиться", а во-вторых, он, если не герой, то точно профессионал своего дела. Причём само дело это предполагает, что Сопротивление и Отрицание - встретятся на его пути первыми.
Такие представления усыпляют бдительность менеджеров по развитию. Если идея изначально принята хорошо, то они спешат праздновать победу и оказываются не готовы ко второму акту, а точнее сказать - отложенному первому акту сопротивления. Когда спустя какое-то время новация тонет, накрытая волной "внезапно" начавшегося протеста, происходящее неверно истолковывается, а репутация Развивающего оказывается под угрозой. Предполагается, что он ничего такого революционного в компанию и не приносил ("мы узнали, и нам сразу понравилось"), а после ему "не хватило мастерства", чтобы довести дело до конца. Развивающие начинают ломать голову: что пошло не так, ведь всё так хорошо начиналось? Их авторитет и самооценка падают, как и общий энтузиазм компании по отношению к переменам. Однако, как правило, Развивающему просто не хватает знаний и навыка, чтобы узнать в инновации... "серую белку".
Эти милые зверьки были сфотографированы мною неделю назад в ближайшем пригороде Турина. Многие горожане приезжают в окрестные парки подкормить таких забавных, на редкость смелых и умных ушастых. Они появились вдали от городов то ли в результате
эколого-биологического эксперимента, то ли по недосмотру частного
владельца пары таких зверушек, привезенных из Америки. Иногда в супермаркетах мне доводилось видеть детей и взрослых, покупающих пригоршню дешёвых орехов специально для того, чтобы в выходные поехать на окраину "в гости к белкам".
Однако недавно в итальянской прессе стали появляться статьи, наполненные тревожными нотами. Восторг и умиление неожиданно сменились тревогой.
Всё дело в том, что родные Пьемонту белки - коричневые. Они спят зимой, боятся человека, более разборчивы в еде и не торопятся становиться родителями. Серые белки, едва ли не в прямом смысле, беспрепятственно "спустились с гор", вытесняя коренное население с насиженных мест. Серые не спят зимой, любят позировать перед фотокамерами, не смущаются соседством с помойками, дают потомство через 3 месяца и совершенно не хотят рассматривать коричневых как объект для обмена генетическим материалом.
Когда серые белки "вошли в Турин", общественность забила тревогу. Но почему? Никакой угрозы эпидемии, уничтожения лесов или чего-то подобного с собой серые белки не принесли. Ничего, кроме обеспокоенности экологов и биологов за судьбу коричневых тревожные статьи не содержат. Любопытно другое. Именно то, что радовало людей поначалу, теперь ставится им в вину. Серые слишком умные, слишком активные, слишком сильные, и как всё "слишком такое" вызывает протест само по себе.
Рассматривая чучело коричневой белки в частном музее, я думала об уроке, который содержит этот пример не эволюционного развития системы. Вмешательство человека: было ли оно случайным? Был ли замысел, скажем, предложить коричневым стратегический альянс для выживания в новом мире?
"Мне скучно, бес" - говорит Культура компании, - "Почему бы и нет? Здорово! Современно! Давайте попробуем". Но как только новое в полной мере проявляет себя, родное сердцу, привычное своё, обленившееся на фоне стабильно спокойного жизненного сценария, вдруг приобретает особенную ценность. (Коричневые белки хоть и были слабоваты, не мешали нам жить, они дороги нам как память. А эти серые - они слишком... серые).
Компании и не думают пересматривать прошлые установки (идеи, стереотипы), наполнять новой ценностью своё прежнее. Они бросают все силы на то, чтобы просто отрицать это новое. Слабенькое, но понятное, не лишающее покоя и предсказуемое своё всегда лучше нового, которое "слишком". Polaroid, Kodak и многие другие предпочли умереть, держась за прежние пристрастия в R&D. По той же причине посредственная диссертация будет защищена быстрее и "дешевле", чем будоражащая умы. По той же причине школьные классы и трудовые коллективы не жалуют слишком ярких новичков. И по той же причине идеи, поначалу принятые на ура, через какое-то время сталкиваются с волной сопротивления. И это очень важно учитывать как самим агентам перемен, так и HR, и их общим боссам. Оценка результатов проектов изменений не является полной и грамотной, если не учтены в полной мере ситуационные факторы, тем более, если они попросту не замечены.
Однако недавно в итальянской прессе стали появляться статьи, наполненные тревожными нотами. Восторг и умиление неожиданно сменились тревогой.
Всё дело в том, что родные Пьемонту белки - коричневые. Они спят зимой, боятся человека, более разборчивы в еде и не торопятся становиться родителями. Серые белки, едва ли не в прямом смысле, беспрепятственно "спустились с гор", вытесняя коренное население с насиженных мест. Серые не спят зимой, любят позировать перед фотокамерами, не смущаются соседством с помойками, дают потомство через 3 месяца и совершенно не хотят рассматривать коричневых как объект для обмена генетическим материалом.
Когда серые белки "вошли в Турин", общественность забила тревогу. Но почему? Никакой угрозы эпидемии, уничтожения лесов или чего-то подобного с собой серые белки не принесли. Ничего, кроме обеспокоенности экологов и биологов за судьбу коричневых тревожные статьи не содержат. Любопытно другое. Именно то, что радовало людей поначалу, теперь ставится им в вину. Серые слишком умные, слишком активные, слишком сильные, и как всё "слишком такое" вызывает протест само по себе.
Рассматривая чучело коричневой белки в частном музее, я думала об уроке, который содержит этот пример не эволюционного развития системы. Вмешательство человека: было ли оно случайным? Был ли замысел, скажем, предложить коричневым стратегический альянс для выживания в новом мире?
"Мне скучно, бес" - говорит Культура компании, - "Почему бы и нет? Здорово! Современно! Давайте попробуем". Но как только новое в полной мере проявляет себя, родное сердцу, привычное своё, обленившееся на фоне стабильно спокойного жизненного сценария, вдруг приобретает особенную ценность. (Коричневые белки хоть и были слабоваты, не мешали нам жить, они дороги нам как память. А эти серые - они слишком... серые).
Компании и не думают пересматривать прошлые установки (идеи, стереотипы), наполнять новой ценностью своё прежнее. Они бросают все силы на то, чтобы просто отрицать это новое. Слабенькое, но понятное, не лишающее покоя и предсказуемое своё всегда лучше нового, которое "слишком". Polaroid, Kodak и многие другие предпочли умереть, держась за прежние пристрастия в R&D. По той же причине посредственная диссертация будет защищена быстрее и "дешевле", чем будоражащая умы. По той же причине школьные классы и трудовые коллективы не жалуют слишком ярких новичков. И по той же причине идеи, поначалу принятые на ура, через какое-то время сталкиваются с волной сопротивления. И это очень важно учитывать как самим агентам перемен, так и HR, и их общим боссам. Оценка результатов проектов изменений не является полной и грамотной, если не учтены в полной мере ситуационные факторы, тем более, если они попросту не замечены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий