среда, 29 апреля 2009 г.

Спросите Хью

Юлия Гречанинова из Череповца спрашивает: "Нет ли у вас каких-либо примеров кристального лидерства? К сожалению, глава в "Импрувменте" на эту тему очень короткая, а в интернете ничего не найти. Курс по социогеномике я не изучала, так что мне трудно дешифровать образы героев рекомендованных кинофильмов. Даже в учебном фильме о Крауне я толком ничего не поняла... Тема кристального лидерства и гармоников меня интересует и вообще, и конкретно. Они же тоже не всегда самые-самые главные, они ведь как-то подчиняются, идут на компромиссы? Или если он есть среди учередителей или равных партнеров, но другой постоянно претендует на главенство и требует оказания соответствующих почестей, признания его лучшим, главным, крутым и т.д., то как такой лидер будет ко всему этому относиться? Может, некоторые ситуации просто окажутся унизительными, провокационными. Я плохо представляю себе поведение кристального лидера в таких ситуациях и поэтому начинаю думать, что он может быть в бизнесе только сам по себе. В смысле только генеральным директором".

вторник, 28 апреля 2009 г.

Лучше Позднер, чем Никогдар

Смотрела вчера вечером по первому ТВ-каналу диалог Владимира Позднера с вице-президентом РСПП и председателем правления Института современного развития Игорем Юргенсом. Как всегда познавательно. Из всего сказанного одна реплика гостя студии резанула ухо. Юргенс говорил о важности человеческого капитала, о необходимости относиться к нему, как к стратегической задаче. При этом он считает (предполагается как очевидная аксиома), что нынешние безработные, пребывающие числом в регионах - это неэффективный персонал, от которого избавились. Плохо работающих или не умеющих работать надо учить и мотивировать.

понедельник, 27 апреля 2009 г.

суббота, 25 апреля 2009 г.

Пределы патологической лояльности

Сегодня я рассталась с партнером, с которым прожила вместе десять лет. Я была с ним все годы становления его бизнеса и поддерживала не словом, а делом. То есть деньгами. Я прощала ему все: сомнительную смену имиджа, часовые ожидания на телефоне, неопытность и хамство его тогда еще первых операторов, провалы в памяти и даже жадность. Как земляки, мы понимали друг друга без слов. Точнее без слова. Это слово он всегда скромно пропускал в нацеленной на таких, как я, телевизионной рекламе. Но мы-то знали, что надо слышать: «Моё будущее зависит от тебя».

воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Какие бывают директора по развитию

управление изменениями, нацеленное на развитие»

Недавно меня спросили: «Существует ли какая-нибудь классификация директоров по развитию, ну, кроме той, что одни развивают бизнес, а другие организацию». Я ответил, что, если отталкиваться от дифференцирующей шкалы изменений, то такую градацию составить просто. Но вот ещё кое-что я не сказал из опасений, что собеседники примут это на свой счёт и обидятся.

… Едва ли только самые трусливые из нас хотя бы раз в жизни не задавались вопросом: «А такую ли жизнь я проживаю, какую мог бы прожить? Если я способен на большее, почему я имею сегодня такую профессию, такую должность, такие доходы, такое окружение? Где мои юношеские мечты и амбиции? Как так вышло, что сегодня я довольствуюсь таким положением?». Вопросами-то мы все задаёмся (почти все), но только единицы из нас, глядя в своё отражения в зеркале, говорят: «Нет, надо что-то менять!». И предпринимают не просто «некоторые усилия» по изменению расписания, режима труда и отдыха, списков чтения и прочее. Они силой воли и характера окончательно и бесповоротно меняют в себе именно то, что так упорно и долго сбивало с истинного пути. Кто-то преодолевает робость и начинает работать на себя, а не на дядю. Кто-то меняет профессию. Кто-то ударными темпами начинает навёрстывать упущенное в обучении и переходит на новый качественный профессиональный уровень.

Так вот и компании время от времени задаются похожими вопросами. И директора по развитию - сила воли и характер предприятия - и делятся на две большие группы: одни способны только на то, чтобы найти убедительное оправдание имеющемуся положению дел и «обслуживают ситуацию» (описывают бизнес-процессы, пишут регламенты, правила, получают ИСО-сертификат, проводит в жизнь генеральские идеи), а другие просто помогают компаниям измениться.

понедельник, 13 апреля 2009 г.

"Спор в законе" или "Как работодателю и директору по развитию найти друг друга"

Что ж, уважаемые коллеги по Кинсмарк Групп, следуя известной договоренности, я нашла, наконец, время и до конца прошла процедуру размещения резюме на hh.ru. В качестве отчетных выводов могу назвать следующие:

1. "Слухи о том, что новый hh быстрый и удобный, несколько преувеличены". Пожалуй, соглашусь. После долгого перерыва контраста со знаком плюс я не заметила, на размещение скромного объема информации ушло 3 вечера во многом из-за того, что при попытке сохранить шаг с убивающим постоянством появлялось сообщение о недоступности сервера и предложение повторить попытку позже.

2. "Одни и те же работы можно делать очень по-разному, и часто должность одна, а функции про другое совсем, и нигде не разместить пояснений". Тут соглашусь тоже. Предполагается по умолчанию, что резюме должно говорить само за себя, оставлять однозначное представление о человеке. Также по умолчанию предполагается, что читать умеют все, и читать резюме тоже все умеют. Но каждый, кто когда-либо занимался подбором персонала, знает, что это не так. И дело вовсе не в том, что "людей нужно учить писать резюме", а в том, что писатель вкладывает в слова свою семантику, а читатель - свою...

понедельник, 6 апреля 2009 г.

Дарвин - наш человек

Прочла в деловом журнале: «Кризис – экзамен для менеджмента. Неэффективно управляемые бизнесы погибнут, передовые останутся». И далее о том, какой шанс получают сильные и продвинутые… Обратимся к курсу МВА по теории организации и учебнику биологии для 10 класса. Компании, как считает Питер Сенге, - это живые организмы. А Дарвин по поводу выживания этих самых живых организмов писал: "Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам". Внимание! Не продвинутые, эффективно управляемые, почивающие на лаврах, а всего лишь «быстрее других приспосабливающиеся». Следуя логике исходного мнения, все компании, лишенные способности чувствовать рынок, не обладающие маркетингом – этим органом чувств и дешифровки - должны умереть. Ничего подобного! Затаились, пояса подтянули, на голодный паек пересели, вспомнили, как оно - дебиторку возвращать, – и ничего, еще лет 20 обойдемся без менеджмента с маркетингом. Приспособились, как смогли.

Сократили рабочий день. Интересно: раньше не хватало времени на разработку стратегий, систем оплаты и оценки, ТЗ на автоматизацию, описания процессов, наконец; сейчас время появилось, но нет: использовать его в этих целях никак не позволительно. Со стратегиями, продвинутым менеджментом с маркетингом и дурак выживет, а ты вот извернись без всего этого. Мы всем докажем, что «слухи о ценности менеджмента для дела сильно преувеличены». И эту песню не задушишь, не убьешь. У нас часто «приспособиться» - это не проявить гибкость и эффективность, это прикинуться дохлым опоссумом, окопаться и переждать.

пятница, 3 апреля 2009 г.

Будущее как "предмет труда"

Либо ты в настоящем, либо в будущем. Такое вот проявление профдеформации личности. И только, пожалуй, единственный бонус, который его извиняет - любование вариантом будущего в настоящем¹. Умеешь – хорошо. Не умеешь – пропал. В компании, которая мечется, не знает, куда идет, и не осознает последствий своего выбора, должен быть хотя бы один человек, обладающий видением. Лучше всего, когда таков руководитель предприятия, но так бывает крайне редко.

Ни единого раза в общении на тему «найм директора по развитию» мне не приходилось обсуждать (что с заказчиками, что с кадровиками) важность способности к прогнозированию, к взаимодействию с банком вариантов. Причин тому вижу две: во-первых – сложная и интимная тема (как «кино не для всех»), во-вторых – близка опасность понимать под этим исключительно экономические аспекты будущего и искать в лице импрувера карманного оракула (угадай-ка цену на нефть или курс доллара). А вакансию закрыть надо. Как быть?

Во-первых, человек родился не вчера, и можно поинтересоваться, как часто и каким образом сбывались его прогнозы в прошлом, на что эти прогнозы были направлены.
Затем можно обсудить отношение человека к процессу принятия решений. Оно у импруверов специфическое. Так что если кандидат начинает мычать – значит перед вами самозванец. У импруверов особые отношения со Временем. Такими особенными они становятся на фоне всеобщего отношения, где большинство не замечает и не чувствует время. Научить этому, увы, нельзя, но выявить можно. Человек, который пришел в вашу компанию в целях провести улучшения, не интуитивно ищет, он уже нашел. Он претендует на профессиональный подход к улучшениям. Это важно понимать. Профессионал не может стать таковым, прежде не задавая себе метафизических вопросов и не получив на них свои ответы.

Допускаю, что Время и Будущее – темы не для рядового собеседования. Но отношение кандидата к процессу принятия решения можно узнать. Оно у импруверов базируется на осознании понятий: настоящее, многовариантность, будущее. Принятие решение - акт взаимодействия с ними. Настоящее - это срез пространственно-временного континуума, переводящий многовариантное будущее в одновариантное прошлое. И часто неплохо понимать не только причинно-следственные связи принятия конкретного решения и не только его последствия, но и то, каковы варианты будущего, которые были отсечены.
Импрувер – редкая профессия, которой человек овладевает не по сознательному выбору, а следуя за своей судьбой, дающей ему необходимые таланты и испытания. Так что применительно к импруверам можно вспомнить Сомерсета Моэма: "...человек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть...". Он не может не быть человеком будущего.

¹- Мысль навеяна сакурой, цветением которой мы любовались на вилле Боргезе в Риме в первых числах марта. В Японии он начинается после 27 марта.

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.