Ох уж эти споры-рассуждения о заочной оценке наставника. Как выбирая его не ошибиться, какие бумажки спросить, какие сведения искать в резюме... Все они разбиваются об одну единственную вещь: наличие у вопрошающего истинной нужды, что выражается и решимости действовать и, прежде всего, учиться...
Истории, наподобие тех, что я выбрала в качестве примеров, обладают удивительным магнетизмом, они всегда находят отклик в сердцах людей. Три эти истории, из которых одна реальная, другая почти реальная и третья вымышленная, имеют двух героев, а не одного. Оказавшись перед вызовом Судьбы, главный герой решает учиться и выбирает в качестве наставника персонаж весьма спорный, но который в итоге приводит его к победе как над проблемой, так и над самим собой.
Кроме веры в собственный инструментарий этих педагогов-самозванцев объединяет масса черт, по которым я и рекомендую дорогим руководителям компаний распознавать их. Я не хочу сказать, что тренеры, обладающие всеми маркерами и регалиями, хуже. Вовсе нет. Я лишь уточняю, что никакой диплом, стаж или "три буквы" не являются маркерами профессионализма и не гарантируют результат именно в вашем случае. Итак, заметим:
1. Слово "самозванец" к наставникам-самородкам в общем-то неприменимо, поскольку они никуда не вызываются сами. Они тихо сидят по своим углам, самозанятые в том, что им нравится, и о продажах своих (именно тренерских) компетенций вспоминают реже всего. (Именно поэтому ЦУП берет на себя функцию рекомендателя).
2. У них трудный характер. Они либо самодостаточны, либо не особенно публичны. Когда в дверях появляется искатель их помощи, они вовсе этому не рады, в том смысле, что не испытывают "восторга коммерческой удачи". Они ведь этого не ждали, поэтому им приходится доказывать, что вошедший не ошибся дверью. Попытки вызвать их на монолог о собственной эффективности чреваты расставанием. Они не будут вас ничего доказывать, им это не нужно.
3. Никакой другой мотивации, кроме "я хочу", они не признают. Если вы чего-то не можете, значит – не хотите. Приходите когда захотите. В философские дебаты они не вступают.
4. Ваш возраст, статус и опыт лишений не имеют значения. Они сами готовы учиться у того, кого встретили на жизненном пути и в неравную позицию "ученик – учитель" не становятся. Это общение "на равных", хоть и "на Вы", часто кажется бестактностью. Разница в том, что вы заранее знаете, чему хотите у него научиться, а он сможет сказать, чему научился у вас, только в конце общего пути.
5. По той же причине (из-за отсутствия трепета перед вашими регалиями/опытом/возрастом) они кажутся дурно воспитанными. Будь вы хоть король английский – терять на вас время, разгребая ваши сомнения и страхи, – увольте. Вы или работаете, или нет. И жалеть вас тоже никто не будет. Монарх вы или ребенок – с вас будут снимать три шкуры. Вы можете жаловаться, но пытаться воспитывать наставника бессмысленно, ваш "проект" просто прекратится.
6. Они никогда не открывают заранее суть своих методик. Это происходит не от страха кражи интеллектуальной собственности, а от того, что работа идёт "под задачу". Они не применяют одно лекарство во всех случаях, а меняют средства и методы по ходу дела.
7. Они никогда не дадут вам заранее подробный план работ и не назовут точную дату получения результата. Сможете ли вы дойти до этого самого результата, они сами-то поймут только спустя некоторое время. Когда? Когда незаметно сами для себя вы пройдёте их тесты. "Сними куртку. Повесь. Надень куртку... Сними куртку. Повесь. Надень куртку..." Заметному прорыву предшествует период доводящей до бешенства "бесполезной рутины". Будьте готовы не понимать, ругаться, жаловаться и кидаться в наставника "гнилыми помидорами".
8. Обнаружив в конце концов обаяние подлинности их личностных качеств, их настоящность и ценность, потом – после всего пережитого – вы от чистого сердца захотите заплатить им сверх гонорара. Теперь он покажется вам слишком маленьким. Не стоит. И не стоит с ними спорить из-за цены в самом начале (она покажется вам слишком большой). Просто заплатите вовремя (часто это лучшее в финансовой части отношений), а если хотите выразить благодарность – посоветуйте их кому-нибудь из своих знакомых.
См. также по теме:
1. Академическая гребля под себя как устойчивый тренд.
2. Нассим Талеб в книгах «Чёрный лебедь» и «Антихрупкости» упоминает исследования, доказывающие, что именитые экономисты и социологи чаще ошибаются в своих прогнозах, нежели неизвестные учёные.
|
|
|
Мне приходят не только письма резидентов Гильдии, клиентов или читателей нашего журнала, приходят и жалобы. Редко. Но какие это жалобы!.. На этот раз Центр Управления Полётами "оказался неправ" в том, что "посоветовал не того специалиста".
Ход событий был традиционным: в ходе длительной переписки с предприятием мы вынесли заочное суждение о том, в чем суть проблемы управления. Переписка велась по всем законам жанра так долго, насколько это требовалось для прояснения картины: в операциональных высказываниях, со всеми "5 почему" и т.п. Не лишним будет заметить, что письма нам писались руководителями предприятия (HR + исполнительный директор) в рабочее оплачиваемое им время, а наши ответы – нет. В клубе Kinsmark.com работают не за деньги, а по убеждению, поэтому у нас нет резона затягивать беседы.
Долго отделяя причины от следствий, удалось докопаться до лакуны в эволюции статуса лидера, которая вполне спокойно закрывается обучением. На основании гипотезы о том, что именно и с кем нужно делать, была сформулирована следующая гипотеза – кто именно сможет это сделать. Рекомендация Kinsmark дорогого стоит, именно её мы и дали, приложив к резюме человека ссылки и всё то, что положено знать "больному" о "враче". А именно то, что этот врач... вылечивает. Не прикладывает сертификаты или дипломы к больному месту, не возводит в учёную степень проблему (возможно, по причине отсутствия степени; см. мнение Дениса Драгунского), а вылечивает.
Заочный портрет специалиста компанию не вдохновил. В ответ прилетел перечень сомнений, а также просьба дать 100%-е гарантии результативности Агента перемен в этой компании, список телефонов руководителей предприятий "уровня ГазПрома", где такие же проблемы им уже были успешно решены, план работ с подробным описанием "а как он это будет делать" и аргументацию по поводу эффективности применяемых им авторских методик. На что мы ответили, что всегда будет рады помочь компании, когда компания будет к помощи готова сама. К моему личному удовольствию, наш ответ был простым, лишённым умничания (скажем, цитирования восточных мудростей вроде "когда Ученик готов, приходит Учитель"), но для компании, конечно же, обидным...
Предприятие можно понять – мы ведь и сами из таких же предприятий, а не из консалтинговых лабораторий. Ясно то, что здесь рекомендации Kinsmark не так ценны, как собственные страхи, и к тому же нет опыта сотрудничества с талантами. Вот ради комментария к последнему и вся заметка.
Ход событий был традиционным: в ходе длительной переписки с предприятием мы вынесли заочное суждение о том, в чем суть проблемы управления. Переписка велась по всем законам жанра так долго, насколько это требовалось для прояснения картины: в операциональных высказываниях, со всеми "5 почему" и т.п. Не лишним будет заметить, что письма нам писались руководителями предприятия (HR + исполнительный директор) в рабочее оплачиваемое им время, а наши ответы – нет. В клубе Kinsmark.com работают не за деньги, а по убеждению, поэтому у нас нет резона затягивать беседы.
Долго отделяя причины от следствий, удалось докопаться до лакуны в эволюции статуса лидера, которая вполне спокойно закрывается обучением. На основании гипотезы о том, что именно и с кем нужно делать, была сформулирована следующая гипотеза – кто именно сможет это сделать. Рекомендация Kinsmark дорогого стоит, именно её мы и дали, приложив к резюме человека ссылки и всё то, что положено знать "больному" о "враче". А именно то, что этот врач... вылечивает. Не прикладывает сертификаты или дипломы к больному месту, не возводит в учёную степень проблему (возможно, по причине отсутствия степени; см. мнение Дениса Драгунского), а вылечивает.
Заочный портрет специалиста компанию не вдохновил. В ответ прилетел перечень сомнений, а также просьба дать 100%-е гарантии результативности Агента перемен в этой компании, список телефонов руководителей предприятий "уровня ГазПрома", где такие же проблемы им уже были успешно решены, план работ с подробным описанием "а как он это будет делать" и аргументацию по поводу эффективности применяемых им авторских методик. На что мы ответили, что всегда будет рады помочь компании, когда компания будет к помощи готова сама. К моему личному удовольствию, наш ответ был простым, лишённым умничания (скажем, цитирования восточных мудростей вроде "когда Ученик готов, приходит Учитель"), но для компании, конечно же, обидным...
Предприятие можно понять – мы ведь и сами из таких же предприятий, а не из консалтинговых лабораторий. Ясно то, что здесь рекомендации Kinsmark не так ценны, как собственные страхи, и к тому же нет опыта сотрудничества с талантами. Вот ради комментария к последнему и вся заметка.
Истории, наподобие тех, что я выбрала в качестве примеров, обладают удивительным магнетизмом, они всегда находят отклик в сердцах людей. Три эти истории, из которых одна реальная, другая почти реальная и третья вымышленная, имеют двух героев, а не одного. Оказавшись перед вызовом Судьбы, главный герой решает учиться и выбирает в качестве наставника персонаж весьма спорный, но который в итоге приводит его к победе как над проблемой, так и над самим собой.
Кроме веры в собственный инструментарий этих педагогов-самозванцев объединяет масса черт, по которым я и рекомендую дорогим руководителям компаний распознавать их. Я не хочу сказать, что тренеры, обладающие всеми маркерами и регалиями, хуже. Вовсе нет. Я лишь уточняю, что никакой диплом, стаж или "три буквы" не являются маркерами профессионализма и не гарантируют результат именно в вашем случае. Итак, заметим:
1. Слово "самозванец" к наставникам-самородкам в общем-то неприменимо, поскольку они никуда не вызываются сами. Они тихо сидят по своим углам, самозанятые в том, что им нравится, и о продажах своих (именно тренерских) компетенций вспоминают реже всего. (Именно поэтому ЦУП берет на себя функцию рекомендателя).
2. У них трудный характер. Они либо самодостаточны, либо не особенно публичны. Когда в дверях появляется искатель их помощи, они вовсе этому не рады, в том смысле, что не испытывают "восторга коммерческой удачи". Они ведь этого не ждали, поэтому им приходится доказывать, что вошедший не ошибся дверью. Попытки вызвать их на монолог о собственной эффективности чреваты расставанием. Они не будут вас ничего доказывать, им это не нужно.
3. Никакой другой мотивации, кроме "я хочу", они не признают. Если вы чего-то не можете, значит – не хотите. Приходите когда захотите. В философские дебаты они не вступают.
4. Ваш возраст, статус и опыт лишений не имеют значения. Они сами готовы учиться у того, кого встретили на жизненном пути и в неравную позицию "ученик – учитель" не становятся. Это общение "на равных", хоть и "на Вы", часто кажется бестактностью. Разница в том, что вы заранее знаете, чему хотите у него научиться, а он сможет сказать, чему научился у вас, только в конце общего пути.
5. По той же причине (из-за отсутствия трепета перед вашими регалиями/опытом/возрастом) они кажутся дурно воспитанными. Будь вы хоть король английский – терять на вас время, разгребая ваши сомнения и страхи, – увольте. Вы или работаете, или нет. И жалеть вас тоже никто не будет. Монарх вы или ребенок – с вас будут снимать три шкуры. Вы можете жаловаться, но пытаться воспитывать наставника бессмысленно, ваш "проект" просто прекратится.
6. Они никогда не открывают заранее суть своих методик. Это происходит не от страха кражи интеллектуальной собственности, а от того, что работа идёт "под задачу". Они не применяют одно лекарство во всех случаях, а меняют средства и методы по ходу дела.
7. Они никогда не дадут вам заранее подробный план работ и не назовут точную дату получения результата. Сможете ли вы дойти до этого самого результата, они сами-то поймут только спустя некоторое время. Когда? Когда незаметно сами для себя вы пройдёте их тесты. "Сними куртку. Повесь. Надень куртку... Сними куртку. Повесь. Надень куртку..." Заметному прорыву предшествует период доводящей до бешенства "бесполезной рутины". Будьте готовы не понимать, ругаться, жаловаться и кидаться в наставника "гнилыми помидорами".
8. Обнаружив в конце концов обаяние подлинности их личностных качеств, их настоящность и ценность, потом – после всего пережитого – вы от чистого сердца захотите заплатить им сверх гонорара. Теперь он покажется вам слишком маленьким. Не стоит. И не стоит с ними спорить из-за цены в самом начале (она покажется вам слишком большой). Просто заплатите вовремя (часто это лучшее в финансовой части отношений), а если хотите выразить благодарность – посоветуйте их кому-нибудь из своих знакомых.
См. также по теме:
1. Академическая гребля под себя как устойчивый тренд.
2. Нассим Талеб в книгах «Чёрный лебедь» и «Антихрупкости» упоминает исследования, доказывающие, что именитые экономисты и социологи чаще ошибаются в своих прогнозах, нежели неизвестные учёные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий