понедельник, 9 февраля 2015 г.

Просто другие и Любовь.

Иногда подписчики шутят в сообщениях, мол, "вот вы всё про change-management да про развитие, а тема секса в блоге остаётся не раскрытой". :) ... А вот и неправда: про Любовь, без которой никуда в нашей работе, я писала несколько раз. Но сегодня...

Сегодня я сначала хочу спросить вас: что вы видите, когда провожаете взглядом идущих рука об руку двух седых "ветеранов брака"; когда замечаете целующуюся парочку;  кого-то, кто терпеливо сносит капризы близкого или не дыша следит за каждым движением своего кумира? Любовь многолика, и до недавнего времени мне каждый раз казалось, что я вижу именно её.

Много лет назад у кого-то из великих я наткнулась на красивый вопрос: "Глядя на прохожих в дождливый день из окна или с балкона, что ты видишь: людей? или зонты, пальто и шляпы?" Это один из базовых принципов работы с информацией - спрашивать себя каждый раз: "Что ты видишь?" Но я и подумать не могла, что вижу признаки, атрибуты, оттиски во времени, но не процесс. К сожалению, понимание этого не передаётся воздушно-капельным, информационно-образовательным путём. Тебе или везёт или нет. Мне повезло. Два года назад (всего два!, а не 22), вечером, в более чем людном месте, совершенно неожиданно, прямо перед собой я вдруг увидела Любовь. Она была замаскирована под танец.

Деревянный помост - танцплощадка в городском саду, на сцене в глубине "ракушки" немолодой DJ разогревает колонки мелодиями 50-х - обычная для этого места суета ожидания хорошего субботнего вечера. Рядом отрытое кафе, воркующие компании всех возрастов, носящиеся с визгом дети, аромат гриля в июльском воздухе. Через час с небольшим музыка станет громче, ряды стульев займут члены городского танцевального клуба, будут танцы. Мы - случайные прохожие - их не увидим, у нас другие планы. Мы решаем допить свой кофе под каштаном и поглазеть на несколько пар, танцующих под старую французскую мелодию...

Те двое, что ближе всего к нам - х! :) как неловко у них выходит.... Однако,... в их 70 с хвостиком или в 80... - молодцы.

Я не помню ни мелодии, под которую они танцевали, ни названия танца, который составляли их повторяющиеся па, ни происходящего вокруг. Для этих двоих не существовало ничего, кроме музыки, а для меня - ничего, кроме истории, которую они рассказывали о себе всем, кто готов был их услышать. Их лица были скорее усталыми и сосредоточенными. Особенно у неё. Дама безусловно умела танцевать, у неё удивительно легко выходила каждая фраза, которую она помнила. Когда она вдруг начинала сомневаться, кавалер мягко направлял, и она находилась всего за мгновение до ошибки.

А вот он не умел танцевать совершенно. "Неуклюжий", - будет, пожалуй, самым мягким из определений. Даже вместо чувства ритма у него был вышколенный навык слышать акцент в музыкальной фразе. Она не гордилась своим кавалером. Она разрешала ему танцевать с собой... Нет, она делала вид, что хотела бы танцевать с кавалером получше. Но она знала, и это читалось тоже, что она ему абсолютно доверяет здесь и сейчас...

Сколько же времени понадобилось ему, чтобы досконально выучить все эти па? Чего ему стоило и стоит выходить на площадку, не стесняясь конкуренции с теми, кто владеет своим телом хотя бы сносно? Сколько труда он положил на то, чтобы его любимая женщина (со знакомыми так не танцуют) никогда никогда никогда не была без пары? Сколько обезоруживающего в этом его взгляде вниз, на свои туфли, на её шею, её плечо и снова вниз. Никогда в сторону, ни разу "в зал". "Смотрите на неё, не на меня. Смотрите, как она танцует. Смотрите, какая у меня жена". Что питало его упорство все эти годы тренировок - не имело теперь никакого значения. Все эти годы он любил её. Тот самый золотой рецепт счастливого союза ("Он любит, она отвечает взаимностью, а не наоборот") - вот он. Она танцевала с настоящим мужчиной и понимала это...

И в какой-то момент я со всей очевидной ясностью увидела ..... Это происходило прямо сейчас, в эту самую секунду передо мной. "Что ты видишь? - спросила я себя. Любовь. Я видела Любовь. И осознание этого было таким незнакомым и шокирующим, таким фатально раздевающим, что я только и смогла, что внутренне одёрнуть поднимающуюся горлом волну: "Отставить слёзы!"...

А эти двое всё повторяли свои па. "Я люблю тебя, я люблю тебя", - говорил он ей своими жестами, своим танцем. "Я знаю. И я люблю тебя. Конечно люблю". И всё то, что невозможно передать человеческим языком, происходило и могло быть прочитано не умом и возможно не сердцем, а чем-то, что формирует внутренний взор, чем-то, что игнорирует твою готовность воспринимать, настроение и прочие "если", чем-то, что формирует опыт и понимание сути вещей.

Танец закончился, он взял её за руку и они пошли в сторону от нас, судя по всему, встречать знакомых. Пошли ровно также, как сотни других пар, увиденных ранее и которые все одинаково вызывали у меня непросвещенное умиление. О, нет. Теперь, когда я вижу мужчину и женщину, идущих взявшись за руки - это.... мужчина и женщина, идущие взявшись за руки. И может быть никто и нигде больше не разрешит мне услышать снова эту музыку сфер. Так я думала, вполне себе отдавая отчёт в том, что такое нельзя ни спланировать, ни спрогнозировать; да и подготовиться к такому заранее тоже нельзя.

***

Две недели назад я была по делам в Риме. Меня пригласили на концерт школы для учеников с особенностями развития. Опыт как и тема для меня не новы, в том смысле, что эмоции вокруг "как жаль" уступили место интересу к труду и усилиям людей с иной, нежели мы - обычные - человеческой судьбой.

Люди с синдромом Дауна или аутизмом воспринимают музыку совершенно особым образом. Им трудно выразить себя, а в музыкальном спектакле перед публикой это еще сложнее. Взрослые люди (от 30 до 50 лет), они почти год репетировали удивительный музыкальный спектакль.

Свет, композиции, акценты, роли - ничего случайного. Никаких декораций. Костюмы и грим условны. Блестящая работа коллектива школы и особенно педагога и режиссёра Enzo Mazzone. Перед началом двухактного мюзикла он рассказывает публике, что ей предстоит увидеть, даёт пояснения, просит зал не фотографировать со вспышкой, и свет гаснет...

Мне доводилось бывать в знаменитых, лучших театрах, драматических, оперных. Но всегда, всегда в зале находился кто-то, кто в паузах ожидания кашлял или шуршал обёрткой от конфеты. В зале церкви на площади Vallauri вечером 1 февраля была гробовая тишина. Более трёхсот (!) человек, среди которых молодые люди в инвалидных колясках и гиперактивные непоседы с сопровождающими - все как один растворились в темноте... У актёров, что выступали в тот вечер, много друзей и близких. По сути весь зрительный зал - это были близкие, друзья и родственники. Ничем иным это единство дыхания зала и сцены, это абсолютное взаимопонимание в течение всех 120 минут я объяснить не могу.

Несколько музыкальных, довольно интересно и сложно смикшированных композиций (каждая суть отдельное высказывание) нет смысла переводить на устный. Это нужно видеть. Я не психолог, не врач, не специалист по педагогике особенностей развития, но я тренер по self-management и командообразованию. Так что я перебралась поближе к сцене в надежде увидеть... что-нибудь из близкого профессионально.

Что-нибудь оказалось хорошо выполненной репетиционной работой, слаженностью и единством устремлений. Всё было знакомо по личному опыту как студенческого театра, так и командных творческих проектов. У артистов получалось, и (у меня по крайней мере) возникало ощущение встречи с новым художественным приёмом, языком, который нашёл для себя средство выражения. Восприятие не спотыкалось о вопросы, "а какой диагноз у этой девушки? а у этого мужчины?". На сцене был, безусловно, коллектив. И, как говорится, ничего не предвещало.

"Что ты видишь?" - задалась я привычным вопросом. Труд. Терпение. Талант. Еще один талант. А потом я вдруг заметила, что на сцене вместе со всеми играет одна из наставниц. Мягко, едва заметно она подсказывала каждому свой жест, "реплику", выход. Там, на сцене, внутри всего действа было еще одно, между актёрами и ... кем... Лидером? Нет. Не было там никакого лидера. Ведущего? Так и тоже нет. Старшего товарища если только.

Знаете, люди с особенностями развития (в частности с аутизмом) абсолютно чувствуют других людей. Если родители не уверены, их взрослый ребёнок сразу скажет, стоит разрешать гостю приблизиться или нет. Камертон у каждого свой, конечно, но получить признание целой группы...! Наверное тренеры и учителя специальных школ обладают особенными качествами, которые мы, по причине нашей "нормальности", не можем, не способны по достоинству оценить.

Я попробовала посмотреть на происходящее на сцене глазами людей, которые по причине родства или профессии живут в двух разных мирах, являясь по сути живым мостом между ними. Насколько это вообще возможно, я попыталась представить, что значит для этой вот девушки соло на авансцене; чего стоят этому мужчине, похожему на Стивена Хокинга, его 12 шагов на костылях. Большинство артистов прежде никогда не выходило на сцену и даже не помышляло об этом. Что в этом самовыражении: "я могу", или "мы можем вместе", или "смотри, мама!", или...? Зал был восхищен и каждой своей овацией или вздохом говорил: "Мы любим вас. Вы - наша гордость, наша вера и надежда". Но, пожалуй, этого как раз ожидать следовало. И не нужно быть особым сенсетивом, чтобы это заметить. Однако, почти у финала мне вдруг пришлось "протереть глаза". С залом ясно, а что тебе со сцены-то говорят? Понять ответ стало неожиданностью.







Конечно, для каждого из артистов этот спектакль - личное достижение. Но не первое в жизни, очень важное, но не переворот. Для многих из них подвиг - дожить до своего возраста и остаться в диалоге с этим миром, подвиг в 15 нарисовать свою первую картину, а в 32 запеть, в 24 научиться варить себе кофе, а в 43 написать поэму. И у каждого своя история одиночества, свой опыт про "мы", "наш", "вместе".

В этот раз у этих чертей всё получилось. Вместе с наставниками они сложили тот пронзительный по мягкости звучания аккорд, которым только их мир и мог сказать нашему: "Мы любим вас, таких разных, по-вашему нормальных и странных. Мы любим вас не за вашу заботу о нас, хотя и за это тоже. Мы жалеем вас, всё умеющие и всё знающие бедолаги, разрушающие собственный мир. Мы любим вас - непутёвых наших учеников-наставников, умеющих учить, но не учиться. Это Grande Spettacolo, которое называется жизнью, не смотрят из зала, в нём соучаствуют. Вот как сегодня. Без оглядки на диагноз, паспорт или политические взгляды. Видите? Мы можем. А значит - вы тоже можете. Терпения вам, нормальные. И много Любви".

P.S. Словосочетание "просто другие" заимствовано у Дерека Сиверса из его знаменитого выступления на TED.

Финал шоу, как и успех, был оглушительным (осторожно с динамиками при просмотре моего 1-минутного видео).


А вот исходник финального саунд-трека шоу, который я всем рекомендую. И не только перед Днём Святого Валентина. Jovanotti - Il Piu' Grande Spettacolo Dopo il Big Bang - Ora tour 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.