Сегодня 90 лет назад
родилась Паола Волкова. Мой Учитель по
истории. Не искусства только, а Истории
вообще (кто слушал её лекции, поймёт что
именно я имею в виду, а не скривится «фи,
Историю по Волковой»). Редкий педагог,
передававший ЗНАНИЯ, а не информацию.
Таких, у которых на лекциях иногда
сжималось горло до слезы, в моём
самообразовательном багаже по пальцам
посчитать (ну Пятигорский, ну Мацих
+3, 4) – Паола Дмитриевна единственная в
своём роде. За возможность получить от Судьбы такого
Учителя можно всё отдать.
Прилагаю ссылку на одиниз моих любимых лекционных циклов
(проект с каналом Культура ему уступает,
что естественно...). Как же она мучалась
с этой аудиторией сколковских игреков...
И какой молодец этот добрый человек из
Открытого университета Сколково,
который организовал это событие. Он
успел...
У меня есть несколько её любимых телеобразов. Для заметки я выбрала тот, который был запечатлен каналом Россия в последней записи Паолы Дмитриевны... За эффект присутствия
в отсутствии (как сказала сама Паола
Дмитриевна о Мамардашвили) мы в том
числе должны быть признательны
@maria.lafont.7 (само собой), Валерию Балаяну,
Андрею Зайцеву и всем, кто сохранил для
нас живые документальные свидетельства. Некоторые ссылки на записи в комментариях к посту на FB.
Мне неловко за мой профессиональный цех: стоит опубликовать что-нибудь о Паоле в менеджерской сети (группе, странице) – и тишинааааа, как будто тут это неуместно. Культура, красота, высший класс педагогики неуместны – как это может быть? В группе художников, искусствоведов или киношников каждая цитата находит живой отклик, а тут – непробиваемая стена, выложенная из предпочтений людей, высокообразованных в менеджменте, экономике и бизнесе. Деловые люди – они сосредоточены на достижении своих целей, вроде как не стоит отвлекать их внимание искусствоведческими темами от дум об успехе и лидерстве, это всё, мол, так далеко. В самом деле?
Для своей методологической, педагогической, управленческой и исследовательской работы я нашла у Паолы Дмитриевны пользы больше, чем у многих признанных гуру менеджмента. Вот несколько ссылок на её цитаты.
1. Почему нынешние представления о лидерстве так убоги и пафосны одновременно? Может потому, что у нас лишь пафос и остался?
2. О судьбе и self-management: Веспасиан, который был «обязан» стать императором.
3. Иллюстрация к Синдрому Туриста (истоки самоидентификации сообществ на примере римлян).
4. О выборе сообществом специализации и вкладе в мировую культуру (в нашем случае будет – в экономику). «Во что был вложен гений нации», «главные качества Рима», «Цезарь сказал: «Государство – это закон под охраной армии».
5. О ментально-психологическом портрете сообщества. «Кто они (римляне) были психологически».
Паола Волкова, 05.03.2013 |
Полистав этот мой блог, некоторые топ-менеджеры сетовали, мол, столько ссылок внутри текстов, это надо отвлекаться, вникать... Ну что сказать... Спасибо моему Учителю за то, что сегодня таким откликам я лишь улыбаюсь... Я знаю, как это – делать паузу на новом имени или источнике, названном Паолой во время лекции, углубляться, запоминать и только потом возвращаться к изложению. Я знаю, что стоит за этим, какие представления о ценностях, об обучении. Это безоговорочное следование за ней по тропе познания не принесло мне ни одного разочарования. Будучи безосновательно придирчивой в вопросе выбора учителей, я делаю это, даже не допуская мысли, что могу соскочить, схалтурить.
Паола Волкова проявляла качества этологического (то есть подлинного) лидерства, поэтому на моих семинарах по лидерству я всегда навожу на неё линзу социогеномки. Некоторые впервые слышат это имя. Это тот редкий случай (и его я желаю всем мои читателям), когда я проявляю нетерпение и жажду достижения инсайтов, когда, закрыв глаза на суетное, я протягиваю руку и говорю Учителю: «Ведите – я иду».
Паола Волкова проявляла качества этологического (то есть подлинного) лидерства, поэтому на моих семинарах по лидерству я всегда навожу на неё линзу социогеномки. Некоторые впервые слышат это имя. Это тот редкий случай (и его я желаю всем мои читателям), когда я проявляю нетерпение и жажду достижения инсайтов, когда, закрыв глаза на суетное, я протягиваю руку и говорю Учителю: «Ведите – я иду».
Комментариев нет:
Отправить комментарий