четверг, 23 июля 2020 г.

За это можно всё отдать... Паола Волкова, ведите – я иду

Сегодня 90 лет назад родилась Паола Волкова. Мой Учитель по истории. Не искусства только, а Истории вообще (кто слушал её лекции, поймёт что именно я имею в виду, а не скривится «фи, Историю по Волковой»). Редкий педагог, передававший ЗНАНИЯ, а не информацию. Таких, у которых на лекциях иногда сжималось горло до слезы, в моём самообразовательном багаже по пальцам посчитать (ну Пятигорский, ну Мацих +3, 4) – Паола Дмитриевна единственная в своём роде. За возможность получить от Судьбы такого Учителя можно всё отдать.

Прилагаю ссылку на одиниз моих любимых лекционных циклов (проект с каналом Культура ему уступает, что естественно...). Как же она мучалась с этой аудиторией сколковских игреков... И какой молодец этот добрый человек из Открытого университета Сколково, который организовал это событие. Он успел...

У меня есть несколько её любимых телеобразов. Для заметки я выбрала тот, который был запечатлен каналом Россия в последней записи Паолы Дмитриевны... За эффект присутствия в отсутствии (как сказала сама Паола Дмитриевна о Мамардашвили) мы в том числе должны быть признательны @maria.lafont.7 (само собой), Валерию Балаяну, Андрею Зайцеву и всем, кто сохранил для нас живые документальные свидетельства. Некоторые ссылки на записи в комментариях к посту на FB.


Мне неловко за мой профессиональный цех: стоит опубликовать что-нибудь о Паоле в менеджерской сети (группе, странице) – и тишинааааа, как будто тут это неуместно. Культура, красота, высший класс педагогики неуместны – как это может быть? В группе художников, искусствоведов или киношников каждая цитата находит живой отклик, а тут – непробиваемая стена, выложенная из предпочтений людей, высокообразованных в менеджменте, экономике и бизнесе. Деловые люди – они сосредоточены на достижении своих целей, вроде как не стоит отвлекать их внимание искусствоведческими темами от дум об успехе и лидерстве, это всё, мол, так далеко. В самом деле?

Для своей методологической, педагогической, управленческой и исследовательской работы я нашла у Паолы Дмитриевны пользы больше, чем у многих признанных гуру менеджмента. Вот несколько ссылок на её цитаты.

1. Почему нынешние представления о лидерстве так убоги и пафосны одновременно? Может потому, что у нас лишь пафос и остался?


3. Иллюстрация к Синдрому Туриста (истоки самоидентификации сообществ на примере римлян).

4. О выборе сообществом специализации и вкладе в мировую культуру (в нашем случае будет – в экономику). «Во что был вложен гений нации», «главные качества Рима», «Цезарь сказал: «Государство – это закон под охраной армии».

5. О ментально-психологическом портрете сообщества. «Кто они (римляне) были психологически».


Паола Волкова, 05.03.2013
Паола Волкова не только открывала нам имена выдающихся людей, но и вместе с ними иной, отличный от современного, способ проживания жизни. Это была мягкая сила, которая заставляла многих задумались над тем, что есть такое подлинный успех.

Полистав этот мой блог, некоторые топ-менеджеры сетовали, мол, столько ссылок внутри текстов, это надо отвлекаться, вникать... Ну что сказать... Спасибо моему Учителю за то, что сегодня таким откликам я лишь улыбаюсь... Я знаю, как это – делать паузу на новом имени или источнике, названном Паолой во время лекции, углубляться, запоминать и только потом возвращаться к изложению. Я знаю, что стоит за этим, какие представления о ценностях, об обучении. Это безоговорочное следование за ней по тропе познания не принесло мне ни одного разочарования. Будучи безосновательно придирчивой в вопросе выбора учителей, я делаю это, даже не допуская мысли, что могу соскочить, схалтурить. 

Паола Волкова проявляла качества этологического (то есть подлинного) лидерства, поэтому на моих семинарах по лидерству я всегда навожу на неё линзу социогеномки. Некоторые впервые слышат это имя. Это тот редкий случай (и его я желаю всем мои читателям), когда я проявляю нетерпение и жажду достижения инсайтов, когда, закрыв глаза на суетное, я протягиваю руку и говорю Учителю: «Ведите – я иду».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.