четверг, 16 июня 2016 г.

10 минут о пременах - 6: Чем отличается предприниматель от руководителя

Выпуск №6 проекта "10 минут о переменах" ещё раз возвращает нас к отличиям между двумя статусами делового человека "предприниматель" и "руководитель". Зачем это нужно — возвращаться к теме, уже подробно рассмотренной в статье "Почему увольняют Джобсов?" ("Business Excellence", №№ 12/2013, 1, 2, 3 /2014 г., Москва). Потому что, понимание даже главного отличия происходит с трудом, привычка уравнивать понятия "организация" и "коллектив людей" создаёт сопротивление правдивому, очевидному, но неудобному взгляду на вещи.

Многолетний проект изучения итальянской культуры предпринимательства потребовал от меня длительного пребывания в этой стране. Как я писала в заметке "Малый бизнес Италии. Моцарелла ди буффала от Луки Кикко": экономика Италии базируется на малом и среднем бизнесе (Wiki); его вклад в ВВП страны по разным оценкам составляет 59-63%. Около 90% всех зарегистрированных предприятий в стране — piccole e medie imprese (малый и средние — PMI), таким образом и налоговое законодательство ориентировано более на них. Более 70% трудозанятых в экономике составляют сотрудники именно малых и средних предприятий. 

Аналогичным образом ориентирована и система образования. Итальянцу, ориентированному на свой бизнес, верхний предел экономических знаний задаёт коммерция. Менеджмент является дисциплиной элитарной и изучается в бизнес-школах, многие едут изучать его зарубеж. В многочисленных диалогах с молодыми людьми и недавними студентами мне пришлось заметить, что "стремясь в начальники" они, тем не менее, не владеют даже простыми и привычными для их российских сверстников азами менеджмента: упорядочением, делегированием полномочий, основами контроля, системостроения и т.д. Это легко объяснимо с точки зрения экономики, ориентированный на малые и средние системы. И на Предпринимателя. (Вот и видео получилось с итальянским оттенком, жестов много как никогда 😊).

Предприниматель (см. определение в статье 1), сосредоточен на продукте, его сбыте и отношениях с государством. Именно в этих трёх соснах он продолжает блуждать, заявляя о намерении перевести компании на следующий уровень. Он приглашает консультантов, чтобы те помогли ему "поставить в компании управление". Это такая, если угодно, комфортная (нетравматичная) для него как Клиента формулировка, предполагающая, что лично его происходящее не заденет (положение текущей точки на кривой эволюции его собственного статуса не изменится).

В отличие от консультантов, нам нет нужды заигрывать с клиентами. У работающих в найме директоров по орг. развитию это называется проще и яснее — постановкой генерального менеджмента. Часто работодатель болезненно воспринимает факт того, что он хоть и большой босс, но ещё не руководитель, а всё еще предприниматель, и в этом статусе он опасным образом глух, не отвечая на вызов, предъявляемый ему потенциалом фирмы.

Многие "динамично развивающиеся компании" по факту являются предпринимательскими структурами, экстенсивно расширяющими бизнес без интенсивного пересмотра подходов к управлению. Я настаиваю на том, что переходу на новый уровень, запуску импрувмента и рождению в компании менеджмента должно предшествовать изменение статуса делового человека с "предприниматель" на "руководитель". А настаивать приходится именно потому, что первые лица (занятые в оперативном управлении) и консультанты, чаще всего, уверены, что без этого можно обойтись...

Для предпринимательства в сфере сельского хозяйства положения статьи также справедливы. Намерение многих фермеров ограничиться производством продукции, возложив сбыт на плечи государства, происходит от недостатка разъяснительной работы о его роли и функциях самогò предпринимателя. Государство — далеко не совершенный институт (регулятор) — всегда отстаёт, отвечая на нужды фермерства, критика к нему, как правило, справедлива. Но неверно ожидать от него выполнения функции предпринимателя, который, повторюсь, производит и продаёт, а не только производит. Отказ от знаний и хлопот в области коммерции — это выбор, который оплачивается снижением цены продукции, отданной перекупщикам.


1 - "Три кита предпринимателя – продукт, коммерция, расчёты (налоги) – являются не только базисом жизненной философии, но неприкасаемым культурным якорем. Никому не придёт в голову призывать итальянца-винодела, производителя сыров или обуви развиваться в сфере HRM, project-management или управленческого учёта. Если его бизнес начнёт расширяться, а персонал пребывать числом, то он скорее отправит детей за границу учиться искусству управления, чем станет учиться сам. У меня иногда создавалось впечатление, что вся экономическая машина здесь утроена так, чтобы предприниматель не думал не о чём, кроме качества продукта и его сбыте. То, что в России появилось сравнительно недавно – аутсорсинг бухгалтерского сопровождения – в Италии было всегда. Бухгалтеры (commercialista) здесь, как у нас нотариусы: получить профессию дорого и сложно, подтверждать лицензию и удерживать клиентов еще сложнее".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.