понедельник, 7 марта 2016 г.

Luisa Spagnoli: Талант как дар и наказание. Итальянский поцелуй от Луиза Спаньоли


«Дорогая Луиза, дорогая сеньора Спаньоли, бесценная perugina. Cегодня 30 октября, Ваш 138-й день рождения... Будущее не стало эрой благоденствия, как представлялось вашим современникам, и мы всё еще не знаем, есть ли Бог и жизнь после смерти. Но мы точно знаем, что мы живы, пока о нас помнят, пока живо то, что мы создали...

Чем больше я изучаю примеры итальянского предпринимательства, тем чаще мне хочется познакомить с ними моих российских коллег, которые уверены, что только у нас возможно то & возможно это, только наша история – это история притеснений и разрушений, а где-то там, в Италии, там рай для предприимчивых...

Собирая по крошке Вашу историю из покупательских впечатлений, воспоминаний людей старшего поколения и «открытых источников» (так сегодня называются опубликованные официальные сведения), я помимо своей воли дорисовываю Ваш образ. Простите мне эту вольность, простите слабость думать, что при Вас Perugina никогда бы не была продана Nestlé, а молодые девушки вместо чтения «мотивирующих бестселлеров» читали бы историю великой перуджанки – первой женщины-предпринимателя в истории Италии...».

Я так и не смогла перенести на бумагу все те чувства, что наполняли меня каждый раз, когда я прикасалась к биографии Луизы Сарджентини. И ещё мне казалось странным, что знакомые итальянки, любящие щеголять в нарядах от Luisa Spagnoli, ничего не знали о ней. Они отправляли в рот карамельку Rossana (молочно-орехово-миндальное чудо наподобие нашей «Коровки»), покупали своим детям «Киндер-сюрприз» и пасхальные шоколадные яйца, кутались в ангорские кофточки, подносили друзьям конфеты в коробках, на День Святого Валентина кокетливо вынимали билетики со словами любви из подаренных любимыми шоколадных Bacio, и не знали, что всё это – она.

Как оказалось, гуглить итальянцы не любят больше нашего. Однако любой, кто бы ни интересовался историей предпринимательства вообще и итальянского в частности, неизбежно приходит в Перуджу XIX века, где в 30 октября 1877 года в семье бедного торговца рыбой родилась девочка, наречённая Луизой. Ей было суждено стать великой женщиной, безоговорочный вклад которой в историю итальянского бизнеса почему-то не побуждает мужчин поставить её в один ряд с героями раскрученных мировых бестселлеров.

Было что-то такое в истории дома Спаньоли, что удерживало меня пересказать её также сухо, как это сделали другие сайты (включая официальный сайт бренда одежды, по которому большинство узнают это имя). Поэтому я решила не торопиться с публикацией и уже было собралась ехать в Перуджу, как... 1 и 2 февраля 2016 канал RAI-1 показал мини-сериал «Luisa Spagnoli». Исполнительница главной роди Луиза Раньери признаётся в интервью: «Буду искренней. До того как мне предложили эту роль, я почти ничего не знала о Луизе Спаньоли». Актриса была так впечатлена историей своей героини, что на экране была, скажем так, на себя не похожа. Со своей задачей она несомненно справилась, поэтому любителям байопиков с удовольствием рекомендую эту картину.

Правнучка Луизы – Николетта – утверждает, что сценарий и фильм очень правдивы... Выходит, мне не показалось, я поняла Луизу правилно, а не сочинила её...

«В основе любого большого бизнеса лежит преступление». Эта присказка (так любимая мальчиками) заставляет большинство из нас с недоверием и некой прохладой относиться к историям, в начале которых никто не обманут, ничто не украдено. Что ж, видимо начало Марка Цукерберга вдохновляет большее число людей, чем начало Луизы Спаньоли. Вроде как выкупить умирающий бизнес, вдохнуть в него жизнь, начинать без денег, образования и опыта – подумаешь?!...

Полемика между наследниками Луизы Спаньоли (Карлой), организовавшими премьерный показ фильма в городе, и властями Перуджи (ни один не пришёл на премьеру), вынудила меня пересмотреть акценты в этом коротком рассказе. Отдавая должное картине (я не стану её пересказывать), замечу, что благодаря ей я нашла тот недостающий элемент, без которого история была бы неполной. Как известно моим коллегам и подписчикам, я веду практические курсы по социально-ролевой геномике, эти знания всегда со мной, я не кладу их в стол, когда занимаюсь исследованиями. Они помогают мне прочитать то, что осталось между строк в документах и рассказах собеседников. Спасибо создателям картины за то, что своими художественными средствами они описали (трактовали) причину не просто успешной, но и долгой жизни компании Perugina.

На фото сверху Luisa Spagnoli (1877 – 1935) – счастливая женщина, жена и мать троих детей, первая женщина-предприниматель в Италии. На этом фото исполнительница главной роли Луиза Раньери (Ranieri) и известные бренды дома Спаньоли.

Оценив характер, любознательность и добрый нрав дочери, родители готовили Луизу в преемницы отцу (это середина 90-х прошлого века), но та не хотела торговать рыбой, а мечтала стать учительницей. Знакомство с владельцем известной в городе кондитерской было, скорее всего, случайным (не всем детям были по карману такие сладости, но угостить ребёнка засмотревшегося на витрину не считалось зазорным). Она вспомнит хозяина кондитерской в дряхлеющем старике, когда однажды поинтересуется, что стало с некогда великолепными витринами. Именно он научит её делать покрытые сахаром конфетки с разными начинками, научит работать с шоколадом.

Двадцати двух лет от роду в 1899 г. Луиза выходит замуж за военного музыканта Ганнибала Спаньоли и предлагает ему оставить службу в оркестре ради кондитерского бизнеса. Фирма «Перуджина» (Perugina) начинает работать в 1907 г. и до начала Первой мировой войны в ней трудятся 15 человек. Продукция фирмы покоряет горожан, но женщина-руководитель раздражает своими успехами как местную знать, так и церковников (канал RAI-1 упоминает в своей картине только графа Icilio Sangiorgi, это собирательный образ всех, кто порочил имя Луизы и всячески вредил её бизнесу)...

С началом Первой Мировой войны многие производства закрылись по той лишь причине, что мужчины ушли воевать, а женщинам работать не полагалось. Луиза трудоустроила оставшихся без мужей домохозяек, что обеспечило компании бурный рост именно в этот период. К окончанию Войны на фабрике работало уже несколько сотен человек.

Инициативы Луизы в делах были «возмутительны». Она озаботилась тем, что назвали бы сегодня непрофильными активами, а именно открыла детский сад на территории фабрики (так матери могли не разлучаться со своими малышами). Не имея образования в стартапах и в сфере делового общения, она, тем не менее, удачно привлекала инвесторов и проводила маркетинговые программы, доводящие конкурентов до бешенства. Её бизнес хотели купить, времена не всегда были хорошими, но Перуджина удержалась от «дружеского поглощения»...

Луиза беспокоилась о переоснащении производства и как любая рачительная хозяйка не любила выбрасывать то, что можно было пустить в дело. Так в 1923 году из шоколадного пралине и ореховой крошки родилась конфета «Кулачок», впоследствии из маркетинговых соображений переименованная в Bacio («поцелуй»). До сих пор пирамидки с орешком в серебряно-голубой обертке продаются по всей Италии в том виде (образе), в каком были выведены на рынок много лет назад.

Giovanni Buitoni
Видимо, для того чтобы подбодрить меня в моих поисках, в этом году муж принёс домой под Валентину коробку «поцелуев». Странным образом это совпало с работой над источниками о семье Буйтони – производителей макарон – акционерах и первых крупных инвесторах компании Луизы. Буйтони-старший (Франческо) хотел направить в Перуджу своего «полномочного представителя», все же у супругов Спаньоли не было ни образования, ни опыта, ни связей. Старший сын не горел желанием опекать инвестиции отца, а вот младший сын Джованни (Giovanni Buitoni) – напротив, заинтересовался этим «проектом» и позднее был потрясён талантом Луизы, её характером и отношением к делу.

Джованни Буитони был младше Луизы на 14 лет, но свидетели тех событий утверждают, что они работали как единое целое. Они обожали то, чем занимались; один понимал другого с полуслова; их характеры дополняли друг друга так, что все их совместные решения оказывались удачными. Муж Луизы – Ганнибал – был другим человеком, из-за внутренних разногласий он покинул компанию в 1923 году, предоставив жене полную свободу решать свою судьбу и судьбу Перуджины (разводов в то время ещё не допускали). Однако он успел провести с ней несколько мероприятий, которые сегодня назвали бы корпоративами. Неслыханное дело – приглашать простых рабочих веселиться вместе с начальством!

Всю их совместную жизнь Ганнибал был не только мужем или партнёром по бизнесу, но и опорой Луизе, которая всегда находилась под обстрелом сплетен и козней «доброжелателей». В салонах и офисах ей не прощали ни пол, ни происхождение, ни ответственность, которую она имела дерзость взвалить на свои плечи. Расставшись, эти двое всегда говорили друг о друге с уважением и благодарностью за сыновей, дружбу и годы, проведённые вместе.

В теленовелле канала RAI-1 как и в других источниках деликатно, но однобоко упоминают другую причину общественного недовольства Луизой Спаньоли. Называют это коротким словом «роман» и сопровождают недомолвками. В глазах людей, обделённых счастьем самореализации в деле, счастьем работать с единомышленниками, она – основательница громадного производства – выглядит поправшей устои дамой, достойной лишь осуждения... Это невозможно объяснить людям не пережившим ничего подобного, но я попробую.

Когда вы горите одной идеей с человеком, полностью разделяющим ваш взгляд на вещи, когда вы испытываете головокружительное чувство опоры и цельности – вам всё равно, сколько ему/ей лет, если у неё/него лишний вес или вкус в одежде. Эта не та любовь, о которой думается в первую очередь – это благодарность, это восхищение, это больше чем секс или увлечённость друг другом. Это больше чем любовь... «Они сразу решили, что никогда не будут вместе». Да тут и решать нечего: таким людям не надо быть рядом, чтобы быть вместе...

В каждой конфете Baci Perugina есть билетик со словами любви; это цитаты великих, стихи и просто красивые фразы. По легенде решение родилось случайно в связи с запиской от Джовании, которой Луиза обернула конфету. Сегодня трудно сказать, что больше притягивает покупателей – вкус Bacio или эти самые записки, но по той эмоции, что заключена здесь, это не сравнится ни с какими рафаэлками...

В 1928 году, во время поездки в Париж, Луиза увидела в зоомагазине длинношёрстных ангорских кроликов и решила импортировать их в Италию. Кроличий пух отлично формирует нить, а из неё выходят изделия нежные, мягкие, и даже более тёплые, чем из колкой овечьей шерсти. Так в 1930 году была основана новая фирма по производству шалей, свитеров, платьев и пальто. Животных не убивали, а нежно вычёсывали; желающих работать нашлось немало, так что изделия под маркой «Ангора Спаньоли» (Angora Spagnoli) быстро вышли на рынок и нашли своего покупателя.

Вместе с Луизой за новое дело взялся её старший сын Марио, увлечённый производством одежды. Он добьётся успеха на посту руководителя новой фирмы, но взлёта его карьеры и расцвета мануфактуры Луиза уже не увидит. Увлечённая работой, долгое время она не обращалась к врачам из-за боли в горле. Джованни нашёл для неё лучших специалистов и отвёз в Париж, но операция прошла неудачно. 21 сентября 1935 г. Луиза умерла в больнице от рака горла. Она не дожила месяц до своего 59-летия. Джованни был рядом с ней...

После Второй Мировой войны в сентябре 1944 г. Марио Спаньоли перезапустил производство и вскоре вывел бренд на международный уровень. Достойный сын своей матери – он обеспечил безупречное качество и поставил продажи через сеть фирменных магазинов, открытых ещё в 1940-м году в шести крупнейших городах Италии: Милане, Неаполе, Перудже, Флоренции, Венеции и Риме.

Прибыль не вывозили из страны. В сороковые годы, когда многие итальянские семьи страдали от холода и недоедали, Спаньоли дарили своим рабочим на Рождество свитера, носки и аксессуары из ангоры на сумму до 4000 лир – целое состояние по тем временам. При Марио Спаньоли (а затем при его сыне Лино) компания строила таун-хаусы для сотрудников (они существуют и сегодня), открывала детские сады и бассеин (на заводе Санта-Лючия) для всех, как мечтала Луиза, организовывала кружки танцев и спортивные клубы, проводила соревнования и различные праздники.

Заложенные Луизой принципы ведения дел неразрывно связаны с корпоративной культурой компании. До недавних пор им неукоснительно следовали управляющие семейным бизнесом.

С 1986 года компанией руководит четвертое поколение Спаньоли (дети Лино Спаньоли – Николетта и Марио). А вот кондитерский бизнес не устоял, в 1988 году «Перуджина» была продана концерну Nestlé. Развернувшийся в связи с телефильмом канала RAI-1 обмен любезностями между общественным Советом Перуджи и Карлой Спаньоли вскрыл огромные проблемы, имеющиеся на предприятиях Nestlé в Италии. Профсоюзы и городские власти не считают наследницу славного имении достойной памяти своей прабабушки. Недавно концерн объявил о снятии с производства карамели Rossana («Женщина в красном») – одного из любимых созданий Луизы Спаньоли.

***

Как щедро одарена была эта женщина! Ей был дан не только невероятный предпринимательский талант, но и возможность применить его; ей были посланы (не иначе как Свыше) люди, которые помогли ей воплотить свои мечты в жизнь; она испытала счастье материнства и радость быть свидетелем того, как сыновья продолжают начатое ею; она была любима и любила; она занималась творчеством и уверенно шла вперёд там, где другие видели преграды; она помогла многим итальянским семьям выжить и навсегда расстаться с бедностью; она – простолюдинка – вошла в высшее общество как дама благородная по рождению и создала мировой бренд одежды, который и в наши дни является синонимом элегантности и стиля. Нам остаётся лишь догадываться о том, какой дорогой ценой было оплачено это счастье и во что обходится женщине роскошь иметь характер Луизы Спаньоли. Во все времена.


См. также:



История Луизы Спаньоли

История и сценарий. Кем была Луиза Спаньоли?

Анонс фильма канала RAI-1

Интервью с Николеттой Спаньоли

Комментариев нет:

Отправка комментария

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.