суббота, 19 сентября 2015 г.

Парфюмерный дом Fragonard. Живительный глоток из источника мировой индустрии парфюма (Grasse, FR)

Я далека от мысли, что забежав на пять минут в незнакомый тебе мир, можно познать его настолько, чтобы понять другого, того, кто в этом мире живёт. Это невозможно. Но ещё хуже – не пытаться дать себе труд даже этих пяти минут.

«Это не типология людей. Это вы нам про какие-то разные миры рассказываете». Прав курсист, так и есть: социогеномные группы — это и вправду целые Миры. Их населяют люди совершенно разные, но понимающие друг друга лучше, чем кровные родственники. Знания об этих мирах "умножают скорбь", ведь выходит: кто с тобой по-семейному рядом, тот как не от мира твоего, и часто тебя не понимает; а тот, с кем совпадают предпочтения, взгляды на жизнь, мотивы — тот может оказаться на другом конце света.
Два человека разного цвета кожи, происхождения, вероисповедания и культуры, живущие в одном Мире, ближе друг другу, чем кровные братья. Обратная формулировка звучит печальнее: между родными людьми одной семьи, цвета кожи, культуры и т.д. может пролегать непреодолимая (без труда не преодолимая) пропасть лишь от того, что люди эти принадлежат к разным Мирам. Фаталисты обычно тяжело вздыхают, узнавая что принадлежность к Миру А или Б – дело не добровольного выбора, а биологической случайности. Этот «выбор» как установка по умолчанию, записан в геноме каждого из нас.
Мне удалось многое уточнить в теоретической части курсов по когнитивному менеджменту благодаря личному опыту. Например, bios моей собственной «операционной системы» не открыть «Ключом № 7» (прошу прощения за спец.термины), но тех людей, к кому такой ключ подходит, я понимаю лишь благодаря восьми годам обучения в музыкальной школе. Какие бы кейсы я давала курсистам, если бы не этот опыт?..

Вот так и с Миром Ароматов. Я с ним в дружеской кооперации, но разве этого достаточно для понимания людей, которые, выходя из дома на улицу, зарываются носом в собственный шарф? А если учесть, что все мы без исключения и принадлежности к мирам бессознательно определяем людей по их запаху, то… По этой причине много лет я лелеяла мечту посетить Национальный Музей Ароматов в Париже. Но потом «концепция изменилась», победило желание начать сначала, с того места на Земле, где родилась многомиллиардная отрасль промышленности и мировая История парфюмерии.

Такая вот связь между данным сюжетом и этим профессиональным блогом импрувера.

Грасс / Grasse

Хорошие европейские дороги — это миф. Заплати 12 евро за 80 км проезда по частному автобану — будет тебе хорошая дорога. Но пока мы поднимались на машине от побережья Ниццы вверх в нагорный Грасс (прибрежные Альпы, Лазурный Берег, Франция, 333 метра н.у.м.), наши основания собрали на дороге все кочки и заплатки... Лучше заранее запастись картой, так как не каждый навигатор может найти пункт назначения, а указатели на локацию музея встречаются водителю не сразу. Опустим про наличие мест на парковке даже там, где они обещаны заранее…

Итак, мы с центре старинного города, где в кафедральном соборе XI века Notre Dame du Puy и сегодня можно видеть работы Петера Пауля Рубенса и… Жана Оноре Фрагонара. Второе имя за пределами Европы сегодня известно меньше первого, и, кто знает, не осталось бы оно и вовсе лишь в памяти знатоков живописи, если бы не…

Благодарные горожане

Одним из первых серьёзных строений, возведённых за чертой старого города, была вилла мадам Де Рогон. После смены нескольких хозяев её приобрёл купец Alexandre Maubert, который занимался торговлей духами и ароматными товарами. Его семья задержалась здесь навсегда, что наверное и позволило будущему, как сегодня говорят, «успешному бизнесу» пустить корни и заложить основу, необходимую любому бренду Story.

Об Александре Мобере остались воспоминания современников, в них он не просто образованнейший человек, музыкант, меценат, он идеал человека Эпохи Просвещения. Заметьте: основная профессия — коммерсант — не числилась в списке его достоинств. Собственно так было и в России. Сегодня всё труднее в это поверить, но бывали времена, когда деньги не являлись мерилом успеха, а создавали репутацию отдельную, не затмевающую собой гражданскую или человеческую. В эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ представления об успехе были, говоря мягко,… совершенно, абсолютно, безоговорочно иными.

У Александра был Двоюродный брат-парижанин. Он родился 5 апреля 1732 года в столице и почти 60 лет был её ревностным патриотом. Став известным художником, Жан-Онорè Фрагонар уже в зрелые годы мог позволить себе удалиться от Парижа на солидное расстояние. К концу XVIII века во французской столице было неспокойно, да и жить там стало небезопасно для здоровья. Поэтому в январе 1790-го Фрагонар переехал поближе к морю, в Грасс и поселился на вилле кузена.

Приехал он не с пустыми руками, а с 4-мя полотнами для панелей, предназначавшихся для беседки Мадам Дю Бари. Возведение этой беседки-павильона намеревался оплатить сам Людовик XV. Прелестница от монаршьего подарка отказалась, однако картины, изображавшие сцены любви, к тому моменту были уже готовы. 20 лет после несостоявшегося заказа работы хранились в ателье художника. Ну, не выбрасывать же?… В январе 1790-го Фрагонар привёз 4 рулона в Грасс и отдал кузену в качестве оплаты за пребывание или как презент. Не желая больше видеть эти полотна, он разрешил хозяину дома делать с ними всё, что тому заблагорассудится. Однако Александру холсты так понравились, что он велел разместить их на пустующих стенах большой гостиной, а также попросил кузена дооформить залу, дописать начатую живописную историю. Там они и находились вплоть до 1896 года, пока племянник Мобера Луи Малвиллан не продал их (заказав предварительно копии леонскому художнику Огюсту де-ла-Брёли). Подлинники же с 1915 года выставляются в Нью-Йорке в Frick Collection. Автор указан как Fragonard di Grasse (Фрагонар из Грасса)…

Легко допустить, что художник оказывал большое влияние на семью своего кузена. Проживая в Грассе он создал прекрасные полотна, сыскав уважение у горожан. О вилле стали говорить с придыханием. Виданное ли дело: в живописном месте недалеко от моря нашли друг друга деньги и чистое искусство! От такого союза не могло не родиться нечто прекрасное.

Прежде всего, улица в старом центре Грасса, ведущая к вилле, теперь называется Фрагонар. Вилла, приобретённая некогда Александром Мобером, называется не иначе как "Villa Fragonard". В 1977 году, когда наследники Мобера выставили её на продажу, город выкупил часть первого этажа, чтобы в трёх залах организовать музей живописи Жан-Онорè Фрагонара. Сам художник перед своей смертью 22 августа 1806 года вернулся в Париж, не зная, что через 118 лет его имя станет брендом, но не в среде галеристов, а в отрасли, к который некогда принадлежал его щедрый покровитель. Вот так возвращаются их авторам добрые дела...
















Об искусстве вести дела

Информация о том, кем приходится владельцам виллы Фрагонар Евгений Фуч в разных источниках не совпадает. Наш гид, утверждала, однако, что бизнес изначально и всегда был сосредоточен в руках одной семьи. В 2014 году парфюмерный дом Фрагонар отметил 90-летие, хотя «юридическое лицо» будет отмечать его лишь в 2016-м.

Мы с мужем прошли по музейным помещениям виллы прежде, чем спуститься на этаж главной экспозиции. В музее много любопытных вещиц, старинных предметов личного туалета, как этот мужской "органайзер", например. Но более всего показалось странным изображение на картине художника XVIII века Андрэ Бойюса "Девушка, принимающая ванну". Дело в том, что девушка лицом могла бы сойти за родную сестру Петра Великого...

Мы спускаемся на нижний этаж, там находится производство. Хотя и не в своём изначальном масштабе, однако оно работает и сегодня, а когда машины молчат, по залам водят любопытных экскурсантов. Мы были не только любопытными, но и упорными, пропустив несколько делегаций в ожидании группы с гидом, говорящим если не на русском или английском, то хотя бы на итальянском. Видимо, терпеливо ожидающие это редкость, так как через 20 минут к нам подошла очаровательная мадам Клара и сказала, что готова провести для нас экскурсию персонально.

Великолепная Клара, в яркой цветочной блузе (рабочей форме), которая ей невероятно идёт, стала для нас настоящим подарком Судьбы.
















Признаюсь, я немного боялась входить в залы, особенно в магазин. Я помню удушье от смешения всех запахов в каком-нибудь питерском Рив-Гоше / ЛеТуале. Мне всегда казалось странным и сомнительным то, что людям Мира ароматов утончённым интеллектуалам может это нравиться. Не может. Как и не может быть Тем Самым подаваемый с помпой в каком-нибудь парфюмерном магазине букЭт от знаменитого Дома Х. Я могу перечесть на пальцах одной руки случаи, когда парфюмерное предложение действительно цепляло, даже если аромат был «не моим». Что-то не так было в этой моей истории с географией.

«Ой, вы не первая», ответила Клара на мои сомнения. «Не волнуйтесь. Я вам такое покажу!..». И показала, и рассказала, и посоветовала. Трижды прощались :)

Большой Фуч

К началу века XX французский деловой мир прибывал числом, как сегодня бы сказали, vip-туристов. Состоятельные люди ехали отдыхать на Лазурный Берег. Евгений Фуч, кроме того, что был хорошим организатором производства, был, прежде прочего, прекрасным маркетологом. Он сделал ставку на уникальность ароматов прованских луговых цветов и трав, на свой талант "аранжировщика" и на содержание «продукта», а не на форму. Ведь его клиенты украшали красивыми склянками полочки в ванных комнатах собственных домов. А здесь, на отдыхе они искали особые ощущения, новые переживания без риска утяжелить багаж по возвращении домой.  В 1924 году Парфюмерный Дом Fragonard стал продавать клиентам ароматы без посредников и создавать так называемые парфюмерные базы, от которых берут начала цепочки создания того, что обыватель называет «духами» или «туалетной водой». Базы стали приобретать другие производители парфюмерной продукции во всём мире. В 1929 году родился первый аромат «Взлёт» (чаще переводится как «Момент полёта»).

На стене в первом зале изображена карта Мира, а на ней отмечены места, из которых сюда в Грасс приходят грузы с ароматными живыми растениями. Клара утверждает, что антироссийские санкции не коснулись коммерческих связей с нашей страной и, как и прежде, мы поставляем сюда лаванду, шалфей и кориандр.

Пока мы ходили по цехам, не раз вспомнился роман Патрика Зюськинда «Парфюмер». Было очень любопытно сменить точку сборки на этот кейс из моего собственного курса по орг.поведению и анатомии мотиваций…

К счастью, мои ожидания не как тренера, а как менеджера по развитию, тоже оправдались: история бизнеса Дома Fragonard содержит периоды бурного роста и стагнации, и чем больше Клара говорила о нём, тем больше хотелось узнать именно об этой стороне дела у самих управляющих.
















Кто-то из династии парфюмеров-коммерсантов был более удачливым управленцем, кто-то более умелым, но вот именно о внуке Евгения Фуча, о Жане-Франсуа Коста говорят как о человеке, который принёс в семейный бизнес страсть. Он был «настоящим помешанным», таким кто не ограничивается экстенсивным ростом и созданием новых продуктов. Он открыл несколько новых фабрик и представительство (или шоу-рум, как угодно) в Париже. Почти сразу по задумке основателя его превратили в салон-музей, где искусство, роскошь, утончённый вкус, интеллект, ароматы и красота представлены вместе. Салоны-музеи есть и здесь, в Грассе, а также в Изе. Но вот тот самый музей в Париже, о котором я мечтала прежде… Погуглите, не буду лишать вас азарта первооткрывателя. Замечу лишь, что он создан так и в таких интерьерах, что даже у искушенного посетителя может закружиться голова. Люди Мира ароматов произносят известную фразу немного иначе, они говорят: «Увидеть Le Musee du Parfum и умереть»…

Клара называет нам имена мастеров, приезжающих сюда затем, чтобы создать новый шедевр. Нос. Это профессия такая Нос… Сколько бы я не пыталась, я не могу представить, какой сенсорной памятью надо обладать, какой «базой данных», как остро чувствовать разницу, чтобы придумывать аромат сначала на бумаге. Приехав в Грасс, Нос садится на этот «трон» и… начинает работать язык не поворачивается творить! Он начинает творить. По-существу, он уточняет пропорции состава, доводя композицию до совершенства. Клара называет некоторые «рецептуры», и у меня неловко вырывается: «Ошеломительно!».

Барокко

Мы подходим ко входу в коммерческие залы, где стеллажи заставлены фирменными флаконами, шум галдящих покупателей нарастает, и у меня замирает сердце… Но что это? Ничего и близко похожего на «фу» от плохо проветренного помещения. Не надо его проветривать! Боже упаси! Это сад, благоухающий, переливающийся разными нотами, сад! Боже, держите меня!.. Мой советский бэк-граунд зудит: «Ну что тебе сказать про Fragonard? На острове хорошая погода». На этом «острове» …!... тебя оставляет всё пасмурное, все заботы и волнения. Нужно быть ну очень…, чтобы не влюбиться в него.





По правилам фирмы гость может «продегустировать» не больше трёх ароматов. Но видимо Клару подкупает мой искренний интерес, так что мы пробуем больше… В течение 2015 года Fragonard чествует жасмин. Он присутствует и в восточном «Диаманте» 2006 года («Бриллиант»: мандарин, апельсин, роза, жасмин, слива, карамель, пачули, мускус). Прелестно! Что уже говорить о духах из натуральной и цветочной групп. Мы обходим вниманием туалетные воды, посвятив всё время эссенциям. Впервые после долгих лет мне казалось, что где-то рядом со мной моя бабушка, которая всегда говорила, что духи могут быть только французскими и касаться твоей кожи максимум в шести точках…

Клара называет известные торговые марки (американские, напр. Elizabeth Arden, немецкие, напр. Calvin Klein, французские конечно), духи которых создаются здесь, имена звёзд кино, знаменитостей всех континентов давних клиентов Fragonard. Если разобраться, то Клара права: почти любой аромат, который называет какая-нибудь знаменитость как любимый, связан с маленьким городом Грасс во Франции… Таков итог работы трёх дочерей Жана-Франсуа Коста – четвёртое поколение владельцев Fragonard, под руководством которых Дом процветает сегодня.

Я жалуюсь Кларе, что испытываю трудности в выборе духов для себя. Неужели я так капризна? Клара загадочно улыбается и идёт к полке, выбирая один флакон из ряда других, на первый взгляд одинаковых. Ну что тут скажешь: 15 лет работы в Chanel, почти столько же в Lancôme и бог знает столько здесь, в святая святых. Это не просто стаж, это целая жизнь. Безошибочное чтение клиента.

Мы покидаем виллу Fragonard с грустью, какая бывает после удачного первого свидания, пролетевшего незаметно. Наверняка я расскажу немного больше моим курсистам, но теперь, после такого тёплого воспоминания, позвольте мне откланяться. Просто не пожалейте времени на то, чтобы заглянуть в этот неповторимый Мир, где бы дверь в него не оказалась для вас открытой, в Грассе или в Париже.

http://www.fragonard.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.