Как известно уважаемым коллегам (особенно тем, кто с нами не первый год), импрувмент нужен там, где проводят развивающие изменения в организации дела. И, как вы понимаете, это означает, что встречи в ним нередки. Будь вы адептом Lean Management, Time Management или любимой эйчарами версии Change Management, — без представлений о том, что и как меняется (вне зависимости от повода), не обойтись. Однако вокруг мы видим в основном попытки доказать обратное. Привычная практика такова: в поводе для изменений (в Lean, например) разобрались, а в самих изменениях — нет.
Разговор о методах всегда происходит "по поводу", так что поневоле оказываешься на территории какого-нибудь "частного случая". В связи с тем, что мои курсы — это тем-дайвинги (theme-diving —погружение в практику вопроса), мне приходится обращаться к инструментам не просто разным, но и проверенным временем. Какие-то из них, пережив бум интереса, сегодня пребывают едва ли не в забвении (как, например, QFD - структурирование функции качества из ранней истории Lean Management). Однако от этого их вклад в совершенствование управления не становится меньше, о них стоит говорить, даже если на построение Домика Качества потребуется дополнительное время. Другие методы — напротив, просты настолько, что к ним то и дело возвращаются, осовременивая сам принцип и украшая инструмент новыми атрибутами. К таким из области Time-management относится "метод помидора".
Все мы учились когда-то в школе, где 3-6 уроков длительностью по 45 минут перемежались короткими переменами, а экватор отдавался обеду. Тот же принцип чередования концентрации и расслабления положен в основу помодоротекникс.
На фото в начале статьи вы видите кухонный таймер в виде помидора, купленный мною на родине Франческо Чирилло (Francesco Cirillo). Будучи студентом, он заставил себя заниматься перед сессией с помощью такого вот предмета, добился больших успехов, затем применил к ежедневной занятости после учёбы; вдохновленный результатами, сформулировал консалтинговый продукт, написал книгу — всё как обычно. Сегодня вы найдёте немало ссылок по данной теме.
Многочисленные консультанты по личной эффективности тут же пополнили помидорами корзину собственных продуктов. Не обошлось без искажений как в буквах, так и в толкованиях. Нет смысла повторять то, что уже много раз воспроизведено в Сети. Но вот добавить несколько комментариев стоит. Самые интересные из них (на мой взгляд) принадлежат авторам "писем в редакцию", то есть тем, кто после курса обещал испытать метод на себе и поделиться наблюдениями.
Синьоры-помидоры
Фото слева сделано в Турине у дома, где жил другой Франческо.... Чирио (Francesco Cirio).
Упоминания о какой-либо "помидорной революции" были бы верными, если бы они относились именно к нему — одному из отцов консервной промышленности Италии. Основанный Cirio в 1836 году бренд жив и сегодня, а не ответить на вопрос "кто первым придумал закатывать помидоры в банки", считается постыдным в обществе итальянских эрудитов.
Как утверждает Векипедия: "Tuttavia Francesco Cirio non volle operare in un'unica direzione, da un serbatoio all'apparenza inesauribile trasse energia per dar vita a nuove attività imprenditoriali". Неистощимая энергия и коммерческий талант стали основой разноплановой деятельности Francesco Ciria. Каким-то образом он обходился без ERP-системы, сотовой связи и Интернета успевая управлять овощной империей, экспортом яиц, производством табака и рекультивацией Понтийских болот. Из тех открытых источников что стали мне доступны, напрашивается вывод (возможно поспешный), что этот Франческо был типичным САпёром
— самоактуализирующейся личностью (им Абрам Маслов посвятил 11-ю главу своей великой книги "Мотивация и личность"). То есть ни в каких тайм-менеджментах, толкателях-пинателях, таймерах и прочем не нуждался. Это я и к тому, что управление результативностью в делах не то же самое, что принуждение к концентрации внимания при обучении.
В своей книге автор The Pomodoro Technique подробно рассказывает о рождении метода, о ситуации, которая вынудила такой инструмент искать. Она была и учебной и конкурентной. Первому успеху самопринуждения способствовал дополнительный мотиватор — нежелание (страх) снова оказаться отстающим или даже за воротами университета. Как я заметила в письмах курсистов, не получивших такого же быстрого результата, инструмент применялся ими не в экстремальной, а в текущей ситуации борьбы с ленью...
Ну, не сдадите вы проект в срок, и что? Вас же не выгонят и, возможно, даже не поругают... Инструмент, выброшенный из логической цепи, где он занимает СВОЁ место, работает хуже. То есть в ситуации когда вам нужно сделать
с помощью какого-то ИНСТРУМЕНТА (метода) КОНКРЕТНОЕ дело к ОПРЕДЕЛЕННОМУ сроку, а иначе СМЕРТЬ,
делает для вас любой часовой механизм инструментом высокой эффективности.
Мы все учились понемногу...
Как происходит обучение? Об этом мы много говорили в 2011-м, в том числе с нейролингвистом Татьяной Владимировной Черниговской (см. запись беседы в трёх частях в журнале Гильдии). Мыслительные процессы при обучении, при систематизации уже известного и при обобщении знаний протекают по-разному. Плюс у каждого человека свой "наследственный инструмент", плюс ТВОРЧЕСТВОМ не помыкают (чему бы то ни было талантливому дают время родиться), плюс... — всё это заставляет даже в таком, казалось бы, простом случае, каким на первый взгляд представляется "метод помидора", оставаться трезвым в ожиданиях. То есть не стоит расстраиваться оттого, что "учил-учил, кило помидоров перевёл, и не выучил". Причины тому могут быть разными.
С усилением информационного давления, развитием Интернета и ускорением исторического времени нам всё сложнее удерживать на чём-либо внимание хотя бы 45 минут. К 80-м годам прошлого века назрел (и позже разгорелся) медицинский спор, где одни ратовали за признание СДВГ(Синдром Рассеянного Внимания) болезнью, а другие — за пересмотр представлений о нормальном. Скорее всего, автор предпочёл второе, выбранный им 25-минутный ритм вполне в духе времени.
За сим уступаю слово курсистам и резидентам Гильдии Лидеров Перемен, поделившимся своими наблюдениями и помидорным опытом.
1. "Мне нужно погоняло чаще всего в проектах, когда усталость на каком-то этапе вынуждает отвлечься. Искал что-то о применении метода в PM. Спасибо за шпаргалку. То что нужно".
2. "Изучил рекомендованный вами первоисточник. Уткнулся в пункт один, в целеполагание и постановку задачи. И что бы я делал, пропусти занятие про цели :) ? У вас нет случайно примеров, как люди, не умеющие ставить цели и самоозадачиваться, крутят помидор. У них есть успехи?"
3. "Стыжусь даже признаться, как я использую будильник (таймер не купила). Я азартная и трудоголик. Могу часов в 10 вечера засесть за работу и в 4 утра заметить, что голова горит, шея отекла, ноги вросли в пол. Так я теперь через 25 минут через_не_могу поднимаюсь и 5 минут курю. На эффективность мою это не влияет, но для здоровья полезно. Парню надо было изобрести помидорометод, чтобы я заметила, что у меня есть будильник".
4. "В предисловии к книге, что Вы нам дали, написанном консультантом, приводится пример, после которого вообще читать не хочется ничего кроме сайта изобретателя. Консультант пишет, что после работы с ним его клиент повесил таймер на входной двери в кабинет и теперь, мол, все знают, через сколько можно будет зайти. И дальше: со временем это стало элементом корпоративной культуры, все обзавелись таймерами... Консультант, что с него взять. Не работал человек в реальной фирме с аськами, не врывался с его рабочий процесс ГД когда тому в голову взбредёт, не влетал финдиректор, которой надо через полчаса быть в налоговой. Какой отдельный кабинет в оупэн-спэйс? Для офисного руководители главный навык — умение быстро соображать, переключаться, но и отбиваться от обезьян, конечно. Кстати, если разобраться с обезьянами, появляются лаги времени и по полчаса в хороший день".
5. "Обычно, когда я говорю коллегам что-нибудь про изменения, то в ответ получаю протест. Это естественно. То же самое касается и эффективности. Я всегда готов к такой реакции. И вот стал я после занятия рассказывать на работе про метод помидора. И что вообще-то нет такого понятия, как "управление временем". Временем еще никто не научился управлять, а вот занятостью во времени — дело другое. Как и вы, называю Time-management "управлением занятостью", убирая "персональной" и "во времени". Что вы думаете? Никто не спорит! Впервые. Сразу все соглашаются. Я много раз проверял. Щедровицкий рулит! Правильное слово всасывается сразу в кровь :) !"
6. "Поощрение отдыхом, которое есть в методике, мне напомнило книгу дрессировщицы Карен Прайор. Помните, вы нам давали на "Оргповедении"? Называется "Не рычите на собаку". Надо еще раз прочитать. Мне в управлении моим персоналом помогло. А таймеры меня бесят просто. Когда что-то тикает рядом, я тупо смотрю на это — когда же перестанет? Не могу смотреть даже на таймер микроволновки. Там так наглядно и бесповоротно утекают секунды твоей жизни. Я чувствую время, а если сейчас засяду за дело на 2-3 помидора —сделаю, но качество пострадает. Я могу как в Китае: или хорошо, или быстро, или дёшево. А всё вместе — нет, хоть искупайте меня в гнилых помидорах".
7. "Закон Паркинсона гласит: «Задача занимает все время выделенное для
неё». В книге «Законы Паркинсона» бабушка пишет письмо внуку весь день, в то
время как внук пишет письмо той же длины и информативности 15 минут. Может в книге было 5, может 20 — не помню. Так вот, мои помидоры не салатные, а помельче. Всё равно отвлекусь через 15 минут на 3 минуты, так что я это просто узаконил. Но на эти 15 минут меня ни для кого нет :) ".
8. "Моя жена пришла домой, увидела мои разбросанные после командировки вещи, на пробковой доске приколочен листок со списком:
1) Таймер (желательно в виде помидора)
2) Карандаш.
3) Лист задач на сегодня. (TO-DO Sheet)
4) Лист деятельности. (Activity Inventory Sheet)
5) Лист для записей прогресса.
2) Карандаш.
3) Лист задач на сегодня. (TO-DO Sheet)
4) Лист деятельности. (Activity Inventory Sheet)
5) Лист для записей прогресса.
"Опять с тренинга", — подумала жена. Подняла с пола папку. На обложке:
"Записать задачи которые надо сделать на листе деятельности. Утром записать их в лист в порядке убывания важности.
1) Выбрать первую задачу.
2) Завести таймер на 25 минут.
3) Не отвлекаясь работать пока не зазвонит таймер.
4) Отметить крестиком в списке задачу над которой работал.
5) Сделать короткий перерыв — 5 минут.
6) Через каждые четыре помидора делать перерыв — 15-20 минут.
Помидор не делить; если задача длиннее чем 5-7 помидоров разбить её на несколько задач, если короче —объединить её с другой мелкой задачей. Не использовать помидоры для организации отдыха."
Но для организации ужина, можно наверное использовать, — подумала жена и приготовила мои любимые фрикадельки в томатном соусе. И весь вечер меня терзала об этом помидорометоде. А потом неделю была то пицца, то спагетти болоньезе, то еще чего-нибудь с помидорами. Хорошо, конечно, но в меру лучше. Вот я записи с курса по орг.поведению не разбрасывал, так в доме тишь и лад, а теперь, чуть что: "Тебе помидор завестииии?!!" Будьте осторожны, коллеги!".
См. также книгу Штаффана Нётеберга "Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут".
См. также книгу Штаффана Нётеберга "Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут".
Комментариев нет:
Отправить комментарий