понедельник, 14 января 2013 г.

Эрнесто Сиролли на TED: Хотите кому-то помочь? Замолчите и слушайте!

Одна из самых сложных ситуаций в передаче знаний и оказании помощи -  когда ты впервые протягиваешь руку для знакомства людям, отчаянно нуждающимся в тебе (по твоему собственному убеждению),... но не догадывающимся об этом. В моей работе это происходит постоянно. Порою нестерпимо трудно сдержать порыв сообщить новым знакомым: "Так вот же дверь в ваше светлое завтра!" (не предложить сходу готовое решение, что недопустимо во всем статьям, а сообщить какую-нибудь "мелочь", скажем, "развитие бизнеса и развитие организации - не одно и то же"). И не приведи меня Бог нечаянным образом дать им обнаружить, что я и есть носитель искомой информации. В качестве обратной связи ничего, кроме подозрений в намерении продать себя, не вернётся.

Чем больше святость компании в вопросах развития и управления изменениями, тем меньше у меня шансов встретиться с радостью открытия. Догнать и причинить добро можно, рассчитывать на "ура!" нельзя. Наша цеховая ситуация далеко не уникальна.

В лучшем положении находятся те, кто работает под флагами различных благотворительных, просветительских и пр. организаций; их встречают "лучше", поскольку у них вроде как работа такая: приходить к тебе и говорить, чего ты не понимаешь и не умеешь, и "сейчас мы это исправим".

Если выйти за рамки управленческих проблем и расширить видение, то можно обнаружить, что с освоением европейцами Америки или Африки миссионерство как движение никуда не делось. Напротив, сегодня это - гигантская индустрия, в основе которой когда-то лежало искреннее пассионарное намерение изменить мир к лучшему. Чужой мир.

Тот пассионарный зуд, который является героем этой моей заметки, нашел счастливый выход в управленческом консалтинге. Именно его отчужденность от реального бизнеса, "немотивированная пассионарность" коллег, а порою откровенный снобизм, чувство интеллектуального превосходства и неуважение к людям дела, нежелание извлекать уроки из опыта русской школы НОТ, отвратили меня от консалтинга в 2000 году и вернули в SbA (на реальные торгово-производственные предприятия).

В докладе Эрнесто Сиролли я услышала что-то очень знакомое: "Мы, западные люди, являемся империалистами, колонизаторами-миссионерами и у нас есть только два способа обращаться с людьми: Мы относимся к ним либо покровительственно [patronize], либо по-отечески [paternalistic]. Оба слова, описывающие это, происходят от латинского корня «pater», которое означает «отец». Но они означают две разные вещи. По-отечески — я отношусь к каждому из другой культуры как к своему ребёнку. «Я так люблю тебя!» Покровительственно — я отношусь к каждому из другой культуры так, как если бы он был моим слугой. Вот почему белых людей в Африке называют «bwana», боссами".

Соглашаясь в целом с опытом и выводом Сиролли о том, что надо заткнуться и слушать, я могу добавить лишь одно возражение, справедливое в нашей системе координат SbA.

Нам - директорам по развитию - слушать гораздо труднее по нескольким причинам. Наш руководитель часто не знает, чего хочет, не может сформулировать проблему или вовсе её не видит (так, какой-то неявный зуд и только); конструктивного вопроса можно так никогда и не дождаться. И самое частое: ту "помощь", которую собеседник просит оказать, иногда просто нельзя оказывать, поскольку она добьёт компанию, укрепит её понятийное (образовательное отставание), создаст системный конфликт и т.д.

Однако, послушаем Сиролли. Сайт TED.com даёт такой анонс его выступлению: "Два триллиона долларов за последние 50 лет. Таков размер "помощи" стран-доноров Африке. Когда большинство имеющих благие намерения работников гуманитарной помощи слышат о проблеме, которую, как они думают, они могут решить, они отправляются делать это. Это наивно, как полагает Эрнесто Сиролли. В этой забавной и страстной лекции он предлагает в первую очередь выслушивать людей, которым вы стараетесь помочь, и использовать их собственный предпринимательский дух. Его совет о том, что срабатывает, поможет любому предпринимателю".


Текст доклада доступен резидентам Гильдии Лидеров Перемен в разделе "Наш TED"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.