Далеко не сразу Николай Васильевич Гоголь сделал эпиграфом к своей комедии «Ревизор» эту известную народную пословицу. Эпиграф появился только шестью годами позже выхода комедии в свет. Как считают литературоведы, этот шаг «стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты все общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй».
За обладание любым талантом человеку приходится платить. Когда мне рассказывают о талантливом специалисте в сфере развития компаний, у меня возникает смешанное чувство из радости узнавания и сострадания, ведь одна из первейших задач директора по развитию – быть зеркалом для компании, а быть зеркалом не сладкая участь.
В начале XXI века была популярна идея о том, что компания должна осознавать, чем является и где находится, посредством усилий в области маркетинга. Позднее выяснилось, что маркетинг действительно способен сделать бесчувственную и слепую компанию зрячей и чувствующей, но это в большей степени относится к вопросам развития бизнеса, но не организации. Как оказалось, маркетинг не способен стать зеркалом для организации, так как ему не удаются две вещи: 1) создать не дамское зеркальце, а хотя бы трюмо; 2) достаточно долго удерживаться непосредственно перед глазами управляющих.
Зеркало-маркетинг отлично справляется с тем, чтобы держаться под углом к взору смотрящего. Таким образом управляющие видят, что происходит сзади , сбоку, где угодно, только не перед носом (Черчилль называл принятие решений на основании исследований "управлением автомобилем упёршись взглядом в зеркало заднего вида"). Управляющие тщательно избегают опасности увидеть своё отражение.
Зеркало-маркетинг отлично справляется с тем, чтобы держаться под углом к взору смотрящего. Таким образом управляющие видят, что происходит сзади , сбоку, где угодно, только не перед носом (Черчилль называл принятие решений на основании исследований "управлением автомобилем упёршись взглядом в зеркало заднего вида"). Управляющие тщательно избегают опасности увидеть своё отражение.
Для меня не существует вопроса, почему эффективные и реально толковые директора по развитию (особенно те из них, кто ставит импрувмент в компании), так много времени уделяют когнитивным сторонам и вопросам своей профессии. Кривым зеркалом быть легко (и много желающих), толку от такого отражения (улучшений) не будет, разве что – веселье. Правдиво и весело отражать – это уже дар божий, но лишь великие монархи прошлого могли похвастать столь же великими шутами при дворе. Хотя… если продолжить эту мысль на страну или нацию.
Некоторые коллеги говорят, что им не нравится Джордж Карлин (George Denis Patrick Carlin), поскольку в своих выступлениях со сцены он использует много непарламентских выражений. Почему никого из моих продвинутых коллег (людей интеллигентных, культурных и воспитанных) это обстоятельство не смущает? Карлин не просто Зеркало. Карлин - один из первых американских стендаперов. Жанр стендап-камеди (Stend-Up-Comedy) в Америке вывел на сцену высокоинтеллектуального и дерзкого героя, которому общество "официально разрешает" делать то, что хотели бы сделать многие, если бы не социально-общественный договор: говорить открыто о том, что болезненно для общества, разрушать стереотипы, называть вещи своими именами в тех словах, выражениях и стиле, в каком делать это вне стен зала/студии запрещено моралью. То, как это делал Карлин, завораживало зрителя, вызывая восхищение и пробуждая мышление.
Корпоративная культура повсеместно исключает нецензурные слова и выражения из лексикона управляющих. Бесполезный в деле развития HRM, увлекаясь, формирует культуру целлулоидных улыбок, двойных стандартов, плавных движений и лицемерия. Уступая потребности компаний в зеркалах с одной стороны и желанию сохранить свой образ белым и пушистым с другой, HR-психологи привнесли в наши офисы коучинг (искусство задавать управляющим вопросы, не понимая данные на них ответы и не зная вариантов этих ответов). Директор по развитию, который в компании находится постоянно, понимает: по-настоящему правдивое отражение может вызвать самую негативную реакцию. Однако, если "системы развиваются через определение и преодоление противоречий", то без огорчений от того, что положение статус-кво нарушено, не обойтись.
Корпоративная культура повсеместно исключает нецензурные слова и выражения из лексикона управляющих. Бесполезный в деле развития HRM, увлекаясь, формирует культуру целлулоидных улыбок, двойных стандартов, плавных движений и лицемерия. Уступая потребности компаний в зеркалах с одной стороны и желанию сохранить свой образ белым и пушистым с другой, HR-психологи привнесли в наши офисы коучинг (искусство задавать управляющим вопросы, не понимая данные на них ответы и не зная вариантов этих ответов). Директор по развитию, который в компании находится постоянно, понимает: по-настоящему правдивое отражение может вызвать самую негативную реакцию. Однако, если "системы развиваются через определение и преодоление противоречий", то без огорчений от того, что положение статус-кво нарушено, не обойтись.
Сет Годин в своём знаменитом выступлении на TED 2009 года («Племена, которые мы ведем за собой») сформулировал три вопроса, которые должны задать себе герои современного социального лидерства. Любопытно, что первый из них как будто заимствован из философии импрувмента: «Посмотрите, кого именно вы выводите из себя? Потому что если вы никого не расстраиваете, то вы не нарушаете статус-кво (ничего не меняете)». Топ-менеджер компании Lend Lease объясняя, почему "ранимые чистоплюи" не могут работать в их компании, сказал в интервью Fast Company: "Нельзя создать ничего нового, не задев гордости людей, которые уверены, что нет ничего лучше сделанного ими".
Таким образом у директора по развитию в части self-management возникают как минимум три задачи: 1) познакомиться с собой, разобраться, что ты есть сам, что и как ты можешь искажать при отражении; 2) глубоко изучить когнитивные вопросы своей профессии, овладеть социально-ролевым анализом; 3) овладеть искусством эффективного, но "нетравматичного" для окружающих отражения, ведь мир каждый видит по-своему...
К общему нашему удовольствию канал Культура выпустил на экран научно-популярный фильм о достижениях современной когнитивной науки. Фильм создан творческим коллективом и группой учёных под патронатом доктора филологических и биологических наук, профессора Санкт-Петербургского Университета, нейролингвиста Татьяны Владимировны Черниговской. Фильм называется "Покажем зеркало природе".
Возможно, как и в случае c эпиграфом для комедии Гоголя "Ревизор," столь важное уточнение миссии Развивающего выходит с опозданием. Но, во-первых: лучше поздно, чем никогда, а во-вторых, именно сегодня мы можем "копнуть тему" намного глубже. Счастливый случай помог нам встретиться с Татьяной Владимировной Черниговской в канун юбилея портал-журнала "Управление изменениями в компании". Беседа в трёх частях под рабочим названием "Зеркало для компании" затронула вопросы более широкие, чем те, что лежат в поле интересов директоров по развитию, и тем более интересна широкому кругу менеджеров.
Возможно, как и в случае c эпиграфом для комедии Гоголя "Ревизор," столь важное уточнение миссии Развивающего выходит с опозданием. Но, во-первых: лучше поздно, чем никогда, а во-вторых, именно сегодня мы можем "копнуть тему" намного глубже. Счастливый случай помог нам встретиться с Татьяной Владимировной Черниговской в канун юбилея портал-журнала "Управление изменениями в компании". Беседа в трёх частях под рабочим названием "Зеркало для компании" затронула вопросы более широкие, чем те, что лежат в поле интересов директоров по развитию, и тем более интересна широкому кругу менеджеров.
* Kinsmark Group благодарит Татьяну Владимировну Черниговскую за интересную беседу и поддержку нашей деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий