Михаил Литвак |
Специалистам необходимо уметь различать изменения и временные уступки, понимать, что может быть изменено в компании, а что никогда не удастся преодолеть. Объектом диагностики является, прежде всего, культура управления компанией, базовые ценности, убеждения и стереотипы. Неизменным является социогеномный код ее первого лица, имеющий основное влияние на укрупнённый код организации.
Если руководитель лишен подлинного лидерства, то никакие курсы личностного роста или коучинг помочь здесь не в состоянии. Манеры изменить можно, мотивы — нет. Существует только один метод пробудить «спящего руководителя», однако он неприменим в деловых условиях.
Узнала я о нем, посетив древний Эфес (Турция) — родину медицины, подарившую нам, в том числе образ чаши с молоком, обвитой змеей.
Медицинские учреждения античности не применяли медикаментозные методы лечения. Людей исцеляли посредством воды, даров природы и внушения. Когда состоятельный больной впервые попадал в лечебницу, он проходил вдоль длинных анфилад и коридоров, по стенам которых журчали струи воды, а голос, доносившийся из неоткуда, провожал словами «Ты выздоровеешь, ты выздоровеешь». Когда человек ложился спать, его комнату окуривали травами, погружая больного в полугипнотический сон. Обладатель «божественного», услышанного ранее голоса входил в опочивальню и наговаривал спящему четкие указания того, что он должен делать, чтобы стать здоровым. Человек пробуждался в убеждении, что он знает и может сам победить свои проблемы... И выздоравливал.
Древние считали, что все обращения к сознательному бессмысленны, так как у рацио есть свои резоны, чтобы не давать человеку шанса действительно измениться. Поэтому они считали тех, кто тратил время на увещевания или демагогами или шарлатанами.
Как это ни странно звучит, но запуск импрувмента в небольшой компании проходит труднее, чем в крупной. По моим наблюдениям, скромные размеры бизнеса там зачастую являются не воплощением оптимума, а следствием страха укрупнения.
Как утверждают знакомые бизнес-психологи, огромное количество собственников малых компаний стали таковыми вовсе не в результате стремления к самореализации. По причине воспитания им просто не близка мысль о том, что они могут работать на кого-то, быть членом коллектива, вставать рано утром и подчиняться долгу. Не очень-то хочется верить и в достоверность числа невротиков на высших руководящих постах. Психотерапевт Михаил Литвак в своей книге «Принцип сперматозоида» пишет:
"Беда многих невротических личностей в том, что они долго размышляют, но не принимают решений. А если принимают решение, то не действуют. Один видный педагог справедливо заметил, что если после размышлений нет решений и действий, то можно считать, что человек и не думал. Когда действуешь, можно ошибиться, но это повод для дальнейших размышлений и действий. Так приобретается опыт".
Принцип сперматозоида, сформулированный психотерапевтом Михаилом Литваком тоже может оказаться полезным для практиков в сфере управления развитием: «Хочешь от человека чего-нибудь добиться — запрети ему это и создай преодолимое препятствие средней трудности». Верно и обратное: «Не чини препятствий, и человек туда не пойдет».
Многие выборы, перед какими встает СЕО в процессе взросления корпоративной культуры, в проекте разработки стратегии или создания Системы Менеджмента Качества, обращены к личности, способной делать выбор. В большинстве своём это экзамены на зрелость, однако личностная зрелость напрямую от возраста не связана (бывают и 60-летние капризные малыши в генеральских креслах). Мы нашли эту тему на страницах книги М. Литвака «Принцип сперматозоида» и решили привести несколько эпизодов на сайте журнала Гильдии Лидеров Перемен Kinsmark.
Комментариев нет:
Отправить комментарий