среда, 10 июня 2009 г.

Лидер перемен на фоне Васнецова. Три стереотипа об импрувменте.

Меня искренне удивляет яркий и опасный перекос в понимании работодателями (первыми лицами и их кадровиками) содержания процессов развития. В наши дни вакансия «Директор по развитию бизнеса» уже не редкость. Однако мало кто понимает, что развитие бизнеса – процесс, следующий за развитием организации, а все усилия и инвестиции в создание «сильного брэнда», «мощного девелопера», «динамично развивающейся» и т.п. – лишь попытки создать колосса на глиняных ногах. 

Разъяснения того, что попытка сэкономить на вакансии «Директора по развитию» является как раз растратой и влечет убытки, вызывают у генеральных целую гамму эмоций от недоверчивого удивления до отрицающего возмущения. Если собеседнику никогда прежде не встречался организационный эволюционист, каким является управляющий развитием, практикующий импрувмент, то в лучшем случае до него дойдет, что не все так просто, как ему, работодателю, кажется, не более того.

Сейчас уже немного попритихли, а еще 5 лет назад, не допуская мысли о собственном отставании, «продвинутые» рекрутеры, кадровики и генеральные, узнавая о содержании компетенций импрувера, саркастично допытывались: «Так в какой именно отрасли вы является профессионалом?!» А и правда, если не вникать (вникать – это трудиться, а трудиться лень), то директор по развитию может заменить собой (в случае удачного найма, естественно) отдел маркетинга, отдел персонала, руководителя проектов автоматизации и развития системы продаж. Вот именно так буквально и понималось – «заменить собой». 

При более пристальном рассмотрении заодно с прояснением «феномена многостаночности» импрувера (оказалось он не «по верхам и нигде глубоко», а как раз напротив), рассыпался еще один стереотип: мол, директор по развитию в нашем понимании показан и по карману только крупным предприятиям, а среднему бизнесу судьба – вести управление на коленке. Многие компании убедились, что им как раз очень выгодно иметь в своем штате импрувера. Его высокие компетенции в маркетинге (из которого он, скорее всего, вырос), управлении персоналом и проектами вкупе с сугубо развитийными умениями проектировать, регламентировать, создавать, управлять, улучшать и выдавать результат, помогают обходиться средними исполнителями там, где иначе придется нанимать дорогостоящих специалистов, ставить им задачу и справляться с их обезьянами. Посчитайте затраты.

Один руководитель высказал опасение, что, привлекая импрувера и разрешая ему делать его работу (разбираться с проблемами стыка между HR, процессами, маркетингом и IT), его предприятие попадет в зависимость от импрувера. После ухода последнего в компании могут быть оголены несколько смежных участков работы. Этот аргумент не выдерживает никакой критики, так как любой генеральный, который хотя бы на бегу познакомился с такой предметной областью, как «управление изменениями» и импрувментом, как практикой управления развитием, мог заметить, что сам характер деятельности сводит на нет подобные риски.
Импрувер – профессионал, лишь когда проводит необратимые улучшения. Чтобы построить стабильный развивающий предприятие процесс, необходимо последовательно пройти путь от выстраивания на топ-уровне потребности в высококлассном маркетинге, HR, IT до вывода на устойчивую работу этого функционала под началом автономного, но системно развитого и интегрированного специалиста. Везде, где происходят процессы развития, именно импруверы инициируют и участвуют в создании служб HR, маркетинга, управления проектами, усиливают состав коммерческих служб, отделов логистики и информационных технологий. Иными словами, у импрувера обратно противоположная от эгоцентрации задача. И только в одном случае он не сможет ее выполнить: если «экономный» генеральный директор увлечется экономией на импрувере и откажется развивать маркетинг, продажи, HR и IT в ущерб интересам собственного предприятия. Тогда, потеряв в лице генерального подобие лидера перемен, импрувер - агент перемен – теряет предмет труда и интерес к компании.

На одной из открытых сессий Kinsmark.com я спросила коллег, как они представляют себе декорации типичной истории из области импрувмента. Абсолютное большинство представило себе офис. Компания производит или торгует, но действие разворачивается в офисе. Вот вам еще один забавный стереотип. Коренится он в уже знакомом смешении развития бизнеса и развития организаций. Почему-то считается, что импрувмент не для общественных организаций, музеев, фондов, библиотек. Ну да, бизнеса там, вроде бы нет. Как же нет? Там есть Организация для начала, и есть Дело. Последнее переводится на английский как «бизнес». То есть бизнес – это дело, а не офис с секретаршей. Декорации вторичны.

К счастью, лидеры и агенты перемен есть не только в ЗАО и ООО, они есть в тех организациях, где думают не о прибавочной стоимости, а о культуре, национальном наследии, порядке на дорогах и во дворах, сохранении исторических знаний и артефактов.  

Для иллюстрации последнего, предлагаю вам познакомиться с эпизодом программы канала НТВ «Школа злословья» с Андреем Ерофеевым – бывшим зав. отделом современного искусства Государственной Третьяковской Галереи.


Весь текст


Комментарий Андрея Ерофеева по поводу его увольнения из Третьяковской Галереи

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.