понедельник, 5 января 2015 г.

Эффективные самозванцы. "Причуды" наставников "от бога"

Ох уж эти споры-рассуждения о заочной оценке наставника. Как выбирая его не ошибиться, какие бумажки спросить, какие сведения искать в резюме... Все они разбиваются об одну единственную вещь: наличие у вопрошающего истинной нужды, что выражается и решимости действовать и, прежде всего, учиться...

х/ф "Король говорит"
х/ф "Легенда Багера Ванса"

х/ф "Каратэ-пацан"
Мне приходят не только письма резидентов Гильдии, клиентов или читателей нашего журнала, приходят и жалобы. Редко. Но какие это жалобы!.. На этот раз Центр Управления Полётами "оказался неправ" в том, что "посоветовал не того специалиста".

Ход событий был традиционным: в ЦУПе в течение длительной переписки с предприятием вынесли заочное заключение (гипотезу) о том, в чем суть проблемы управления. Переписка велась по всем законам жанра так долго, насколько это требовалось для прояснения картины: в операциональных высказываниях, со всеми "5 почему" и т.п. Не лишним будет заметить, что письма нам писались руководителями предприятия (HR + исполнительный директор) в рабочее время, а наши ответы - в нерабочее. В Kinsmark работают не за деньги, а по убеждению, поэтому у нас нет резона ни затягивать беседы, ни относиться к ним поверхностно.

Долго отделяя причины от следствий, удалось докопаться до лакуны в эволюции статуса лидера, которая вполне спокойно закрывается обучением (как в форме персонального коучинга, так и группового практикума).

На основании гипотезы о том, что именно и с кем нужно делать в компании, была сформулирована следующая - кто именно сможет это сделать. Как известно нашим резидентам/партнёрам, рекомендация Kinsmark дорогого стоит. Эту самую рекомендацию ЦУП и дал, приложив ссылки и всё то, что положено знать "больному" о "враче". А именно то, что этот врач... вылечивает. Не прикладывает сертификаты или дипломы к больному месту, не возводит в учёную степень проблему (возможно, по причине отсутствия степени; см. мнение Дениса Драгунского), а вылечивает.

Заочный портрет специалиста компанию не вдохновил. ЦУП получил перечень сомнений; просьбу дать 100%-е гарантии результативности Агента перемен в этой компании; список телефонов руководителей крупных предприятий "уровня ГазПрома", где такие же проблемы были успешно решены; план работ с подробным описанием "а как он это будет делать"; аргументацию по поводу эффективности применяемых им авторских методик. На это ЦУП ответил, что всегда будет рад помочь компании, когда компания будет к этому готова сама. К моему личному удовольствию, наш ответ был простым, лишенным умничания (скажем, цитирования восточных мудростей вроде "когда Ученик готов, приходит Учитель"), но для компании до жалобы обидным...

Конечно, предприятие можно понять. Мы же сами из таких же предприятий, а не из консалтинговых лабораторий. Мы всё понимаем. И смотрим, о чём та или иная информация говорит. В данном случае, как минимум, о двух вещах. Первое: рекомендации Kinsmark для этой компании не так ценны, как собственные страхи (хозяин - барин, как говорится). Второе:.. Вот именно ради этого второго и вся заметка. 

х/ф "Король говорит"
х/ф "Легенда Багера Ванса"

х/ф "Каратэ-пацан"

Истории, наподобие тех, что я выбрала в качестве примеров, обладают удивительным магнетизмом; они занимают особое место в умах читателей (а за ними и зрителей) и всегда находят отклик в сердцах людей.

Три эти истории, из которых одна реальная, другая почти реальная и третья вымышленная, имеют двух героев, а не одного. Оказавшись перед вызовом Судьбы главный герой решает учиться и выбирает в качестве мастера персонаж весьма сомнительный, который, в итоге, и приводит его к победе как над проблемой, так и над самим собой. И сам становится героем (для нас)...

Кроме веры в собственный инструментарий этих педагогов-самозванцев объединяет масса черт, по которым я и рекомендую дорогим руководителям компаний распознавать их. Я не хочу сказать, что обладающие всеми маркерами и регалиями тренеры/педагоги хуже. Вовсе нет. Я всего лишь уточняю: как "лишенный фенечек" специалист может оказаться самовлюбленным шарлатаном (и успехи его прежних клиентов вам никакой гарантии не дают), так справедливо и то, что никакой диплом, стаж или "три буквы" не являются маркерами профессионализма и не гарантируют результат именно в вашем случае. Итак, заметим:

1. Слово "самозванец" к наставникам-самородкам в общем-то не применимо, поскольку они никуда не вызываются сами. Они тихо сидят по своим углам (самозанятые в том, что им нравится) и последнее, чем озабочены - продажами своих тренерских компетенций. (Именно поэтому ЦУП берет на себя функцию рекомендателя).

2. У них трудный характер. Они либо самодостаточны, либо не дружат с миром людей. Когда на пороге появляется искатель их помощи, они вовсе этому не рады, в том смысле, что не испытывают "восторг коммерческой удачи". Они ведь этого не ждали, поэтому им приходится доказывать, что вошедший не ошибся дверью. Попытки вызвать их на монолог о собственной эффективности чреваты расставанием. Они не будут доказывать вам, что не являются верблюдами. Им это не нужно.

3. Никакой другой мотивации, кроме "я хочу", они не признают. Если вы чего-то не можете, значит - не хотите. Приходите когда захотите. В философские дебаты они не вступают.

4. Они сами готовы учиться у того, кого встретили на жизненном пути и не становятся с вами в неравную трансакцию "ученик - учитель". Ваш возраст и жизненный путь не имеют значения. Это общение "на равных" (однако, "на Вы" и без тени фамильярности) нередко воспринимается как бестактность. Разница в том, что вы заранее знаете, что хотите взять от него, чему научиться. А он сможет сказать, чему научился у вас, лишь в конце общего пути.

5. По той же причине №4 (отсутствия трепета перед вашими регалиями/опытом/возрастом) они кажутся дурно воспитанными. Будь вы хоть король английский - терять на вас время, разгребая ваши сомнения и страхи - увольте. Вы или работаете, или нет. И жалеть вас тоже никто не будет. Монарх вы или ребенок - с вас будут снимать три шкуры. Вы можете жаловаться, но пытаться воспитывать наставника бессмысленно, ваш "проект" просто прекратится.

6. Они никогда не открывают заранее суть своих методик. Это происходит не от страха кражи интеллектуальной собственности, а от того, что работа идёт "под задачу". Они не применяют одно лекарство во всех случаях, а меняют средства и методы по ходу дела (1). Как говорила знаменитая героиня, сотворившая чудо: "Я знаю, что смогу изменить её, но пока не знаю как".

7. Они никогда не дадут вам заранее подробный план работ и не назовут точную дату получения результата. Сможете ли вы дойти до этого самого результата, они сами-то поймут только спустя некоторое время. Когда? Когда незаметно сами для себя вы пройдёте их тесты. "Сними куртку. Повесь. Надень куртку... Сними куртку. Повесь. Надень куртку..." Заметному прорыву предшествует период доводящей до бешенства "бесполезной рутины". Будьте готовы не понимать, ругаться, жаловаться и кидаться в наставника "гнилыми помидорами".

8. Обнаружив в конце концов обаяние подлинности их личностных качеств, их настоящность и ценность, потом - после всего пережитого - вы от чистого сердца захотите заплатить им сверх гонорара, который теперь вам покажется слишком маленьким. Не стоит. И не стоит с ними спорить из-за цены в самом начале. Когда это не, как говорится "нематериальная мотивация" наставника, заплатите вовремя (часто это лучшее в части о деньгах), а если хотите выразить благодарность - посоветуйте его кому-нибудь из своих знакомых.

 См. также по теме:

1. Запуск импрувмента. Технология в картинках.
2. Академическая гребля под себя как устойчивый тренд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.