вторник, 5 апреля 2016 г.

Сопротивление переменам: протестное мышление

По следам прошедших консультаций 
по практике управления развитием


Можно спорить о том, с чего начинаются перемены (с признания их необходимости, с обучения или отказа от старых методов работы), – одно бесспорно: в самом начале мы никуда не денемся от пары "информирование и восприятие нового".

На консультациях лидеры перемен (RCL), директора по развитию часто сетуют на то, что боссы их не слышат. И чем громче RCL пытаются достучаться до бизнес-лидера, тем выше стена отчуждения и активнее ответная глухота. 

Причину неудач в диалогах коллеги склонны искать, в основном, в себе. Кто-то считает, что не овладел в должной мере навыками социально-ролевого анализа, а потому не смог подобрать нужные слова, правильно выстроить коммуникацию. Другой уверен, что всё дело в "промежуточном звене", в HR-директоре, манипулирующем мнением руководителя, и значит стоит, мол, совершенствовать навыки участия в политических играх... Преодоление стены непонимания для многих RCL становится самоцелью, они готовы рискнуть своим местом в компании, но найти способ заставить руководство прислушиваться к себе

На мой взгляд, коллеги слишком требовательны к себе самим и особенно в тех случаях, когда игнорируют факт встречи с протестным мышлением. 

Отвержение всего нового, что приходит от других людей, – вполне распространённая первая реакция. "Ой, что это?", "ой, как интересно", "я и не знал" для многих (если не для большинства) остаются в далёком детстве, а на их место приходит активное отрицание. Совсем не редкость, когда получение предложения/совета что-то прочесть (узнать/изучить/присмотреться и т.п.) переходит в разряд травмирующих событий и вызывает агрессивную реакцию и обиды. И дело вовсе не в том, в какой форме это было предложено, дело в самом факте предложения.

Привычка ценить только то, что найдено самостоятельно, не считается вредной, ей вообще не уделяют внимания. Однако, утраченная в детстве здоровая любознательность (не завязанная на источник информации) не оставляет пустоты, рефлекс негативизма может в итоге укорениться в мышлении. Трудно отнести слова "владеющий информацией владеет миром" к человеку, отмахивающемуся от нового лишь потому, что информация об этом новом пришла к нему сама. Столь же нелепым и повсеместным является восприятие (предпочтение) информации не из более надёжных или доверенных источников, а из более... приятных (см. о бессознательности предпочтений ниже). Что ж, такие времена. Наш внутренний Критик ликует, настало его время. Делая людей мнительными, болезненно чувствительными и подозрительными он и дальше будет только рад пополнить свои арсеналы приёмами защиты нас от всего лишнего. Каждый шаг в сторону границы внутреннего комфорта будет им признан лишним, а поскольку обучение и особенно перемены это не просто приближение к границе зоны комфорта, а выход из неё, то...

Подробному описанию причин и примеров протестного мышления можно посвятить объёмный труд. Однако не "многобукв" является целью данной заметки. Я лишь хочу обратить внимание коллег на это явление, перечислить его истоки и привести пару примеров.

Некоторые причины протестного мышления:

сложности пубертатного периода, своеобразное "застревание" в подростковом возрасте, инфантильность, недозрелость личности;
эхо проблем взросления в части взаимоотношений с родителями;
наличие страхов обнаружения собственной несостоятельности;
гендерные причины;
отрицательное отношение к обучению как к таковому (зашитое в геноме);
избегание информационной перегрузки;
параноидальное восприятие всех входящих с добром не иначе как "данайцев дары приносящих";
– статусные ритуалы (например, профессор, не знающий современных девайсов, не пойдёт на лекцию студента о них);
– проблемы самооценки ("я и так всё знаю") человека не знающего, чего именно он не знает;
ментальные установки (напр., "полученное легко не может быть во благо")
и т.д.

Замечено, что атеисты грешат отрицанием подобного рода чаще людей верующих. Человек утративший Веру (или никогда ею не обладавший) склонен обращать внимание на то, кто именно и как сообщает информацию, а не на само её содержание. Верующий напротив открыт божьей помощи и может воспринимать человека, сообщающего новое, лишь как проводника, как инструмент в руках Создателя. Верующие чаще благодарят за отправленную ссылку, рекомендованную книжку или курсы, за рассказ о чём-то новом и реже возвращают негативную реакцию.

В отношениях между боссом и лидером перемен безусловно важны бессознательные мотивы. Те, кто проигнорировали первую компоненту Триады Роста (социально-ролевую геномику) и сразу перешли к chang-management, испытывают ожидаемые трудности. Тут как в математике или изучении языка: пробел будет до тех пор напоминать о себе, пока его не устранишь...  Социально-ролевые пары проявляются не только в брачных- или в бизнес-союзах. Точно также выбирая, кого услышать, мы склонны проникаться доверием к носителям качеств парных по отношению к нашим. Добавьте к этому проблемы не геномных пар, например "манипулятор жертва", различия в интересах, вкусах и воспитании, и вы заметите, как много зависит от того, кто именно участвует в диалоге. Много, но не всё.

Родители взрослых детей могут вспомнить, как ребёнок горячо рекомендовал им книгу или фильм, который некоторое время назад был тому предложен самим родителем. Но ребёнок этого не помнит, потому что тогда был сосредоточен на своей детской протестной реакции. Такое же детское поведение могут демонстрировать коллеги лидера перемен, если по отношению к ним он оказался в трансакции "Взрослый Ребёнок". Тут теория игр Эрика Берна вам в помощь.

Женщины в роли RCL в общении с мужчинами могут заметить, как работают гендерные причины протестного мышления. Конечно, руководитель помнит, что платит зарплату подчинённой-женщине также и за предложения инновационного характера, но его внутренне бессознательное убеждение, что женский ум ущербней мужского, будет блокировать восприятие посланий от неё. Такая же реакция на женщин в офисе может быть у обладателей властной мамы или жены ("слушать ещё одну такую на работе? ну уж нет!").

Женщины, проходящие персональную лидерскую симуляцию (cetch-quest) в Центре Инновационных Учебных программ Kinsmark, на этапе сбора своей группы на погружение (погружение в тему, theme-diving) в полной мере испытывают на себе влияние гендерных факторов. Чем моложе и симпатичней женщина, тем труднее ей получить "да" от мужчины в ответ на приглашение пойти поучиться чему-то обоим полезному. Лишь одна женщина наделена привилегией предлагать мужчине знания без риска "быть забаненой". Именно ей в 2008 году я посвятила один из выпусков блога на сайте журнала Harvard Business Review. Это его бабушка. Новая информация, исходящая от женщины, будет восприниматься мужчиной тем легче, чем больше говорящая будет похожа на любимую маму, но лучше на бабушку. Наилучшие шансы на попадание в авторитетный список у женщин имеют мужчины не самого преклонного возраста и не лишённые сексуальной привлекательности*, у мужчин - наоборот.

 В коммуникациях с заказчиками перемен не стоит сбрасывать со счетов и их психологические особенности (собраны в пять типовых портретов и представлены в статье "Парад инноваторов", журнал "Стандарты и качество" № 11 за 2010 г.). Однако в моей практике были и случаи, когда лишь протестное мышление было помехой для СЕО в восприятии им нового, но этой единственной причины оказалось достаточно, чтобы компания отстала в своём развитии, растеряла команду, уступила один из рынков конкурентам. Нужно ли RCL разбираться с таким "гвоздём в голове" руководителя? Этот вопрос остаётся открытым...

* Маргагет Тэтчер никогда не скрывала, что не склонна доверять и подбирать в команду мужчин, лишённых привлекательности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Международная Гильдия Лидеров Перемен Kinsmark

Журнал-портал Гильдии

(с) Елена Маркушина. Любое цитирование материалов блога возможно только с указанием прямой видимой ссылки на первоисточник заимствования (для Интернет-ресурсов), а также с указанием имена автора и названия блога (для печатных изданий). Для заимствования текста длиной белее 2000 знаков необходимо разрешение автора.